Мокроус. История зданий. - Красный дом

       Красный дом - одно из первых жилых зданий железнодорожной станции Мокроус Рязано-Уральской железной дороги.
       Расположение - в современных границах на углу улиц имени И.С.Гаввы и Железнодорожной.
       Начало и окончание строительства: 1893 -1894 гг.
Возведение дома связано со строительством Покровско -Уральской линии РУЖД  и станции.
       Квартиры  предназначались для железнодорожников. Здесь в период открытия  жили высококвалифицированные специалисты: дорожные мастера, инженеры, машинисты и жилье считалось престижным.
       Для начальников станции и депо предназначался отдельный двухквартирный дом, располагавшийся рядом с железнодорожным вокзалом. Он сохранился в современном Мокроусе и находится рядом с автовокзалом на улице Железнодорожной.
     Для рабочих массовых профессий и низко квалифицированных рабочих выделялись "саманки", построенные от Красного дома в сторону железнодорожного переезда. После закрытия депо с января  1898г. весь его персонал был переведены на другие станции, а данные дома исчезли. Те же строения, которые  в настоящее время находятся на их месте, появились в более поздний период.
    Технические характеристики. Дом двухэтажный, два подъезда. Количество квартир в различные годы менялось в связи перепланировкой. Но в основном шло уплотнение жильцов из-за недостатка  жилья. Высота квартир высокая - около 3,5 метров. Для строительства  использовался тот же кирпич, что и для возведения депо, водокачки, а так же обкладки вокзала и "особняка" начальствующего состава и  цемент высоких марок. Отопление  в момент открытия – печка-голландка, которая стояла в каждой квартире. Для этого предназначался уголь, выдаваемый  железнодорожникам по льготным ценам. Золу и шлак после топки  выбрасывали на близлежащую дорогу для уменьшения грязи в распутицу. За водой, подаваемой в очищенном состоянии из реки Еруслан, жители  ходили с ведрами к водонапорной башне,  а в квартирах ее хранили в деревянных кадушках.
     Бани у первых железнодорожников не было - жители  мылись в корытах, а использованную воду выносили на улицу.
     Общий деревянный туалет на два отделения стоял на улице. Для его регулярной чистки предусматривалось финансирование совместно с общественным «заведением»  железнодорожной станции. Так как «ретардное место»(официальное название) стояло на значительном расстоянии от дома, в каждой квартире имелось «отхожее ведро», которое по утрам жильцы дома определяли  в места общего пользования.
     Жилье в доме вплоть до начала эпохи приватизации считались ведомственным и предназначалось исключительно для железнодорожников. В систему оплаты рабочих и служащих входило две графы: должностной оклад и квартирные.  Деньги  получали «на руки», а затем вносились в рамках оплаты по ведомости соответствующего отдела дороги. При увольнении со станции за различные нарушения жильцы дома принудительно выселялись с указанием конкретного времени для решения личных вопросов по трудоустройству. Обычно для этого предоставлялся срок в две недели. При отсутствии желания покинуть квартиру после указанного периода руководители станции использовали помощь линейной полиции.
     Во дворе дома стояли подставки для бельевых веревок, причем у каждой семьи   своя. В углу двора для детей сделали песочницу. На периферии участка размещались сараи для угля и дров - отдельные для каждого квартиросъемщика.
     В документах РУЖД(фонды Государственного Архива Саратовской области - ГАСО) имеется материал рассказывающий, что в конце девятнадцатого века на ж.д.станцию  в рамках технического осмотра прибыл начальник дороги. Более того, его сразил запах свиного навоза и вид бегающих около вокзала животных. Руководитель высокого ранга сделал предписание: «Запретить рабочим и служащим железнодорожной станции Мокроус разводить свиней, ибо денежное содержание  позволяет не осквернять их статус и достоинство Рязано-Уральской железной дороги».
     В советское время Красный дом считался уже  малопривлекательным, так как в нем отсутствовали современные коммунальные «удобства» и  участки для ведения садово-огородного хозяйства. Люди старались приобрести жилье  «на земле» и поэтому уходили с железной дороги в другие организации для решения данного вопроса. Ротация проживающих происходила постоянно, хотя уже в последние периоды были введены законодательные акты запрещающие выселение семей при смене места работы. К середине 80-х гг. 20 века там железнодорожников практически уже и не осталось.
     С началом эпохи приватизации дом перестал быть ведомственно-железнодорожным, переведен в статус муниципального, а затем все его квартиры стали частными, в которых появилась и вода, и канализация. Так сложилось, что здесь не жили известные люди.
    Историческая значимость данного объекта заключается в том, что это одно из первых строений Мокроуса сохранившееся до настоящего времени, памятник архитектуры местного значения, имеющий историко-краеведческую ценность. Лестницы в подъездах  до сих пор хранят дух и стиль 19 века.
    В Фёдоровском районе Саратовской области нет реестра объектов «архитектурно-культурного наследия». Но данное здание, имеющее уже сложившийся тип названия как Красный дом, должно быть под охраной местных властей и общественности.


Рецензии
Хоть что-то исторически ценное остаётся потомкам.
Вы очень подробно и лаконично охарактеризовали это строение.
Творческих успехов!!!
Эмма.

Эмма Рейтер   20.08.2020 22:29     Заявить о нарушении