Происшествия в Орфографстве

Книга для школьников 5-7 классов о приключениях братьев-близнецов в загадочном Орфографстве, где они спасают жителей, решая различные головоломки, разгадывая загадки и ребусы.
Книга из серии «Читаем, учимся, играем» представлена в формате PDF. Ее нужно распечатать на принтере и давать ребенку по несколько страниц в день: так ему будет удобнее выполнять задания.
Как всегда, здесь представлен отрывок из книги.


Происшествия в Орфографстве

Книжка для тех, кто не любит уроки русского языка
Почти квест

Тимка и Тёмка, братья-близнецы, сидели за столом над учебником русского языка и готовились к контрольной работе. Это было самое нудное занятие, какое только можно было придумать. Хотелось есть, спать, играть – что угодно, но только не учить эти сухие, как баранки, правила. Впрочем, баранки были лучше, и братья, наверное, сейчас их с удовольствием погрызли бы. Но мама сказала: «Сегодня воскресенье. Вы выспались, позавтракали, а теперь – марш за уроки. И пока не подготовитесь к контрольной…»  Ну, в общем, вы знаете, что говорят мамы в таких случаях.

Тимка с тоской посмотрел на футбольный мяч, который лежал в углу и смиренно дожидался, когда хозяева освободятся.  Однако пока ничто не предвещало такой исход событий. Братья часто отвлекались: то искали припрятанную где-то жвачку, то вспоминали, как удачно в последней игре забили гол, то спорили, какая порода собак лучше. Между тем погода стала портиться, и шансов поиграть сегодня в футбол становилось все меньше.

Братья уже в который раз читали одно и то же правило, но оно никак не хотело запоминаться.

–  Давай по очереди рассказывать, –  предложит Тимка.
–  Давай, –  согласился Тёмка. – Только, чур, ты первый рассказываешь.
–  А почему это я? – удивился Тимка.
–  Потому что ты старше меня, на целых 10 минут.

–  Ах так? – Тимка на несколько секунд задумался в поисках правильного ответа. – Ну, раз я старше, то ты должен мне подчиняться. Вот и выполняй мой приказ – рассказывай!

Тёмка от такой наглости открыл рот и не знал, что сказать. Пока они спорили,  солнце спряталось за небольшие тучки, а ветер заметно усилился. Вдруг окно резко распахнулось, и занавеска взлетела вверх, сметая с подоконника робота, которого братья сконструировали из «Lego Super Heroes».

–  А– а– а– ! – закричал Тёмка, –  он разбился!
–  Не разбился, не ной, –  успокоил его Тимка, –  просто рассыпался. Вечером снова соберем.

Он хотел закрыть окно, но ветер подул еще сильнее и ворвался в комнату, осыпая пол тополиным пухом. А потом в комнату влетело что-то ещё и упало около двери. Это был маленький бумажный самолётик.

–  Наверное, Витька запустил, –  с тоской сказал Тимка, представляя, как друзья собрались во дворе и занимаются чем-то интересным, а вовсе не этими дурацкими правилами по русскому языку. Он выглянул в окно, но внизу никого не было.

–  Тимка, смотри, какой интересный самолётик, –  сказал Тёмка.
–  Да, сложная конструкция, –  согласился Тимка. – Нужно посмотреть, как он устроен, и мы с тобой сделаем такой же.

Мальчики стали разворачивать самолётик и вдруг увидели, что бумага, из которой он был сделан, исписана какими-то знаками.

–  По-моему, здесь что-то зашифровано, –  восторженно сказал Тёмка. –  Попробуем расшифровать?
–  Давай! – согласился Тимка.

Задание:
Расшифруй, что здесь написано, и узнай, кто это писал.

После того, как письмо от графа Корня было прочитано, Тёмка сказал:
–  Что-то произошло в Орфографстве графа Корня. Нужно  ему помочь.
–  Интересно, как? –  ухмыльнулся Тимка. - Может, ты знаешь дорогу  в Орфографство? А может у тебя еще и оружие найдется? И кстати, ты хоть из пистолета стрелять умеешь? Из настоящего, а не водяного, который нам папа купил.
–  А с чего ты решил, что нам придётся сражаться оружием? Мы ведь не знаем, какая помощь нужна графу. Может, он заблудился в лесу, тогда ему нужен компас, а не пистолет, –  ехидно сказал Тёмка.

–  Компас? Точно, компас! – радостно воскликнул Тимка. – Тёма, ты гений! Ведь там, на бумажке, нарисован компас и составлен маршрут движения по азимуту. Как же я раньше не догадался! Где самолётик?

