Американская история
Этот очерк о том, как в далекие годы Второй мировой войны советские моряки проходили боевую подготовку в Соединенных Штатах Америки . Материал был написан мной в Одессе со слов ныне покойного ветерана военно- морского флота СССР капитана 2 ранга в отставке Анатолия Алексеевича Шахловича.
Рассказ старого моряка – смесь неискоренимой у советских людей политической предубежденности к главной империалистической державе и искреннего восхищения перед тогдашней верностью американцев их союзническому долгу в рамках международной антифашистской коалиции.
- Даже не верится,- говорил ветеран, - что уже можно открыто рассказать эту историю. При прежней власти даже дети и внуки мои не слышали ее полностью. Опасался, как бы чего не вышло. Ведь мне еще повезло, что не угодил в сталинские застенки по стандартному обвинению в шпионаже как половина моих товарищей по учебе в Майами (штат Флорида), США.
Военная биография отставного капитана 3 ранга была типичной для его сверстников – сослуживцев.Сын машиниста паровоза со станции Щорс на Черниговщине, Анатолий по комсомольской путевке в 1937 поступил в Ленинградское военно- морское инженерное училище имени Дзерджинского, по окончании которого получил назначение на Тихоокеанский флот.
Перед самой войной в должности помпотеха подводной лодки М – 122 лейтенант Шахлович был переведен для дальнейшего прохождения службы на Северный флот.
Суровые военные будни в северных широтах стали для молодого офицера повседневной работой. Все происходило, будто в страшном, нескончаемом сне: боевые походы, торпедные атаки, бомбежки, потеря друзей…
Но вот в ноябре 1942 года лейтенанта внезапно вызвали в управление кадров Северного флота в Мурманске . Ему было предписано в составе особого экипажа выполнить ответственное задание Родины и лично товарища Сталина: убыть в Соединенные Штаты Америки, в самые сжатые сроки освоить там передаваемую нашей стране по лендлизу американскую военно-морскую технику и вооружение и привести боевые корабли в Североморск.
Через пару дней лейтенант Шахлович с сослуживцами были уже в Москве. Здесь всего за трое суток команду пополнили офицерами, мичманами и матросами из резерва ВМФ, выдали каждому взамен удостоверения личности заграничный паспорт и отправили поездом во Владивосток.
Девять дней пути в заиндевевших вагонах- теплушках сплотили будущий учебный экипаж.
Во Владивосток прибыли глубокой ночью. Выгрузились на пустынный перрон. В закрытых военных грузовиках моряков перевезли в морской порт и переправили катерами на остров Русский, что неподалеку от города. Там, в казармах учебного отряда Тихоокеанского флота, их переодели в новенькую флотскую парадную форму. В видавших виды фронтовых шинелях да поношенной обуви в богатую Америку советских моряков пускать не решились.
Еще через неделю, морозной декабрьской ночью экипаж погрузили на сухогруз Мичурин. В трюмах теплохода, наспех переоборудованных для перевозки людей, разместилось около 600 человек. С погашенными бортовыми огнями, без боевого сопровождения Мичурин вышел в тревожное Японское море.
- Нам здорово повезло, - вспоминал ветеран, - незаметно проскочить под самым носом японцев. Для слабо вооруженного, лишенного броневой защиты сухогруза встреча с боевыми кораблями противника означала бы верную гибель. Холодные и мрачные трюмы Мичурина стали бы для нас братской могилой. Из соображений маскировки выходить на верхнюю палубу и курить было категорически запрещено.
На четвертые сутки прибыли в Акутан – Бей, военно-морскую базу на восточном побережье США. Это было в 8 часов утра. Только тогда пассажирам впервые разрешили выйти на свежий воздух.
- Столпившись у поручней, мы с любопытство первооткрывателей глазели на американский берег. Он являл собою длинный ряд однообразных строений и пакгаузов из серого гофрированного металла.
