История в лицах. Джон Стюарт Милль

                (20 мая 1806 г. — 8 мая 1873 г.)

Прозвища:
Места жизни и деятельности: Лондон, Париж, Тулуза, Монпелье, Авиньон, Женева, Лозанна, Берн, Инсбрук, Турин, Милан, Флоренция, Рим.
Повлиявшие на взгляды мыслители: Д.Рикардо, Ж.-Б.Сэй, А.Сен-Симон, Дж.Остин, О.Конт, В.Вордсворт.
Учителя и наставники: И.Бентам, Ф.Плейс,
Семья: жена - Гарриет Харди Тейлор-Милль, приёмная дочь - падчерица Хелен Тейлор.
Друзья и соратники: Ч.Остин, Тук, Маколей, Ромелли, Торнтон, Д.Грот.
Оппоненты: Г.Спенсер.
Современники: В.Гюго, А.Дюма-сын, А.Ламартин, Л.Фейербах, Дж.Мадзини, Дж.Гарибальди, Л.Кошут, А.Линкольн, В.Вейтлинг, Ф.Шопен, Ф.И.Тютчев, В.Г.Белинский, А.И.Герцен, Ж.Санд, Г.Х.Андерсен, Ч.Дарвин, Ч.Диккенс, В.М.Теккерей.
Последователи: Кэрнс, А.Тойнби,  М.Шевалье, Шербюлье, Ф.Лассаль, Н.Г.Чернышевский,  Н.К.Михайловский.

Литература:

Один из "властителей дум" Европы XIX века. Почти у любого автора 1840-ых - 1880-ых годов есть ссылки на Милля. С ним могут посоперничать только Гегель и Фейербах.
О жизни Милля мы можем многое узнать из его "Автобиографии".
Первая треть XIX века - "время юных гениев". Многие из них так и остались совсем молодыми, предельно выложившись в поэзии, музыке, публицистике, науке. Как "юный гений" начинал и Милль, хотя судьба отпустила ему довольно большую жизнь.
Его мать, Гарриэт Барроуз, была домохозяйкой, родила шесть детей. Отец, Джеймс Милль, известный последователь Дэвида Рикардо, хотел, чтобы старший сын продолжил его деятельность как экономиста. И - "произвёл фейерверк", обложив мальчика книгами.
Обратимся к очерку М.Н.Туган-Барановского:
  "Когда изучаешь жизнь какого-нибудь замечательного человека, то всегда бывает интересно знать, что за люди были его родители и при каких условиях ему приходилось расти и развиваться. Мы до сих пор мало знакомы с законами наследственности; однако, как известно, духовные качества родителей, точно так же, как и их физические свойства, в большей или меньшей степени передаются потомству. Воспитание является другим могучим орудием влияния родителей на детей; впечатления детства имеют, быть может, больше значения в выработке нравственного и умственного склада человека, чем все последующие впечатления его жизни. В характере многих выдающихся людей можно проследить влияние наследственности и воспитания, но вряд ли можно найти в этом отношении более поразительный пример, чем пример Джона Стюарта Милля...
   ...Мы почти ничего не знаем о матери Стюарта. Судя по всему, можно думать, что это была слабая и добрая женщина, любившая своих детей, но имевшая на них мало влияния. Она была совершенно подавлена личностью своего мужа, авторитет которого в семье был безграничен. На ее руках лежало все хозяйство, с которым справиться было нелегко, так как доходов было мало, а семья увеличивалась с каждым годом...
   ...Первые детские воспоминания Милля рисуют ему невысокую комнату, уставленную книгами, большой письменный стол, заваленный бумагами, и у стола - отца, погруженного в свою работу. Трехлетний мальчик (родился 20 мая 1806 года) сидит против отца и тоже занят: он учит греческие слова, значение которых написано отцом на особых табличках. "
По числу изученных языков юный Милль уступал разве что Шампольону.
   "...Мальчик шести-семи лет производит впечатление совершенно взрослого человека. К этому возрасту он уже получил довольно солидное классическое образование: он свободно читает и пишет по-гречески, прочел басни Эзопа, "Анабазис", "Воспоминания о Сократе" и "Киропедию" Ксенофонта, несколько глав из Диогена Лаертского, Лукиана и Сократа; наконец, пять первых диалогов Платона. По-английски он тоже прочел много книг, по большей части исторического содержания, среди них - сочинения Юма, Гиббона, Робертсона и других авторов...
   ...Из прочитанных книг маленькому Миллю больше всего нравилась "История Филиппа II и Филиппа III" Ватсона. Он приходил в восторг от описания битв и героических подвигов мальтийских рыцарей в борьбе с турками и восставших жителей нидерландских провинций в борьбе с испанцами. Уже в этом раннем возрасте симпатии его настолько определились, что он всегда стоял на стороне угнетаемых против угнетателей. Только когда ему пришлось читать об основании Североамериканских Соединенных Штатов, он, вследствие понятного детского патриотизма, не мог сочувствовать американцам.
       Отец поспешил указать сыну на эту непоследовательность, и мальчик изменил свой взгляд".
   ...Зато Стюарт прекрасно помнит, что он никогда не имел игрушек, не играл со своими сверстниками, не слушал сказок от матери, не жил в фантастическом мире карликов, эльфов, добрых и злых волшебниц".
  И вот в шесть лет Милль написал первое сочинение - "Краткие начала всемирной истории", а также "Историю Рима"!
     "Первая глава озаглавлена "Альбанское царство. Римские завоевания в Италии" и начинается следующим образом:
       "По словам Дионисия Галикарнасского, мы ничего не знаем об истории Рима до сицилийского нашествия. До этого времени страна не подвергалась чужеземным нашествиям. После изгнания сицилийцев иберийские цари правили страной несколько лет; но в царствование Латина Эней, сын Венеры и Анхиза, прибыл в Италию и основал царство, названное Альбалонгой. Он наследовал Латину и начал войну с итальянскими народами. Рутулы - народ, живший у моря, - восстали против него. Но Турн, их царь, был разбит и убит Энеем. Эней был убит вскоре после этого. Война с рутулами продолжалась до времени Ромула, первого царя Рима. Им был основан Рим".
  В восемь лет - изучил латынь и стал читать Непота и Цезаря.
  К 12 годам прочитал в подлиннике почти всех античных авторов. Тогда же написал уже серьёзную книгу - "Историю государственного устройства Рима".
В этом же возрасте изучает книги по логике, в 13 лет изучает политическую экономию.
  Любимым героем подростка был Сократ.
  Но юный мыслитель мало знал окружающую жизнь. К счастью, отец вовремя это учёл и отправил сына в путешествие по Европе.
  "Я помню то место в Гайд-парке, где накануне моего отъезда из дома на долгое время отец сказал мне, что, познакомившись с новыми людьми, я увижу, что имею много таких сведений, которых лишено большинство моих сверстников; мне будут говорить об этом и хвалить меня. Но если я знаю больше, чем другие, то этим я обязан не своим собственным силам, а тому обстоятельству, что на мою долю выпало редкое счастье иметь отца, который умел и хотел обучать меня сам. Как и всему тому, что мне говорил отец, я поверил и неожиданному открытию, что я знаю больше, чем другие хорошо воспитанные юноши, но это нисколько не взволновало меня. Я не чувствовал гордости вследствие того, что другие знают меньше меня, и мое самолюбие нимало не было этим польщено. Но я был убежден, что все, сказанное отцом о моих преимуществах, есть несомненная истина, и это убеждение сохранилось у меня на протяжении моей юности".
   В неполных 15 лет Джон попадает в Париж. По рекомендации отца он связывается с его другом,  экономистом Жаном-Батистом Сэем. Его сын Альфред показывает гостю Париж - это тот город времён Реставрации, который описан Гюго. Интересно, что оказавшись свободным от опеки отца, юноша больше сосредоточен не на учёных беседах, а на прогулках и игре в мяч.
   Из Парижа юный Милль едет в Тулузу, рядом с которой,  на берегу Гаронны,  стоит замок брата известного юриста, Самюэля Бентама.
   Имена Сэя (Сэ) и Бентама были в начале XIX века символами учёности и философски настроенных людей. В "Евгении Онегине" Пушкин замечает:
Хоть, может быть,  иная дама
Толкует Сэя и Бентама...
   Живя во Франции в семье Бентамов, Милль ведёт дневник.
   "29. Поздно вернулся с утреннего купания. Перечитал эклогу Вергилия, закончил "Vocalium Judicium", написал несколько французских переводов и прочел несколько стихотворений Буало. Спрашивал м-ра Джорджа о приемах дифференциального исчисления и решил все оставшиеся задачи в курсе Лакруа. Решил несколько задач из курса Веста, в том числе одну очень трудную. После обеда начал "Cataplus" Лукиана.
    30. Читал две эклоги Вергилия. Кончил "Cataplus". Читал Лежандра, нашел неточность в одном его доказательстве. Писал французские упражнения, читал "Логику" Сандерсона и "Химию" Томсона".
  Учащиеся видят, что это - неисправимый читатель и интеллектуал... Он не мог прожить и теперь ни дня без книг. Совершает путешествие в Пиренеи и в то же время слушает лекции в Монпелье. Его учат тому, чему учат близких социально его сверстников - конной езде, фехтованию, танцам и пению, но в этом он не преуспел, Но "пребывание во Франции было для меня особенно полезным
  В июле 1821 г. Милль возвращается в Англию,
  "Он случайно познакомился с историей Французской революции и был глубоко поражен тем, что демократические принципы, не имевшие в 20-х годах успеха в Англии и Европе, достигли такого торжества во Франции в конце прошлого столетия и были в течение долгого времени символом веры для всей нации. Раньше Милль имел очень смутные представления о Французской революции. Он знал только то, что французы свергли абсолютную монархию Людовиков XIV и XV, казнили короля и королеву, гильотинировали множество людей, в том числе и Лавуазье, и, в конце концов, подчинились деспотизму Бонапарта. Но когда Милль узнал подробности великого переворота, он увлекся им с юношеским энтузиазмом. Ему казалось, что в будущем может повториться нечто подобное, и он мечтал о славе играть роль жирондиста в английском конвенте".
  Наконец, юноша нашёл друзей - кембриджских студентов, среди которых явно выделялся. (Сам он не мог учиться в Кембридже, поскольку семья не поддерживала официальное англиканство). И вот составился кружок - "Утилитарное общество".
Радикальный кружок, в который вступил Милль, стремился к расширению народного представительства в парламенте. По существу, его деятельность составляла ядро будущего движения за всеобщее избирательное право.
  С 16 лет начал печататься. Через два года он уже редактирует сочинения Бентама. И в то же время, как добросовестный английский клерк, начинает 35-летнюю службу в Ост-Индской компании, потепенно продвигаясь по чиновной лестнице. Служебное положение не позволило Миллю непосредственно заниматься общественной деятельностью, он не мог в годы службы избираться в парламент. Единичны были и его дальние поездки, хотя Милль смог побывать в Швейцарии, Италии и Тироле.
  В последующие годы молодой человек пережил кризис убеждений. Бентам уже на кажется безусловным авторитетом. "Я никогда не был ребенком, никогда не играл в крикет, лучше было бы, если бы природа шла своим путем". Милль оценивал своё душевное состояние как грань полной психической катастрофы. Он понял, что однобоко сформирован, что на общество воздействует не только утилитарная необходимость, но и творчество, стал ходить в оперу, увлёкся поэзией. Это позволило преодолеть Миллю тяжёлое настроение от неудовлетворённости своими прежними взглядами. С тех пор он стал высказывать мысли относительно необходимости гармоничного сочетания артистического и логического.
  После Июльской революции едет в Париж, активно общается с французскими либералами. Милль пережил и увлечение сен-симонизмом, не разделяя, впрочем, призыва к ликвидации частной собственности. Историю он склонен теперь делить на периоды "веры"  и "неверия".
  Тогда же, в 1830 г., Милль познакомился с молодой женщиной, ставшей его подругой в течение многих лет. Но целых двадцать лет они не могли официально стать мужем и женой, потому что Гарриет была замужем за давним приятелем Милля,  с которым он возобновил сношения. "Бледная,  красивая,  с большими печальными глазами - настоящая героиня романа",-  писал про неё Карлейл. На 24-летнего Джона миссис Тейлор произвела неизгладимое впечатление не только как образованная, но и как чрезвычайно рассудительная и умная женщина.
  Миссис Тейлор была "величайшим счастьем его жизни". Милль утверждал,  что ей он обязан своими самыми лучшими мыслями. Под ее влиянием он стал буквально апостолом суфражистского движения (за равноправие женщины), развернувшегося во второй половине XIX в. в Европе, России и Америке.
"Милль в течение нескольких лет ходил к ней обедать около двух раз в неделю, в те дни, когда мужа ее не было дома. Сверх того, бывали дни, когда он отказывался прогуляться со мной от управления Ост-Индской компании до дому. В один из таких дней я случайно заметил, что он, простившись со мной, поспешно сел в омнибус, направлявшийся в Реджент-парк".
Мать трёх детей ушла от мужа с младшей дочерью. Двадцать лет их отношения с Миллем были сосредоточены на общей литературной работе. Они виделись у миссис Тейлор в деревне, иногда ездили за границу.
  Милль о совместной работе:"Абстрактная и чисто научная часть сочинения принадлежала мне; но от нее исходил гуманный элемент, проникающий собой всю книгу. Я был ее учеником во всем, что касалось приложения философии к требованиям человеческого общества и прогресса".
  Семейное счастье продолжалось всего семь лет - от бракосочетания после смерти Тейлора до смерти самой Гарриет в 1856 году. Для поправления здоровья Гарриет была предпринята поездка во Францию, но именно там, в Авиньоне, её не стало.
  "Надежды, с какими я поехал в это путешествие, оказались совершенно напрасными. Моя жена, товарищ всей моей жизни, вдохновительница всех моих лучших мыслей, моя путеводная звезда - скончалась! У нее сделалось сильное воспаление легких. Здешние доктора не могли ей помочь, и она умерла раньше, чем приехал наш знакомый доктор из Ниццы.
   Не думаю, чтобы я был в состоянии теперь действовать на каком бы то ни было поприще. Жизнь моя подточена в самом корне. Но я всеми силами буду стараться исполнить ее всегдашнее желание и ради ее памяти буду продолжать работать на пользу людей".
  "Я никогда не оправлюсь от этого удара. Отныне я буду только машиной для идей".
  Жена и падчерица Милля участвовали в написании работы "О подчинении женщины". Гарриет также подсказала ему многое для книги "О свободе". Даже ходили слухи, что многое за Милля писала его жена.