–  Да вот он, –  Тёмка растерянно протянул брату бумажку.
–  Отлично! – воскликнул Тимка. –  Посмотри, что здесь нарисовано. Теперь у нас есть маршрут, и мы сможем добраться до Орфографства.

–  Интересно, на чём? – съехидничал Тёмка. – Может, на бумажном самолётике?
–  А что, это идея! – обрадовался Тимка. – Возможно, он прилетел из сказки. А если это так, то в сказке все предметы должны быть волшебными.

–  Вот еще! Такой большой, а верит в сказки, –  ухмыльнулся Тёмка.
–  Хорошо, –  согласился Тимка. – Это не сказка. Но, может быть, это параллельный мир. А?
–  И что?
–  А то, что нам придется идти пешком, и когда мы попадём в нужную точку, там должен открыться портал.
–  Ну, это другое дело. Давай собирать рюкзак, пока мама вышла в магазин.
И братья дружно взялись за дело.

Задание :
Выбери 10 самых необходимых для путешествия предметов.

–  Нужно взять учебник по русскому языку, –  сказал Тёмка.
–  Зачем? –  удивился Тимка.
–  Это же законы Орфографства, а законы страны нужно знать, –  уверенно заявил Тёмка.

Братья быстро собрались, написали маме записку и отправились в путь. Через несколько часов они были на месте. Мальчики огляделись по сторонам: вокруг был пустырь с несколькими кустиками и камнями разной величины.

–  Ну и где здесь портал? – поинтересовался Тёмка.
–  Пока не знаю, нужно подумать, –  ответил Тимка, и стал внимательно разглядывать камни. –  Скорее всего, вход в портал возле самого большого камня.
Самый большой камень был совсем рядом, за кустом. Он был не такой уж большой, но все-таки крупнее остальных.

–  Дальше-то что делать? – опять спросил Тёмка.
–  Подожди, –  отмахнулся Тимка, достал из рюкзака лупу и стал разглядывать камень.
На камне было написано:  «Предъявите пароль».
Ниже были нарисованы очень знакомые знаки.

Задание:
Найди слово, которое будет соответствовать схеме, нарисованной на камне. Ищи подсказку у Чеширского кота.

Прочитав инструкцию, братья задумались.
– Слово состоит из корня, суффикса и окончания. Что может быть у Чеширского кота? Хвост? В этом слове только корень и нулевое окончание... – стал размышлять Тимка. – Лапа? Тоже без суффикса...
–  Улыбка! – обрадовался Темка. – Нам нужно предъявить улыбку.

Братья дружно улыбнулись и … оказались в незнакомом городе. Они с удивлением рассматривали дома и приусадебные участки. В самом начале улицы все дома были чистенькие и ухоженные, но дальше картина резко менялась: красочные домики были разрушены, а рядом валялись груды камней и поломанных заборов. От удивления братья так и застыли на месте с улыбками на лицах, и теперь эти улыбки казались совсем даже не приветливыми, а глупыми.

–  Что это вы тут улыбаетесь, когда в нашем Орфографстве такое несчастье? – спросила пожилая дама, неожиданно оказавшаяся рядом с братьями.

–  Ой, а Вы кто? – испуганно спросил Тимка.
–  Я – графиня Основа, –  с достоинством ответила дама.
–  А– а– а … Вы, наверное, родственница Графа Корня, который правит Орфографством? –  предположил Тёмка.

–  Вообще-то Орфографством должна править я, потому что я в слове главная, –  надменно ответила дама. –  В моем подчинении приставки, Корень и суффиксы.
–  Тогда почему правит Корень? – удивились мальчики.
–  Во-первых, у Корня много влиятельных родственников. Это однокоренные слова, слышали о таких? 
–  А во-вторых?
–  Во-вторых, мужчине легче управлять, чем женщине. Вот у меня всё время меняются то приставки, то суффиксы. Некоторые суффиксы вообще вышли из подчинения. А Корень, он постоянный, надёжный. Поэтому я и передала ему бразды правления.

–  Но и граф Корень не такой всемогущий, как Вы говорите, –  возразил Тимка. Мы тут записочку от него получили, где он просит о помощи.
–  Да-да!  – воскликнула графиня Основа. –  Дело в том, что в наше Орфографство проникла Ошибка и всё здесь изменила.

–  Поэтому Вы так печальны? – с сожалением спросил Тёмка.

– Да, – ответила графиня Основа и заплакала. – Был у меня замечательный, основательный домик, – продолжила она, вытерев слёзы платочком. – В нём жили я и мои приближённые. У каждого была своя комната. Но Ошибка устроила землетрясение и внесла неразбериху в нашу жизнь. Она забралась в мой дом, где жили дружные соседи, и всех перессорила. В комнатах остались только устойчивые сочетания –ОРО–  и –ОЛО–. Остальные буквы, которые раньше были согласными, теперь не согласны с соседями. Они вышли на улицу и стали спорить, кому где жить. Умоляю, верните всех на место. А я не могу.

