Происшествия в Орфографстве
Книга из серии «Читаем, учимся, играем» представлена в формате PDF. Ее нужно распечатать на принтере и давать ребенку по несколько страниц в день: так ему будет удобнее выполнять задания.
Как всегда, здесь представлен отрывок из книги.
Происшествия в Орфографстве
Книжка для тех, кто не любит уроки русского языка
Почти квест
Тимка и Тёмка, братья-близнецы, сидели за столом над учебником русского языка и готовились к контрольной работе. Это было самое нудное занятие, какое только можно было придумать. Хотелось есть, спать, играть – что угодно, но только не учить эти сухие, как баранки, правила. Впрочем, баранки были лучше, и братья, наверное, сейчас их с удовольствием погрызли бы. Но мама сказала: «Сегодня воскресенье. Вы выспались, позавтракали, а теперь – марш за уроки. И пока не подготовитесь к контрольной…» Ну, в общем, вы знаете, что говорят мамы в таких случаях.
Тимка с тоской посмотрел на футбольный мяч, который лежал в углу и смиренно дожидался, когда хозяева освободятся. Однако пока ничто не предвещало такой исход событий. Братья часто отвлекались: то искали припрятанную где-то жвачку, то вспоминали, как удачно в последней игре забили гол, то спорили, какая порода собак лучше. Между тем погода стала портиться, и шансов поиграть сегодня в футбол становилось все меньше.
Братья уже в который раз читали одно и то же правило, но оно никак не хотело запоминаться.
– Давай по очереди рассказывать, – предложит Тимка.
– Давай, – согласился Тёмка. – Только, чур, ты первый рассказываешь.
– А почему это я? – удивился Тимка.
– Потому что ты старше меня, на целых 10 минут.
– Ах так? – Тимка на несколько секунд задумался в поисках правильного ответа. – Ну, раз я старше, то ты должен мне подчиняться. Вот и выполняй мой приказ – рассказывай!
Тёмка от такой наглости открыл рот и не знал, что сказать. Пока они спорили, солнце спряталось за небольшие тучки, а ветер заметно усилился. Вдруг окно резко распахнулось, и занавеска взлетела вверх, сметая с подоконника робота, которого братья сконструировали из «Lego Super Heroes».
– А– а– а– ! – закричал Тёмка, – он разбился!
– Не разбился, не ной, – успокоил его Тимка, – просто рассыпался. Вечером снова соберем.
Он хотел закрыть окно, но ветер подул еще сильнее и ворвался в комнату, осыпая пол тополиным пухом. А потом в комнату влетело что-то ещё и упало около двери. Это был маленький бумажный самолётик.
– Наверное, Витька запустил, – с тоской сказал Тимка, представляя, как друзья собрались во дворе и занимаются чем-то интересным, а вовсе не этими дурацкими правилами по русскому языку. Он выглянул в окно, но внизу никого не было.
– Тимка, смотри, какой интересный самолётик, – сказал Тёмка.
– Да, сложная конструкция, – согласился Тимка. – Нужно посмотреть, как он устроен, и мы с тобой сделаем такой же.
Мальчики стали разворачивать самолётик и вдруг увидели, что бумага, из которой он был сделан, исписана какими-то знаками.
– По-моему, здесь что-то зашифровано, – восторженно сказал Тёмка. – Попробуем расшифровать?
– Давай! – согласился Тимка.
Задание:
Расшифруй, что здесь написано, и узнай, кто это писал.
После того, как письмо от графа Корня было прочитано, Тёмка сказал:
– Что-то произошло в Орфографстве графа Корня. Нужно ему помочь.
– Интересно, как? – ухмыльнулся Тимка. - Может, ты знаешь дорогу в Орфографство? А может у тебя еще и оружие найдется? И кстати, ты хоть из пистолета стрелять умеешь? Из настоящего, а не водяного, который нам папа купил.
– А с чего ты решил, что нам придётся сражаться оружием? Мы ведь не знаем, какая помощь нужна графу. Может, он заблудился в лесу, тогда ему нужен компас, а не пистолет, – ехидно сказал Тёмка.
– Компас? Точно, компас! – радостно воскликнул Тимка. – Тёма, ты гений! Ведь там, на бумажке, нарисован компас и составлен маршрут движения по азимуту. Как же я раньше не догадался! Где самолётик?
– Да вот он, – Тёмка растерянно протянул брату бумажку.
– Отлично! – воскликнул Тимка. – Посмотри, что здесь нарисовано. Теперь у нас есть маршрут, и мы сможем добраться до Орфографства.