  Свою достаточную обеспеченность Милль нередко использовал для материальной поддержки коллег - экономистов и философов, в том числе и Г.Спенсера - своего признанного оппонента. А в других случаях склоняя к этому по-настоящему богатых людей, как, например, Грота и двух других поклонников О.Конта, от которого развивал теорию законов социального развития. Много лет два мыслителя состояли в переписке. Милль в 1840-ые годы пишет "Систему логики"  и другие труды, ставшие широко известными. Впоследствии Карлейл заметил:"Он слишком любит требовать доказательства для всего.  Если бы Стюарт Милль очутился в раю, то он не успокоился бы до тех пор, пока не уяснил бы себе его устройство".
  "Всякое явление, изменяющееся определенным образом всякий раз, когда некоторым особым образом изменяется другое явление, есть либо причина, либо следствие этого явления, либо соединено с ним какою-либо причинною связью".
  „Логика есть великий преследователь тёмного и запутанного мышления; она рассеивает туман, скрывающий от нас наше невежество и заставляющий нас думать, что мы понимаем предмет, в то время, когда мы его не понимаем.“("Система логики").
  Из работы "О свободе":
  "Власть общества над индивидуумом не должна простираться далее того, насколько действия индивидуума касаются других людей; в тех же своих действиях, которые касаются только его самого, индивидуум должен быть абсолютно независим над самим собою, – над своим телом и духом он неограниченный господин". "Всякое расширение правительственной деятельности имеет то последствие, что усиливает правительственное влияние на индивидуумов, увеличивает число людей, возлагающих на правительство свои надежды и опасения, превращает деятельных и честолюбивых членов общества в простых слуг правительства".
  "Если которое либо из противоположных друг другу мнений, по какому бы то ни было из вышеперечисленных нами вопросов, имеет более права, чем другое, не только на то, чтоб быть терпимым, но и на то, чтоб быть поощряемым и поддерживаемым, то, конечно, то из них, которое в данное время и в данном месте есть меньшинство: это право – за меньшинством, потому что меньшинство представляет собою те интересы, которые в данном случае находятся в пренебрежении, оно представляет собою ту сторону человеческого благосостояния, которая находится в опасности, что ей не воздадут должного".          

