Владимир Симкин

В каждом солидном коллективе необходимо  изначально иметь, кроме гениального руководителя, под которого иногда сам коллектив и создается прямым указанием президента или, скажем, генсека, который невероятно любит искусство, в особенности, конечно, классическое. А на главного руководителя ложится, кроме обожания толпы, еще и тьма производственных задач по обеспечению поступления занятым на производстве прекрасного сотрудников, ежемесячных выплат ими заслуженных материальных благ, коими становятся материальные средства для жизнеобеспечения. На гениальных, таких, как, к примеру, всем давно уже известный дирижер, Симонов, народ и так будет ломится в зал на концерты.

Но выхода на сцену должен ведь регулярно происходить обычный рабочий ритм с репетициями и прочим подобным. Разве может один великий человек обеспечить всю эту ежедневную рутину  со своим постоянным присутствием в зале?

Это далеко не новый вопрос. Поэтому он в целом благополучно решается многими коллективами давно и  часто даже успешно.

Поэтому в новом оркестре НФОР должность такого дирижера-работяги, который изначально остается в тени, была продумана с первого дня репетиций. И вторым дирижером для каждодневной работы с оркестром приходил на репетиции дирижер Владимир Симкин, который дома детально изучал каждую партитуру, над которой следовало поработать детально. А потом представить уже вчерне сделанное произведение на глаза главному гениальному деятелю музыкальных искусств, с которым нам посчастливилось жить в одно время, да еще и работать под его умелой рукой.

В оркестре менялось периодически много людей из числа дирижеров.  Многим уже тоже даже еще до их появления были придуманы личные названия. Таких определяющих слов просто придумано тоже очень много, и очень давно. Например, кто-то получает звание Главного приглашенного дирижера. Кто-то работал им  же только без этого гордого названия. Кто-то появляется от случая к случаю в этом оркестре и во многих других.Почти сразу с дирижером-репетитором в оркестр  был ненадолго приглашен и особый дирижер. Только  для духовых инструментов. И пару месяцев он продержался на службе, честно ежедневно устраивая с 10 утра групповые репетиции  для духовых. В его задачу входило научить взрослых и опытных духовиков не  только чисто играть на родном инструменте, но и учиться слушать других исполнителей вокруг себя тоже. Но он как раз недолго смог продержаться на работе. Его идеи однозначно никого не смогли увлечь. И он тихо исчез в большом городе, как будто его никогда и не было среди нас. "Отряд не заметил потери бойца однозначно".

 Совсем иначе все происходило с героем, о котором я и пытаюсь сложить свой рассказ. Кроме того, что по некой случайности, моя  мама была о нем наслышана и даже немного лично помнила еще по месту своей первой работы, которую при всех  переменах в жизни, все равно всегда вспоминала с самым большим теплом и жаром в душе. По ее рассказам выходило, что дирижер Симкин имел сложное детство детдомовца. Поэтому он и оказался в курсантах ВДФ, где работала   мама. Только до этого он еще играл на кларнете в Военной Академии Фрунзе, где  мама тоже немного успела поработать все тем же концертмейстером. Что в этих рассказах быль, сейчас судить трудновато. Абсолютно точно одно. Дирижер обожает кларнет.

Сейчас еще ненадолго отвлекусь на другого дирижера здесь же. И продолжу рассказ о герое дня. Немного позже Симкина дирижером-репетитором был принят на  службу и еще один для  той  же цели. Это уже оказался дирижер из Большого Театра некий Степанов Алексей Михайлович. Он больше был нацелен в работе на изучение с оркестром кусков из балетов и опер, которые  тоже симфоническому оркестру, хоть и совсем юному еще, тоже необходимо знать хорошо. Уж очень часто солистами концертов бывают певцы всех диапазонов и    пола. А балетные увертюры и танцы удачно разбавляют в концертах с их сольными ариями некоторую монотонность действия. Этот Степанов оказался редкой врожденной культуры старый интеллигент. Поэтому даже кличка к нему очень скоро прилепилась.Тишайший. Никогда не повышал голоса на наглецов, которых много не только на улицах города. Они и в оркестрах тоже успешно сидят.
 
Вот этого дирижера Степанова больше нет в живых на земле с 2015 года. Но и о нем тоже Википедия хоть и имеет статью. Но уж точно не такую обширную, как о знаменитостях.

Каждый из таких дирижеров-работяг имел в сезоне пару концертов под своим руководством. Это делалось явно, чтобы они уж совсем напрочь не забыли чувство сцены в жизни. Но концерты для них выбирались однозначно такие, где самому Маэстро Спивакову и  появляться было   предельно необязательно. Эти дневные воскресные концерты никому особо имени сделать уже не могли. Еще можно было смело брать на себя функцию дирижера на шефском концерте где-нибудь в институте Баумана, например.