– Интересно, на чём? – съехидничал Тёмка. – Может, на бумажном самолётике?
– А что, это идея! – обрадовался Тимка. – Возможно, он прилетел из сказки. А если это так, то в сказке все предметы должны быть волшебными.
– Вот еще! Такой большой, а верит в сказки, – ухмыльнулся Тёмка.
– Хорошо, – согласился Тимка. – Это не сказка. Но, может быть, это параллельный мир. А?
– И что?
– А то, что нам придется идти пешком, и когда мы попадём в нужную точку, там должен открыться портал.
– Ну, это другое дело. Давай собирать рюкзак, пока мама вышла в магазин.
И братья дружно взялись за дело.
Задание :
Выбери 10 самых необходимых для путешествия предметов.
– Нужно взять учебник по русскому языку, – сказал Тёмка.
– Зачем? – удивился Тимка.
– Это же законы Орфографства, а законы страны нужно знать, – уверенно заявил Тёмка.
Братья быстро собрались, написали маме записку и отправились в путь. Через несколько часов они были на месте. Мальчики огляделись по сторонам: вокруг был пустырь с несколькими кустиками и камнями разной величины.
– Ну и где здесь портал? – поинтересовался Тёмка.
– Пока не знаю, нужно подумать, – ответил Тимка, и стал внимательно разглядывать камни. – Скорее всего, вход в портал возле самого большого камня.
Самый большой камень был совсем рядом, за кустом. Он был не такой уж большой, но все-таки крупнее остальных.
– Дальше-то что делать? – опять спросил Тёмка.
– Подожди, – отмахнулся Тимка, достал из рюкзака лупу и стал разглядывать камень.
На камне было написано: «Предъявите пароль».
Ниже были нарисованы очень знакомые знаки.
Задание:
Найди слово, которое будет соответствовать схеме, нарисованной на камне. Ищи подсказку у Чеширского кота.
Прочитав инструкцию, братья задумались.
– Слово состоит из корня, суффикса и окончания. Что может быть у Чеширского кота? Хвост? В этом слове только корень и нулевое окончание... – стал размышлять Тимка. – Лапа? Тоже без суффикса...
– Улыбка! – обрадовался Темка. – Нам нужно предъявить улыбку.
Братья дружно улыбнулись и … оказались в незнакомом городе. Они с удивлением рассматривали дома и приусадебные участки. В самом начале улицы все дома были чистенькие и ухоженные, но дальше картина резко менялась: красочные домики были разрушены, а рядом валялись груды камней и поломанных заборов. От удивления братья так и застыли на месте с улыбками на лицах, и теперь эти улыбки казались совсем даже не приветливыми, а глупыми.
– Что это вы тут улыбаетесь, когда в нашем Орфографстве такое несчастье? – спросила пожилая дама, неожиданно оказавшаяся рядом с братьями.
– Ой, а Вы кто? – испуганно спросил Тимка.
– Я – графиня Основа, – с достоинством ответила дама.
– А– а– а … Вы, наверное, родственница Графа Корня, который правит Орфографством? – предположил Тёмка.
– Вообще-то Орфографством должна править я, потому что я в слове главная, – надменно ответила дама. – В моем подчинении приставки, Корень и суффиксы.
– Тогда почему правит Корень? – удивились мальчики.
– Во-первых, у Корня много влиятельных родственников. Это однокоренные слова, слышали о таких?
– А во-вторых?
– Во-вторых, мужчине легче управлять, чем женщине. Вот у меня всё время меняются то приставки, то суффиксы. Некоторые суффиксы вообще вышли из подчинения. А Корень, он постоянный, надёжный. Поэтому я и передала ему бразды правления.
– Но и граф Корень не такой всемогущий, как Вы говорите, – возразил Тимка. Мы тут записочку от него получили, где он просит о помощи.
– Да-да! – воскликнула графиня Основа. – Дело в том, что в наше Орфографство проникла Ошибка и всё здесь изменила.
– Поэтому Вы так печальны? – с сожалением спросил Тёмка.
– Да, – ответила графиня Основа и заплакала. – Был у меня замечательный, основательный домик, – продолжила она, вытерев слёзы платочком. – В нём жили я и мои приближённые. У каждого была своя комната. Но Ошибка устроила землетрясение и внесла неразбериху в нашу жизнь. Она забралась в мой дом, где жили дружные соседи, и всех перессорила. В комнатах остались только устойчивые сочетания –ОРО– и –ОЛО–. Остальные буквы, которые раньше были согласными, теперь не согласны с соседями. Они вышли на улицу и стали спорить, кому где жить. Умоляю, верните всех на место. А я не могу.