  В 1858 году, после восстания сипаев, была реорганизована британская система управления Индией и ликвидирована Ост-Индская компания. Милль, тяжело переживая смерть жены, решил в это время оставить Англию и поселился на юге Франции, близ Авиньона, где скончалась Гарриет, купив там поместье. Мирная сельская жизнь - вот где утешение и отдохновение, как и в любимой поэзии Вордсворта. Но уйти от общества он не смог.
  Уже в пожилом возрасте, в 1865 г., Милль принимает предложение от либеральной партии баллотироваться в парламент в Вестминстере. Он выступает на митингах и легко побеждает, поддержанный в том числе многими рабочими. "Мы все знали умственное превосходство Милля, но его парламентская деятельность доказала также его редкую нравственную высоту"(Гладстон).
  И тут на наших занятиях вновь возникает Ямайка. Какое отношение к этому далёком острову имел Милль? В 1866 г. там произошло восстание, жестоко подавление губернатором Эйром, сжигавшим целые селения. Милль поддержал требования  привлечь губернатора к суду и выступил в парламенте со страстной речью. Не добившись поддержки большинства, он возглавил комитет за наказание Эйра. Кампания продолжалась два года, встретив яростное сопротивление поборников колониального могущества Британской империи. Суда так и не случилось, но общественное мнение в Англии склонилось в пользу уважения к населению колоний. Милль выступал и за решение ирландского вопроса.
  Также Милль по просьбе правительства провёл переговоры с рабочими, собравшимся в Гайд-парке, несмотря на запрещение их митинга против непринятия билля о реформе. Ситуация грозила выйти из-под контроля, превратившись в столкновения вооружившихся рабочих с войсками. Миллю удалось убедить собравшихся действовать только мирными средствами, путём закона. В обоих случаях, конечно, сыграли роль авторитет Милля и его влияние на общество.
  В 1868 г. Милль не проходит на очередных парламентских выборах (сам он считал причиной своего поражения материальную поддержку депутата Брэдло - атеиста, непопулярного в консервативного Вестминстере) и уезжает в Авиньон. Там он живёт в обществе приёмной дочери и занимается прогулками на природе и гербариями. В апреле 1873 г. он, как обычно, собрал первые весенние цветы и через месяц, 8 мая, умер от внезапной болезни, сказав:"Моё дело сделано". Похоронен в Авиньоне,  рядом с женой.
  Генри Бокль заявил, что если бы величайшие мыслители Европы составили бы суд присяжных для решения вопроса о том, кто из современных мыслителей больше всего сделал для популяризации науки и знаний, то назвали бы Милля. За 40 лет его "Начала политической экономии" выдержали 8 английских изданий, 2 русских. Ещё чаще издавалась "Система логики".
  Милль не оставил после себя учеников в собственном смысле. Но среди последователей Милля называют самых разных авторов. Это английский экономист Кэрнс, также французский экономист Шевалье и швейцарский - Шербюлье. Идеи социал-реформизма подхватили Лассаль и Шульце-Делич в Германии, каждый по своему, а в России - Михайловский и Туган-Барановский. Один из самых известных последователей уже в ХХ веке - Арнольд Тойнби причислен к историко-этической школе.

Основные труды:
1843 г. - "Система логики"
1844 г. - «Опыты о некоторых нерешённых вопросах политической экономии»
1848 г. - "Принципы политической экономии"
1859 г. - "О свободе"
1861 г. - "Утилитаризм"
1865 г. - "О философии Гамильтона"
1873 г. - "Три эссе о религии"
Ряд работ посвящён равноправию женщин.

"Утилитаризм" Милля - теория, лучше известная в России в интерпретации  Н.Г.Чернышевского (переводившего его труды) - "разумный эгоизм". Единственная цель жизни - счастье, но оно достигается для человека путём действий для блага других людей.
Перевод в 1869 году работы «Подчинение женщины» стал стимулом для кампании за женское высшее образование в России.
Вопросы учащимся: Определите, почему Джон Стюарт Милль оказался настолько популярным автором в середине XIX века. Как этот человек в течении жизни дополнял сам себя?


Рецензии