Нет ничего сильнее жизни
о романе Валерия Бочкова "Брат мой Каин"
Нет ничего сильнее жизни,
Её боится даже смерть.
Кропит вода живая тризну,
Прах возвращая в коловерть.
Глеб Дейниченко
Признаюсь в слабости использования стихов моего мужа в заметках,написанных по любому поводу. Вот и на сей раз осмысливаю роман В.Бочкова "Брат мой Каин" и нахожу параллели в прозе и поэзии Гл.Дейниченко. Похоже,это не случайно,ведь мы- дети страшного в своей коловерти ХХ века. Бочковский герой, боевой генерал Платон Каширский , как и наши с мужем деды и отцы пережили царское время, Империалистическую,Гражданскую и Великую Отечественную войны. И концлагерь Маутхаузен для моего мужа не просто название. Это мученические годы плена его
отца Николая Петровича Дейниченко-запорожского казака и офицера-золотопогонника, а потом и красноармейца,которого захватили идеи революции.
Гражданская братоубийственная война в Таджикистане в 90-х годах вынудила нас,тассовских журналистов, покинуть родные места и переселиться в Россию. Но отзвуки той войны много лет являлись в кошмарных снах и тяжёлых воспоминаниях. Был бы жив сегодня мой Глеб, мы вместе обсудили бы роман "Брат мой Каин". И я уверена, в спор этот включились многие наши друзья-таджикистанцы, беженцы-переселенцы,живущие ныне в разных странах мира.
Думаю,каждый читатель В.Бочкова находит в себе черты характеров его героев, яростно ратующих за справедливость. Но не всем хочется признаваться в гнусных стремлениях на пути к этой справедливости. Зависть,ложь, убийство -это ведь не только в библейской истории братьев Каина и Авеля. Зло бродит и в нашей крови.
Валерий Бочков,как и в предыдущих своих романах, не поучает читателей, не советует как жить. Он призывает людей не истреблять друг друга и помнить,зло рождает только зло,в какие бы идейные одежды оно не рядилось. Зло предков откликается в потомках до седьмого колена.
Скажу честно, читать роман "Брат мой Каин" мне было трудно из-за перегруженности фактами и событиями из разных эпох,которые сталкиваются в какой-то фантасмагории. Мистика переплетается с реалиями нашего времени,семейная драма пытается вылиться в историческую эпопею. Тут и взорванный Московский Кремль эпохи перестройки и бандитские погромы в Питере, и приход к власти безумных лидеров,грозящих миру ядерной катастрофой. Но мне было очень интересно "бродить"
в лабиринтах памяти главной героини Кати-американской журналистки Кэт,которая ведёт мысленный спор с дедом Платоном. Разум Кати действует как бы одновременно в двух измерениях и в двух параллельных мирах. Дед Платон похоронен 35 лет назад на Новодевичьем кладбище,когда Катя была ещё подростком. Вскоре вместе с матерью и отчимом-проповедником конфессии "Свидетели Иеговы" она уезжает в Америку и переживает там не одну душевную трагедию. Катя-Кэт возвращается в Москву тележурналисткой Си-эн-эн ,чтобы рассказать в своих телерепортажах правду о новой России. Она попадает в Санкт-Петербурге даже в центр контроля за ядерными силами Российской империи под названием "Кулак Сатаны".
И всюду проводником Кати становится её дед Платон. Он будто вселился во внучку: она слышит его голос,он пульсирует в её крови. Во всех событиях жизни деда Катя видит участницей и себя. Вот малолетний Платон -сын батрака работает в услужении у богатого купца,вот глотает обиду от соседей в казацкой станице,презирающих холопов. Платон копит в себе злобу и на Масленицу в кулачных боях вымещает её на обидчиках - кровавой юшкой на снегу подписывает свою клятву мести. И мчит в жизни по своим правилам.Воюет в Армавире, Черновцах, Минске,Баку, Тифлисе, Царицыне, Багдаде. С кличем "Шашки наголо!" он кидается в атаку и через жизнь красного командира проходят не желающие принять советскую власть генералы Брусилов, Баратов, Попов,Мамонтов. А по пути Платону - с Будённым, Фрунзе, Ворошиловым, Сталиным и вождём мирового пролетариата Лениным.
В мысленном диалоге с дедом Катя пытается выяснить, во имя чего люди с таким сладострастием убивают друг друга? И как без содрогания вникнуть в пророчество однополчанина Платона пленного офицера Долматова,проклявшего борцов за всемирное счастье.Тот убеждён,что принудительная справедливость в устройстве мира не предусмотрена. Орёл рождается орлом,а зяблик зябликом. А прельстил красноармейцев сверкающей игрушкой справедливости сам дьявол. Платон испытал страх от этих слов. Но, как истинно русский, красный генерал не умеет жить без страданий,ведь горе и беда запрограммированы в нас. Пытки,расстрелы, лагеря и кто там палач , а кто жертва? Всё переплелось так, что человек из одной роли в другую плавно переходит,порой незаметно для самого себя.
Дед говорит Кате,что и в ней течёт та же волчья кровь.
- Нет!-возражает внучка.-Я пытаюсь найти в душе силы,чтобы простить тебя.
Но деду необходимо, чтобы Катя лишь поняла его. А прощать- нет у неё такого права...
Закончить свой отзыв я хочу опять строками из стиха Глеба Дейниченко
На мельницу времён людские поколенья
Из века в век приносят дань свою.
За смертью смерть и вновь за ней рожденье
Питают у эпох бессмертия струю.
Живём - пылинки на стопах тысячелетий.
Вся наша жизнь - рой точек,запятых,
Во временах оставшихся мгновений -
И всё-таки таких безумно дорогих.
Гатчина,август 2020 года.
Свидетельство о публикации №220081600655
Вера, очень к месту использованы стихи. Глеба Николаевича можно цитировать всегда
Нет ничего сильнее жизни,
Её боится даже смерть.
Кропит вода живая тризну,
Прах возвращая в коловерть.
Гульсифат Шахиди 22.08.2020 12:27 Заявить о нарушении
Вера Дейниченко 22.08.2020 13:29 Заявить о нарушении