– Почему? – хором спросили братья.
– Дело в том, что я … что они ... они меня не слышат ... Они не хотят меня слушать! – сказала графиня и снова заплакала.
– Это не беда. Сейчас мы Вам поможем. Правда, Тёмка?
– Конечно! Только сначала заглянем в учебник.
И мальчики взялись за дело.
Задание:
Подумай, какие согласные можно вставить в клетки, чтобы получились слова.
Когда дом был восстановлен, графиня поблагодарила неожиданных помощников и, пообещав прислать им приглашение на бал, который состоится, как только Ошибка будет изгнана из графства, ушла.
– Мы Вам очень признательны, графиня, – со смехом сказал Тёмка и низко поклонился. – Только бала нам и не хватало.
Но графиня была уже далеко. Братья не знали, куда идти дальше и где искать графа Корня. Вдали виднелась ограда с надписью «Зоопарк», и они направились к ограде. В это время из ворот вышел старичок. Внимание мальчиков привлекла его форменная фуражка, на которой вместо кокарды красовался большой твердый знак.
– Ой, смотри-ка, твердый знак! – дёрнул брата за рукав Тёмка.
– Да, теперь просто Твердый Знак, – грустно согласился старик. - А раньше я был кто?
– Кто? – хором спросили братья.
– Раньше я был Ер! – гордо сказал старик. – Звучит?
– Звучит, – неуверенно ответили Тимка и Тёмка.
– Когда-то у меня была должность: я закреплял окончания, отделял приставки от корня … и меня все слушались. А потом мою должность убрали, и я стал никому не нужен. Иногда появляюсь в словах, но редко. Ещё вот подрабатываю сторожем в зоопарке.
Мальчики переглянулись.
– Зоопарк – это интересно, – сказал Тимка, – я люблю зверей.
– И я! – обрадовался Тёмка. – Давайте посмотрим, как там звери живут.
– Увы, ничего не получится, – прокряхтел старик. – С тех пор, как в нашем графстве появилась Ошибка, всё стало разваливаться. Вот я, например, следил, чтобы животные всегда находились в своих клетках. Но Ошибка открыла замки, и все обитатели разбежались, кто куда. Нужно бы их вернуть на место, да разве я поймаю. Старый стал. Да и в какую клетку кого посадить, не помню. Помогли бы вы мне, ребятки, а?
– Запросто! Сейчас мы всех найдем! – и братья побежали к клеткам, которые находились за оградой зоопарка.
Старик поплёлся за ними.
Задание:
Вставь в пустые клеточки названия животных, которых ты видишь на таблице, так, чтобы получились новые слова.
После того, как все животные были помещены в свои клетки, сторож стал раскладывать еду, а братья с удовольствием ему помогали.
– А, вот вы где! – услышали они чей-то голос. – Еле нашёл вас.
Все обернулись и увидели бравого почтальона с письмом в руке.
– Кого, нас? – снова хором спросили мальчики?
– Вас, вас. Вы же Тимофей и Артём?
– Да–а–а, – растерянно проговорил Тимка, а Тёмка от удивления вообще ничего не мог сказать.
– Вам письмо от числительных.
– Почему нам? – пробормотал Тёмка.
– Сейчас узнаем, – решительно сказал Тимка и открыл конверт.
Вот это письмо:
Дорогие друзья!
Ошибка обманом заставила нас покинуть наш дом, в котором мы жили спокойно и счастливо. Она завела нас в лес и там бросила. Мы заблудились, еле нашли дорогу домой, но теперь не знаем, где наше место. Помогите нам найти свои квартиры.
Несчастные числительные.
– И где нам искать эти самые числительные? – спросил Тёмка.
– Они здесь, совсем близко, я покажу, – сказал почтальон и направился к выходу. Мальчики попрощались со сторожем и поспешили за почтальоном.
Через некоторое время они подошли к симпатичному домику, который не был разрушен землетрясением. Рядом с ним, сбившись в кучку, стояли растерянные числительные. Увидев братьев, они жалостно запричитали. Тимка и Тёмка успокоили несчастных и стали внимательно рассматривать дом, чтобы правильно распределить в нём жильцов.
Задание:
В каждой клеточке живет какое-то число. Вставь его так, чтобы получилось слово.
– Фу… – выдохнул Тёмка, ну и трудное дело мы провернули.
Числительные выглядывали из окон и приветливо махали руками. Братья уже собрались идти дальше, чтобы, наконец, найти графа Корня, но тут к дому подбежал мальчик с сачком.