Но вот внезапно для дирижера Симкина нарисовался один вполне вечерний концерт в МДМ. Концерт должен был состоятся в воскресенье. Он был назначен еще в первый год существования оркестра, когда дела материальные в оркестре были крайне нестабильны, и даже однозначно сильно плохи. Там спонсором зарплаты оркестровой выступал некий довольно мощный банк "Возрождение", который и сейчас еще вроде все так же существует. Но задержки   денег были настолько глубоки и постоянны, что имя этому банку стало называться банком "Воздержание", а маэстро Спивакову как-то под Новый Год даже пришлось просто всему оркестру выплатить сильно задержанную зарплату из своих личных сбережений, чтобы на этот Новый Год люди могли его встретить за столом, и потом еще прожить на эти деньги целый месяц.
И там было первое отделение из фортепианного концерта Чайковского №1. А во втором Венгерская Рапсодия композитора Ф. Листа №2. И тут выяснилось, что солистом в концерте фортепианном выступит никто иной, как пианист Андрей Гаврилов.

 Перед каждым выступлением полагается репетиция солиста с оркестром. Несколько дней до встречи с ним мы усердно репетировали Рапсодию. Там-то и задумал дирижер с фамилией Симкин поразить наповал весь зал. Он выйдет на сцену дирижировать Рапсодией, играя на кларнете партию кларнета, а  не какой-нибудь там трубы. Он сыграет  сам несколько первых тактов из Рапсодии. А потом возьмется дирижировать. А  мотив, им успешно начатый, доиграют остальные кларнетисты.

Появился на субботней репетиции пианист Андрей Гаврилов. И такое мгновенно началось. У него была концепция исполнения этого концерта. Там происходила не  только борьба добра со злом. Там было все намного круче и серьезней. Поэтому расхождения с покойным композитором начались буквально с  первой ноты. Сам несчастный композитор абсолютно не понимал, о чем он сочиняет свой концерт. Поэтому приходилось исправлять все абсолютно в каждом такте этого несчастного  концерта. Там все темпы были изначально выставлены абсолютно не по делу. И приходилось непрерывно двигать темпы в разных направлениях.И  это тоже касалось почти каждого такта музыки. Редко удавалось продержаться в одном примерно темпе около двух тактов музыки. Перемены происходили намного чаще.

В кошмаре перешли к исполнению второй части этого концерта.Там тоже прояснилось с первого аккорда, что и  там тоже Чайковский абсолютно не понимал, о чем он пишет музыку. Там  тоже все приходилось исправлять абсолютно в каждом такте части.

 В какой-то паузе я вдруг подняла глаза. И обнаружила, что за всем этим избиением музыкантов и Чайковского, из директорской ложи (той, что чуть повыше сцены)внимательно за всем этим безобразием наблюдает сам маэстро Спиваков. Он даже при этом несколько странно улыбался.

 Перешли исправлять ошибки автора в третьей части фортепианного концерта №1. И там-то встала перед нами во всей красе правильная концепция концерта, о которой не знал ничего автор, когда сочинял это свое произведение, где даже пассажи аккордов в корне неверно написаны, о чем ему еще при жизни говорили современники,как это убедительно показано в фильме о нем, когда брались все же выучить этот его концерт.

Там наступает апофеоз повести Гоголя "Вечера на хуторе", где  Вакула летит на черте в Петербург к императрице Екатерине Великой за черевичками для красавицы Оксаны, что ждет новой  обуви на все том же хуторе.

Там Вакула говорит с императрицей на лестнице в финале. Только снова убогий автор в  корне вск напутал с темпами и артикуляцией в концерте. Это еще можно было как-то изменить до завтрашнего дня, чем и занялся усердно исполнитель. И в этот крайне ответственный момент исправления внезапно истекло время репетиции. Весь оркестр, не говоря ни слова ни солисту, ни дирижеру, собирает инструменты, и покидает зал, не завершив не просто исполнение, а и всю редакцию  произведения в целом. И вроде даже никого чисто внешне абсолютно не интересует, как завтра на концерте мы просто доиграем до конца в незаконченной редакции всего произведения.

За кулисами все так же стоял сам Спиваков. Он даже не ушел за это время в свой кабинет ниже этажом. Он все также понимающе улыбнулся оркестрантам и довольно тихо прошептал: "Это просто нужно пережить. Потому  что очень важно для дальнейшей жизни".

На другой день мы доиграли до конца незавершенную редакцию концерта. Но солист не пришел в восторг от общения с этим коллективом, который не смог понять до конца особенность концепции.

Но подлинный триумф дирижера все же состоялся, когда во втором отделении случился буквально бенефис музыканта, который всей душой обожает инструмент кларнет, а рядом к тому же не стояла Клара, чтобы все испортить, и украсть кларнет у дирижера Симкина.


Рецензии