– Почему? – хором спросили братья.

– Дело в том, что я … что они ... они меня не слышат ... Они не хотят меня слушать! – сказала графиня и снова заплакала.
– Это не беда. Сейчас мы Вам поможем. Правда, Тёмка?
– Конечно! Только сначала заглянем в учебник.
И мальчики взялись за дело.


Задание:
Подумай, какие согласные можно вставить в клетки, чтобы получились слова.

Когда дом был восстановлен, графиня поблагодарила неожиданных помощников и, пообещав прислать им приглашение на бал, который состоится, как только Ошибка будет изгнана из графства, ушла.

–  Мы Вам очень признательны, графиня, –  со смехом сказал Тёмка и низко поклонился. – Только бала нам и не хватало.

Но графиня была уже далеко. Братья не знали, куда идти дальше и где искать графа Корня. Вдали виднелась ограда с надписью «Зоопарк», и они направились к ограде. В это время из ворот вышел старичок. Внимание мальчиков привлекла его форменная фуражка, на которой вместо кокарды красовался большой твердый знак.

–  Ой, смотри-ка, твердый знак! – дёрнул брата за рукав Тёмка.
–  Да, теперь просто Твердый Знак, –  грустно согласился старик. - А раньше я был кто?
–  Кто? – хором спросили братья.
–  Раньше я был Ер! –  гордо сказал старик. – Звучит?
–  Звучит, –  неуверенно ответили Тимка и Тёмка.
–  Когда-то у меня была должность: я закреплял окончания, отделял приставки от корня …  и меня все слушались.  А потом мою должность убрали, и я стал никому не нужен. Иногда появляюсь в словах, но редко. Ещё вот подрабатываю сторожем в зоопарке.

Мальчики переглянулись.
–  Зоопарк – это интересно, –  сказал Тимка, –  я люблю зверей.
–  И я! –  обрадовался Тёмка. – Давайте посмотрим, как там звери живут.
–  Увы, ничего не получится, –  прокряхтел старик. –  С тех пор, как в нашем графстве появилась Ошибка, всё стало разваливаться. Вот я, например,  следил, чтобы животные всегда находились в своих клетках. Но Ошибка открыла замки, и все обитатели разбежались, кто куда. Нужно бы их вернуть на место, да разве я поймаю. Старый стал. Да и в какую клетку кого посадить, не помню. Помогли бы вы мне, ребятки, а?
–  Запросто! Сейчас мы всех найдем! – и братья побежали к клеткам, которые находились  за оградой зоопарка.
Старик поплёлся за ними.

Задание:
Вставь в пустые клеточки названия животных, которых ты видишь на таблице, так, чтобы получились новые слова.

После того, как все животные были помещены в свои клетки, сторож стал раскладывать еду, а  братья с удовольствием ему помогали.

–  А, вот вы где! – услышали они чей-то голос. – Еле нашёл вас.
Все обернулись и увидели бравого почтальона с письмом в руке.
–  Кого, нас? – снова хором спросили мальчики?
–  Вас, вас. Вы же Тимофей и Артём?
–  Да–а–а, –  растерянно проговорил Тимка, а Тёмка от удивления вообще ничего не мог сказать.
–  Вам письмо от числительных.
–  Почему нам?  – пробормотал Тёмка.
–  Сейчас узнаем, –  решительно сказал Тимка и открыл конверт.

Вот это письмо:

Дорогие друзья!
Ошибка обманом заставила нас покинуть наш дом, в котором мы жили спокойно и счастливо. Она завела нас в лес и там бросила. Мы заблудились, еле нашли  дорогу домой, но теперь  не знаем, где наше место. Помогите нам найти свои квартиры.
Несчастные числительные.

–  И где нам искать эти самые числительные? – спросил Тёмка.
–  Они здесь, совсем близко, я покажу, –  сказал почтальон и направился к выходу. Мальчики попрощались со сторожем и поспешили за почтальоном.

Через некоторое время они подошли к симпатичному домику, который не был разрушен землетрясением. Рядом с ним, сбившись в кучку, стояли растерянные числительные. Увидев братьев, они жалостно запричитали. Тимка и Тёмка успокоили несчастных и стали внимательно рассматривать дом, чтобы правильно распределить в нём жильцов.               

Задание:
В каждой клеточке живет какое-то число. Вставь его так, чтобы получилось  слово.

  –  Фу… –  выдохнул Тёмка, ну и трудное дело мы провернули.
Числительные выглядывали из окон и приветливо махали руками. Братья уже собрались идти дальше, чтобы, наконец,  найти графа Корня, но тут к дому подбежал мальчик с сачком.