-Вскоре на борту Мичурина появились первые американцы – пограничники и таможенники. Деловито проверяя документы и личный багаж советских моряков, они были подчеркнуто вежливы и дружелюбны.
-Пополнив запасы топлива и воды, наш сухогруз двинулся вверх по реке Колумбия к городу Портленд. Река была полноводной и широкой. Через нее переброшено много красивых мостов. Мемориальные доски на мостовых пролетах сообщали, что создателями некоторых мостов являются русские инженеры.
По прибытии в Портленд Мичурин сразу же стал под погрузку танков, артиллерийских орудий и грузовиков – всего того, что было так необходимо Родине в то военное лихолетье. А наш учебный экипаж сошел на берег, чтобы следовать в конечный пункт назначения – военно- морскую базу Майами, что в штате Флорида.
Здесь, в здании портлендского речного порта, состоялись повторная, более тщательная проверка наших паспортов, нехитрых матросских пожитков и… снятие отпечатков пальцев. Непривычная, показавшаяся унизительной процедура настроила на подозрительный, враждебный лад: классовый враг не дремлет!
Четким военным строем советские моряки двинулись на железнодорожный вокзал Портленда. Город напоминал богатый универсальный магазин: море товаров в ярких витринах, множество автомобилей на улицах, нарядно одетые люди…
На вокзале их ждал пассажирский экспресс. .Комфортные купе. Вкусный комплексный обед –ланч: суп-пюре в мисках, сэндвичи и джем в пакетах из фольги разносили чернокожие стюарды в белоснежных фирменных куртках.
- На станциях разрешалось выходить на перрон, - вспоминал Анатолий Алексеевич.- Вообще в Америке нам многое разрешалось, хотя в экипаже были были, конечно, офицеры НКВД .По возвращении в Союз многих ребят обвинили в т.н. несанкционированных контактах с гражданами США.
- … Но это было потом, а тогда, под непривычно теплым для декабря солнцем продолжалось наше открытие Америки. Внешне страна жила мирной и беззаботной жизнью. Однако мировая война и грозная опасность надвигающейся коричневой чумы наложили заметный отпечаток на поведение американцев. Толпы людей на станциях тепло приветствовали «рашен эллайз»- « русских союзников», желая нам здоровья и успехов в вооруженной борьбе с нацизмом.
- У нас – общий враг, - сказал лейтенанту Шахловичу пожилой американский фермер. – Оба мои сына пошли служить в армию Соединенных Штатов. С такими парнями как вы и мои ребята мы скоро сломаем шею Гитлеру!
Военно- морская база Майами также встретила советских моряков теплотой и радушием. Там располагался крупный центр боевой подготовки и школа боевого применения противолодочного оружия ВМС США.
- Нас разместили в удобных казармах с мягкими постелями, платяными шкафами и душевыми. В столовой мы впервые увидели поточную линию раздачи пищи « хотлайн» - удобно и быстро. Кормили бесплатно. Американские военные моряки уступали нам лучшие места у окон, приглашали за свои столики.
- Боевая учеба началась на другой день после нашего прибытия. Занимались по 8 часов в сутки с американскими инструкторами, да еще 2- 4 часа « инициативной самоподготовкой». Личного времени почти не оставалось…
- Однажды школу посетил с визитом знаменитый американский автомобильный магнат Форд. Он предложил командованию организовать для советских моряков экскурсию на его автомобильные заводы в Детройте. Однако на это мероприятие требовалось не менее трех суток драгоценного учебного времени и командир нашего экипажа капитан 3 ранга Грицук дипломатично отказался от приглашения.
-Обучение в Майами продвигалось быстро. Учебные классы были оборудованы удобными наглядными пособиями. Любой механизм – в разрезе, все электросхемы – действующие. Нас знакомили даже и с такой техникой и вооружением, которых на вооружении советских ВМС тогда еще не было. Скажем, радиолокационные станции, новейшие глубинные бомбы и т.п. Часто выходили в море и вели учебный поиск подводных лодок во Флоридском заливе.
