Мотылёк нашего творческого начала

Спектакль «Мотылёк».
По пьесе Петра Гладилина.
Режиссер-постановщик – Лауреат Гос.премии РМЭ им. О.ИПАЯ Татьяна Лядова (г.Казань)
Художник-постановщик Засл. художник РМЭ Леон Тирацуян.
Музыкальное оформление – Засл. деятель искусства РМЭ Вениамин Захаров.
Андрей Исаевич Кинчин- полковник, командир части нар. арт. РМЭ Д.Репьев
Коля Лебёдушкин- военнослужащий первого года службы арт. С.Есменеева.
Капитан Багаев – командир роты арт. Р.Дербенёв
Ст.лейтенант Ювачев –адъютант командира части –арт. П.Кожевников
Военврач, нач. медсанчасти –арт. М.Белецкий
 Республиканский Театр Кукол Мари Эл.
Премьера состоялась 16 июня 2020.
Спектакль Татьяны Лядовой «Мотылёк» обращает наше внимание на мир противоречий нашей жизни, в котором каждый из нас живет и пытается достичь внутренней гармонии среди парадоксов нашей жизни. Эта сложная и очень многогранная тема является лейтмотивом пьесы современного российского драматурга Петра Гладилина, которая нашла своё сценическое воплощение в спектаклеТатьяны Лядовой «Мотылёк». В этом сценическом воплощении пьесы Гладилина Лядова создаёт пространство изучения концепции человеческого существования во внешней оболочке, согласно которой наша жизнь это многоуровневая система в которой есть внешняя оболочка за которой скрывается наша индивидуальность, наша творческая натура.
Эта концепция человеческого существования создаёт вектор исследования внутреннего мира человека, в сценическом воплощении этого замысла Лядова представляет нам персонажей в дуальном формате, при котором мы видим их наружную оболочку, которая определяет их парадигму существования и выживания в циничном беспощадном мире нашего времени. Эта оболочка наше внешнее проявление, то каким нас принимает общество то, что скрывает и защищает нашу индивидуальность, которая представляет нас созданиями иного порядка. На этом уровне мы подобны летнему мотыльку, чья хрупкость и ранимость делает нас беззащитными перед реалиями циничного мира вокруг это наше Альтер Эго заточенного за внешней оболочкой, которое в своей хрупкости нуждается в защите и свободе полёта.
В спектакле «Мотылёк» Лядова через воплощение сюжетной линии пьесы создаёт пространство изучения анатомии человеческой души в двух уровнем формате, который помогает ей показать трагедию парадокса человеческой жизни. Это визуальное воплощение уровней контрастно, в нем мы можем увидеть внутренний мир персонажей жестко сжатый во внешней оболочке, лишающей их человеческой индивидуальности и возможности творческого раскрытия. В спектакле эта внешняя оболочка, ограничивающая творческое пространство человека принимает сценическое обличие казарменных реалий десантного полка, в которых паттерн и пространство жизни персонажей предопределены командованием. В этой плоскости человеческой жизни сведено к однообразному существованию, в котором их эмоциональное начало зажато казенщиной воинской службы, с шаблонным видением мира и упрощенным поведенческим паттерном.
В этом утилитарно-сформированном пространстве возникает сюрреалистическое событие пространство, которого разрушает однородность этой среды и вносит деструктивные моменты в установленный порядок и паттерн поведения военных. В этой сюжетной точке спектакля мы наблюдаем столкновение двух диаметрально-противоположных систем восприятия мира, в котором по одну сторону конфликта находится мировоззренческая система сформированная для слепого исполнения приказов и указаний, для которых человеческая индивидуальностью и творческое начало является препятствием и обузой. По другую сторону этого конфликта находится личность, чья жизнь полностью принадлежит искусству, которой существования в жестокой оболочке воинской службы подобно кандалам, сковывающим движения, лишающим свободы творчества.
В спектакле эта встреча двух противоположностей трагикомична, в ней ироническая тональность фокусирует на абсурдности казуса невозможности найти общий язык между двумя мировоззренческими системами. В начальной сюжетной точке мы можем наблюдать конфликт по формуле «люди системного мышления vs творческая индивидуальность». В нём казарменная шаблонность восприятия человека создаёт эффект шор, сужающих диапазон восприятия человека и ограничивающих понимание человеческой индивидуальности, в котором парадигма существования творческой индивидуальности не вписывается в установленный системой трафарет и поведенческий паттерн. В спектакле этот казус непонимания создаёт направление движения сторон в котором каждая из них пытается найти нужное направление и возвести мост взаимопонимания.
В сюжетной плоскости спектакля движения по этим взаимно-направленным векторам приводит стороны к эффекту вскрытия наружной оболочки персонажей, при котором их шоры шаблонного восприятия перестают ограничивать плоскость их взора и они проникают в плоскость познания иной реальности окружающего мира. В этом взаимно-направленном движении мы можем наблюдать постепенную трансформацию человеческого сознания, которая приводит к постепенному ослаблению тисков защитной оболочки их индивидуальности и высвобождения в себе творческого начала. В спектакле этот процесс сопровождается нивелированием ироничных оттенков и преобладанием над ними лирического начала.
Изменение эмоциональной основы создаётся в нейтральной плоскости находящейся между сторонами, в спектакле ей служит импровизированная театральная сцена, которая экстрагирует персонажей из унылой казарменной реальности и создаёт точку притяжения, объединяющую Альтер-эго персонажей творческими узами. В этой третьей сюжетной плоскости спектакля их диалог теряет тенденциозность, в нём они возводят мостик взаимопонимания, ведущий их в жизнь, в которой их хрупкие творческие натуры освобождаются от оков внешней оболочки и обретают свободу полета.
В истории под название «Мотылёк» Лядова через создание плоскости раскрытия внутреннего мира персонажей показывает нам драматическую дуальность человеческого существования, при котором хрупкий мотылек нашей души противостоит циничному массиву реалий, перед натиском, которого он устоять не может. В этой точке концептуальной точке сюжетной линии мы видим драматический конфликт, финал которого предопределен, разрушение пространства творческого полета под давлением циничной реальности является кульминационной точкой этой драмы. В этом квази - драматическом финале истории прослеживаются легкие отголоски надежды и оптимизма, которые сеют в нас надежду на то, что будет день, в который хрупкий мотылёк нашего эмоционального и творческого начала покинет оковы внешней оболочки и взлетит над суровой реальностью цинизма и безразличия нашей жизни.


Рецензии