–  Вы не видели, здесь буквы не пробегали?
–  Кого мы только здесь уже не видели! Какие буквы тебе нужны? –  спросил Тимка.
–  Беглые гласные. Понимаете, я собирал слова с гласными О и Е, а эти буквы ночью выскочили и убежали. Я слова пока запер: повесил на них окончания, а беглецов хочу вернуть. Помогите мне.

Задание:
Измени каждое слово так, чтобы в нем появилась беглая гласная. Например:  ветра  – ветЕр 

Наконец беглянки были пойманы и отправлены на свои места.
–  Попались, голубушки! – воскликнул мальчик. – Теперь не убежите, уж я вас запру крепко-накрепко.
–  Зачем же их запирать? – спросил Тёмка. –  На то они и беглые, чтобы перебегать  из одной формы слова  в другую.
–  Ух ты! – удивился мальчик. – А вы откуда знаете?
–  Да так…, –  застеснялся Тёмка, –  в школе учили.
–  Я тоже в школе учился, –  грустно сказал мальчик, –  только не помню ничего про всякие там слова, буквы…  В общем, не выучил я правила.
–  А как ты сюда попал? – спросил Тимка.
–  Сам не знаю! Однажды с досады швырнул учебник в угол комнаты, а потом подумал, что все равно учить придется, и пошёл его поднимать. Протянул руку и … очутился здесь. Тут я и встретил графа Корня. Он сказал, что я должен выучить все правила, тогда он меня отпустит. Теперь приходится здесь учить.

–  Ты видел графа Корня? Где он? Мы его ищем!
–  Идите прямо. Когда дойдете до почты, поверните налево, а там и река недалеко. Спросите у рыболова, куда идти дальше.

 И братья пошли. Совсем скоро они действительно увидели почтовое здание и хотели пройти мимо, но тут распахнулось окно, и какой-то старичок  закричал им:
–  Сюда, сюда! Вам обязательно нужно зайти сюда!
Мальчики удивлённо пожали плечами и подошли к окну. Старичок восторженно воскликнул:
–  О, прибыли мои спасатели! Прекрасно! Я очень надеюсь, что вы мне поможете.
–  Что случилось? – спросили братья.
–  Видите ли, мне нужно срочно узнать, какая из этих посылок принадлежат мне.
–  Как же мы узнаем?
–  Очень просто: если вы найдете в слове суффикс, значит, эта посылка адресована мне, потому что именно я и есть суффикс.
–  А почему вы сами не определите?
–  О, эта противная Ошибка постоянно вредит жителям Орфографства! Она спрятала мои очки.  А почтальон ушел разносить письма. Посылки он не разносит, мы их сами получаем. Такие правила.
–  Хорошо, мы попробуем помочь вам.Где там наш учебник?

 Задание:
Найди суффиксы в данных словах и отдай посылки их адресату.

И вот посылка была найдена. Вернее, их оказалось две. Восторженный суффикс долго благодарил братьев за помощь и даже хотел проводить их до самой речки. Но куда ему с двумя посылками? Попрощавшись с ним, мальчики пошли дальше. Вдали показалась река. На берегу сидел рыболов.

–  Что- то я немного устал, –  сказал Тёмка. - Давай посидим рядом с рыбаком, отдохнем, заодно расспросим, куда идти дальше.
Тимка согласился.

–  Здравствуйте, как улов? –  спросил Тимка, когда они подошли к рыбаку.
–  Ничего, маленько поймал.
–  А в реке рыбы много?
–  Много, да не вся на мою приманку клюет.
–  Какая же у вас приманка?
Рыбак показал удочку, на крючке которой висел мягкий знак:
–  Рыбёшки-то не простые, а особенные. Ко мне на удочку попадаются только те, кому не хватает “Ь”.
–  Хотите, я узнаю, сколько рыбок вы сегодня сможете поймать? – предложил Тёмка.
–  Ну-ну … –  с сомнением ответил рыбак.
И братья стали искать слова, которым требовался мягкий знак.

Задание:
Найди слова-рыбы, которым требуется мягкий знак, и впиши его.

–  Хороший сегодня улов, –  обрадовался рыбак. – Недаром все говорят, что вы знатоки русского языка.
–  Кто говорит? – удивились братья.
–  Все! – снова сказал рыбак.
–  Откуда вы знаете? Вы же целый день рыбачите и в городе не были.
–  Рыбки шепнули – засмеялся рыбак и поделился с братьями бутербродами.
Потом он рассказал, как найти графа, но предупредил, что путь будет нелёгким. И мальчики пошли по тропинке, которую он им показал.


Рецензии