Преподавательский состав был в основном подобран из русских эмигрантов. Родной язык они уже порядком подзабыли и обильно перемежали речь английскими словами. Некоторые из инструкторов уж очень настырно интересовались советскими ВМС и особенно Тихоокеанским флотом. Когда Шахлович в шутливой форме ответил одному из преподавателей, что он « не в курсе дела», тот раздраженно проговорил: « Бросьте дурить, лейтенант! Вы же до сентября 40-го служили помпотехом на подлодке М 120!» Очевидно, военно- морская разведка США не упускала возможности пополнить свои данные…
- И все же, - рассказывал ветеран, - больше вспоминается хорошее.
- Форма у нас хоть и была с иголочки, но в жаркой Флориде в глухом полушерстяном кителе да в клешах долго не выдюжишь. И командование школы распорядилось выдать нашему брату удобные рабочие костюмы из джинсовой ткани. Мы на те рубашки свои погоны прицепили, а весь «ансамбль» венчала наша флотская фуражка с красной звездочкой и «крабом».
- Как то после удачных зенитных стрельб по транспортируемой за самолетом воздушной мишени – конусу в гости к нам приехали авиаторы с ближайшей базы ВВС США и похвалили нас за отлично выполненное упражнение: «Если русские так же ловко будут сбивать немецкие самолеты в бою, все нацистские воздушные бандиты быстро окажутся в море!»
- Боевые корабли, которые мы освоили и которые были переданы нашим ВМС были новейших моделей: минные тральщики типа «АМ» водоизмещением до 800 тонн, охотники за подводными лодками, торпедные катера, вооруженные и оборудованные по последнему слову тогдашней техники.
- Принимая материальную часть, мы требовали вскрыть тот или иной ящик для контроля комплектации. «Для чего? – удивлялись американцы. – Ведь у вас – гарантия фирмы- изготовителя! Не вскрывайте тару, потом так не запакуете, а морской переход предстоит не близкий! Мы вам лучше лишнего дадим!» И давали: на полуторамесячный переход мы получили трехмесячный запас продовольствия.
И вот, в конце сентября 1943 года отряд американских боевых кораблей под советским военно-морским флагом и советскими экипажами на борту был готов к дальнему морскому походу. Курс был проложен по трем маршрутам. По двум из них корабли направлялись в Мурманск, по одному – на Черное море.
- Никогда в жизни не забуду наше прощание с Америкой, - рассказывал Анатолий Алексеевич Шахлович. На пирсах – толпы народа. Духовые оркестры, знамена, транспаранты, приветственные возгласы…И тогда я сказал себе: «Нет, не может, не имеет права быть, чтобы народы США и СССР когда-либо развязали между собой войну! Или я в свои двадцать два года ничего не смыслю в человеческих отношениях…»
Чувства глубокой признательности и дружбы к американским союзникам еще глубже укрепились в морском офицере в последующие дни и месяцы Второй мировой. Вместе с американскими собратьями по оружию он совершил нелегкий переход по маршруте Майами – Бермуды – Азорские острова – Мурманск. Плечом к плечу с американскими и английскими моряками он многократно сопровождал конвои с оружием, техникой, боеприпасами и продовольствием по кишащим немецкими подводными лодками, вздыбленными от разрывов снарядов и бомб волнам Норвежского и Баренцева морей.
- Американские моряки сражались с врагом так же мужественно, как и советские, - свидетельствовал ветеран. –Они также люто ненавидели фашизм и войну. Борьба с общим врагом сделала нас боевыми побратимами. Это братство скреплено кровью тысяч и тысяч моряков. И забыть об этом нынешнему поколению людей - значит предать священную память ваших павших отцов и дедов.
Свидетельство о публикации №220081701073
Елена Каллевиг 17.08.2020 19:46 Заявить о нарушении