Прогноз на осень, кто придет в парламент?
В любой стране высший законодательный орган является одним из решающих органов государственной власти, поэтому бюрократический аппарат кровно заинтересован в том, чтобы в парламенте большинство составляли их сторонники. При этом именно степень самостоятельности парламента, как лакмусовая бумага, определяет тип существующего в стране политического режима. С этой точки зрения в современном мире сложились несколько типов государств: демократические, автократические, тоталитарные и монархические. При этом общемировая тенденция идет к стремительному увеличению числа демократических государств.
И в этом процессе Кыргызстан занял особое место: после распада советской тоталитарной системы, наше общество пошло по пути демократического развития. Однако, из-за отсутствия в стране развитых гражданских и демократических институтов, государственная власть неоднократно скатывалась к автократическим методам управления, что позволяла ей формировать парламент по своему усмотрению и стала причиной двух социальных революций в нашей стране.
И, пожалуй, впервые в современной истории Кыргызстана, за исключением парламентских выборов 2010 года, объективно складывается уникальная ситуация, когда власть не может влиять на итоги парламентских выборов в нашей стране.
По темпам демократических преобразований, Кыргызстан оказался лидером не только в регионе, но и в мире, а нынешняя свободная борьба политических сил за заветные депутатские мандаты в парламенте еще раз показывает, что наше общество неуклонно идет к установлению в стране истинно демократических ценностей. При этом надо отдать должное и нынешнему главе государства, который проявил дальновидность и прозорливость в этом судьбоносном деле и свою главную задачу видит в проведении демократических и свободных выборов.
Тем не менее, определенные политические силы в нашей стране, в борьбе за власть, в том числе и в рамках нынешних парламентских выборов, стремятся увязать фигуру нынешнего президента с исполнительной властью, хотя он здесь, на мой взгляд, совершенно не причем. И давайте Президента оставим в покое, ибо он не является главой исполнительной власти, тем самым не отвечает за этот участок работы, и по конституции лишь "олицетворяет единство народа и государственной власти", а "исполнительную власть в Кыргызской Республике осуществляет Правительство, подчиненные ему министерства, государственные комитеты, административные ведомства и местные государственные администрации".
По конституции Правительство у нас формируется парламентом. Другое дело, когда парламентские фракции не могут прийти к единому мнению по формированию правительства и во избежание своего конституционного роспуска, они, конституционно, вовлекают в этот процесс главу государства.
Безусловно, в любых кризисных условиях, по объективным причинам, роль главы государства возрастает, о чем подтвердила и пандемия коронавируса, что еще раз доказывает правильность избирания у нас Президента на всенародной основе.
Предвыборная борьба, по сути, уже входит в свою главную фазу, но по факту, у нас нет доминирующей партии или партий, тем более партий, которые бы олицетворяли власть. И совершенно пока не ясно, какие конкретные партии пройдут в парламент.
Но есть, два обстоятельства, которые, в принципе, уже определили исход предстоящих выборов:
Первое. Обзор общественного мнения в наших СМИ и социальных сетях за последние несколько десятилетий по вопросу отношения граждан к власти показывает, что этот рейтинг удавалось как-то искусственно удерживать на безопасном для властей уровне, не доведя до красной черты, однако, коронавирус кардинально изменил ситуацию в нашем обществе и не в пользу властей. Отсюда, партиям и политикам, которые были представлены в нынешнем парламенте и правительстве, и по разным причинам, олицетворяющие власть, будет сложно разговаривать с народом, что в свою очередь дает возможность новым партиям и новым лицам проявить себя и пройти в парламент.
Второе. Современный мир стремительно катится к новому мировому порядку, в котором ведущую роль будут играть страны с демократическими ценностями. Закономерно демократические процессы приобретают глобальный характер. В этих условиях авторитарные и тоталитарные режимы постепенно сдают свои позиции и стремятся сделать мягкий переход к демократической форме правления, а там, где это не происходит, возникают протестные движения. Что же касается традиционно монархических режимов, то и они незаметно движутся к конституционной монархии.
Таким образом, учитывая, что за последние тридцать лет общественное и индивидуальное сознание в нашей стране развивалось на фоне непрерывной борьбы за демократию и строительство независимого государства, можно с большей долей вероятности предположить, что те политические силы и личности, которые завоевали определенный общественный авторитет на этой стезе, имеют больше шансов вновь получить доверие своих избирателей.
С учетом отсутствия на этих выборах ярко выраженного фаворита, то все участвующие в этой гонке будут иметь приблизительно одинаковые шансы. Но, на мой взгляд, реальная борьба развернется между 10-12 партиями. При этом партиям достаточно будет набрать приблизительно 160-170 тыс. голосов, чтобы пройти в парламент. Данный расчет строится на том что, если в Кыргызстане общее количество избирателей составляет около 3,5 млн. человек, то при участии 55-60 % избирателей, именно вышеприведенная цифра станет пороговой.
Исходя из этого делаю вывод, что в парламент страны придут 7-8 политических партий, из которых 5-7 будут оппозиционными. И если, лидеры смогут договориться о принципах формирования нового правительства, то страна может вступить в новый этап своего развития.
И в заключении, как бы мы не ругали "текебаевскую" конституцию за недостатки, но "мавр" сделал свое дело и именно в Конституции 2010 года был наложен конституционный запрет на переизбрание главы государства на второй срок, тем самым выбит правовой фундамент для авторитарного правления в нашей стране. Если бы не было этого фактора, то еще не известно по какому пути пошел бы Кыргызстан.
Свидетельство о публикации №220081701348