– Вы не видели, здесь буквы не пробегали?
– Кого мы только здесь уже не видели! Какие буквы тебе нужны? – спросил Тимка.
– Беглые гласные. Понимаете, я собирал слова с гласными О и Е, а эти буквы ночью выскочили и убежали. Я слова пока запер: повесил на них окончания, а беглецов хочу вернуть. Помогите мне.
Задание:
Измени каждое слово так, чтобы в нем появилась беглая гласная. Например: ветра – ветЕр
Наконец беглянки были пойманы и отправлены на свои места.
– Попались, голубушки! – воскликнул мальчик. – Теперь не убежите, уж я вас запру крепко-накрепко.
– Зачем же их запирать? – спросил Тёмка. – На то они и беглые, чтобы перебегать из одной формы слова в другую.
– Ух ты! – удивился мальчик. – А вы откуда знаете?
– Да так…, – застеснялся Тёмка, – в школе учили.
– Я тоже в школе учился, – грустно сказал мальчик, – только не помню ничего про всякие там слова, буквы… В общем, не выучил я правила.
– А как ты сюда попал? – спросил Тимка.
– Сам не знаю! Однажды с досады швырнул учебник в угол комнаты, а потом подумал, что все равно учить придется, и пошёл его поднимать. Протянул руку и … очутился здесь. Тут я и встретил графа Корня. Он сказал, что я должен выучить все правила, тогда он меня отпустит. Теперь приходится здесь учить.
– Ты видел графа Корня? Где он? Мы его ищем!
– Идите прямо. Когда дойдете до почты, поверните налево, а там и река недалеко. Спросите у рыболова, куда идти дальше.
И братья пошли. Совсем скоро они действительно увидели почтовое здание и хотели пройти мимо, но тут распахнулось окно, и какой-то старичок закричал им:
– Сюда, сюда! Вам обязательно нужно зайти сюда!
Мальчики удивлённо пожали плечами и подошли к окну. Старичок восторженно воскликнул:
– О, прибыли мои спасатели! Прекрасно! Я очень надеюсь, что вы мне поможете.
– Что случилось? – спросили братья.
– Видите ли, мне нужно срочно узнать, какая из этих посылок принадлежат мне.
– Как же мы узнаем?
– Очень просто: если вы найдете в слове суффикс, значит, эта посылка адресована мне, потому что именно я и есть суффикс.
– А почему вы сами не определите?
– О, эта противная Ошибка постоянно вредит жителям Орфографства! Она спрятала мои очки. А почтальон ушел разносить письма. Посылки он не разносит, мы их сами получаем. Такие правила.
– Хорошо, мы попробуем помочь вам.Где там наш учебник?
Задание:
Найди суффиксы в данных словах и отдай посылки их адресату.
И вот посылка была найдена. Вернее, их оказалось две. Восторженный суффикс долго благодарил братьев за помощь и даже хотел проводить их до самой речки. Но куда ему с двумя посылками? Попрощавшись с ним, мальчики пошли дальше. Вдали показалась река. На берегу сидел рыболов.
– Что- то я немного устал, – сказал Тёмка. - Давай посидим рядом с рыбаком, отдохнем, заодно расспросим, куда идти дальше.
Тимка согласился.
– Здравствуйте, как улов? – спросил Тимка, когда они подошли к рыбаку.
– Ничего, маленько поймал.
– А в реке рыбы много?
– Много, да не вся на мою приманку клюет.
– Какая же у вас приманка?
Рыбак показал удочку, на крючке которой висел мягкий знак:
– Рыбёшки-то не простые, а особенные. Ко мне на удочку попадаются только те, кому не хватает “Ь”.
– Хотите, я узнаю, сколько рыбок вы сегодня сможете поймать? – предложил Тёмка.
– Ну-ну … – с сомнением ответил рыбак.
И братья стали искать слова, которым требовался мягкий знак.
Задание:
Найди слова-рыбы, которым требуется мягкий знак, и впиши его.
– Хороший сегодня улов, – обрадовался рыбак. – Недаром все говорят, что вы знатоки русского языка.
– Кто говорит? – удивились братья.
– Все! – снова сказал рыбак.
– Откуда вы знаете? Вы же целый день рыбачите и в городе не были.
– Рыбки шепнули – засмеялся рыбак и поделился с братьями бутербродами.
Потом он рассказал, как найти графа, но предупредил, что путь будет нелёгким. И мальчики пошли по тропинке, которую он им показал.
Свидетельство о публикации №220081600752