Олимпийский дух

Сразу предупреждаю, что начало этого рассказа немного затянуто в связи с объяснением парочки правил Всероссийской олимпиады школьников (ВсОШ).
Все заядлые олимпиадники знают, что в 7-8 классах ВсОШ состоит только из двух этапов - школьного и муниципального (т.е. городского или районного). А вот начиная с девятого класса всем умным школьникам открывается дорога еще на два этапа: региональный и заключительный (всероссийский).
Я участвовал во ВсОШ с седьмого класса и каждый год записывался сразу на несколько предметов. Девятый класс не стал исключением: в этот год я попытал счастья в литературе, английском языке, биологии и химии.
На каждом из этапов, как известно, определяют победителей и призеров. Понятий "первое, второе, третье место" на ВсОШ нет в принципе. Победителей от призеров отличали (на момент моего участия) два пункта. Во-первых, победителей по количеству могло быть не больше 8% от числа всех участников этапа, призеров - не больше 25% от этого же числа. Во-вторых, для того, чтобы школьника могли объявить победителем, он должен был правильно выполнить минимум 50% работы, а для призерства было достаточно и 35%.
Однако ни статус призера, ни даже статус победителя муниципального этапа не дает гарантии того, что школьник может пройти на региональный. Вскоре после окончания муниципального этапа ВсОШ по всем предметам Минобр публикует проходные баллы для регионального этапа. То есть я мог набрать такое количество баллов, которое могло бы быть достаточным для статуса призера или победителя, но недостаточным для прохождения в региональный этап.
Без лишней интриги скажу, что мои итоги муниципального этапа в девятом классе были таковы: по химии я ничего не занял, потому что даже 35% работы не смог выполнить правильно, но зато по английскому языку и биологии стал победителем.
А вот с литературой кое-что приключилось.
Литература всегда была моим любимым предметом в школе. Я любил читать, хорошо писал сочинения, создавал стихи и рассказы и участвовал в разных литературных конкурсах. В отношении сочинений у меня была привычка писать много и долго: того требовал мой юношеский максимализм.
Во ВсОШ по литературе я участвовал с седьмого по десятый класс. Школьный и муниципальный этапы проходили довольно однообразно: к решению всегда предлагались два задания, первое из которых представляло собою анализ художественного текста, а второе - какое-нибудь творческое задание. То есть фактически за пять часов нужно было успеть написать два качественных сочинения.
В девятом классе на муниципальном этапе все было типично: первое задание - анализ рассказа Антона Павловича Чехова "Смерть чиновника", второе - написание текста в любом формате (рецензии, аннотации и др.) с использованием десяти указанных в задании словосочетаний. Эти словосочетания были явно связаны с комедией Александра Сергеевича Грибоедова "Горе от ума". Я выбрал формат статьи в учебнике литературы и писал строго по пунктам "Историческая справка", "Создание комедии", "Сюжет и жанр" и так далее.
Была пятница, 27-е ноября. Следуя традиции, я просидел все пять часов, измарав не один лист черновиков. Как обычно, еле-еле успел перенести все написанное в беловик. Как обычно, правая рука после олимпиады просто отваливалась.
И вот оно, ожидание результатов. Волнуемся, ждем всей семьей. Замечу, что прошлые два года я был по литературе победителем и потому планка была задана высокая. Оттого и ожидание было еще более волнительным. Предварительные результаты должны были объявить к вечеру.
Сижу, каждый час обновляю сайт нашего гороно, ожидая появления на нем результатов. И тут мне звонят.
Беру телефон, вижу незнакомый номер. Принимаю вызов.
- Добрый день, Сережа! Это я, Елена Николаевна К***.
Это была одна из учителей русского языка и литературы в нашей школе, коллега моей учительницы по этим предметам, Юлии Владимировны.
- Сережа, я состою в экспертной комиссии, проверяющей олимпиадные работы муниципального этапа ВсОШ по литературе. У тебя замечательная работа! И поэтому учителя из других школ, тоже члены комиссии, насторожены.
Я тоже в этот момент насторожился.
- Сережа, ты не списывал?
Можно подумать, если бы я списывал, я бы ей сейчас это выдал!
- Нет, Елена Николаевна, что Вы, я не мог списать. Я за всю олимпиаду даже ни разу не вышел из кабинета! А с чего вдруг возник такой вопрос?
- Понимаешь, Сережа, у тебя идеальная работа, и написана она очень аккуратно, почти без помарок.
Как было бы ей помягче объяснить, что из-за своего юношеского максимализма я всегда так пишу?
Не помню, чем закончился тот разговор, но помню, что через часок-другой после этого звонка раздался еще один. На сей раз звонила уже моя учительница русского языка и литературы.
- Сережа, здравствуй! Тебе уже звонила Елена Николаевна по поводу олимпиады?
- Да, Юлия Владимировна, она спрашивала, не списывал ли я. Я сказал, что не списывал, ведь это действительно так!
- Я в тебе не сомневаюсь, Сережа, ты всегда пишешь очень аккуратно и без ошибок. Поэтому я сейчас возьму твои тетради с сочинениями, которые хранятся у нас в классе, и пойду показывать их в гороно.
- Очень благодарен Вам, Юлия Владимировна, что Вы так стойко защищаете мое доброе имя!
Наступил вечер, затем поздний вечер, затем ночь. Результатов все еще не было...
В субботу после школы я вернулся домой с хорошим настроением в предвкушении выходного дня. Было где-то пять часов вечера. Мама сидела с открытым ноутбуком, в экране которого я увидел предварительные результаты олимпиады.
Второе место... С результатом в 90 баллов из 100.
На первом же месте оказалась какая-то девочка из другой школы с результатом в 93 балла.
Мною тогда впервые овладело странное чувство. Наверное, это было чувство радости, в которую подлили ложку дегтя, отравляющую полный триумф: мне было горько от осознания того факта, что я не смог повторить успеха, которого достигал два года подряд.
В предварительных протоколах еще не указывают статусы победителей и призеров, так как подразумевается, что после опубликования этих протоколов школьники имеют право подать апелляцию и изменить результат. В понедельник опубликуют итоговые протоколы, где это уже точно укажут. Нас участвовало чуть больше двадцати человек от города, значит, с учетом 8% победитель мог быть только один. И им объявят ту самую девочку с 93-мя баллами.
Но... дело было в том, что предварительные протоколы должны были опубликовать еще вечером пятницы, чтобы у меня была целая суббота для подачи апелляции. А тут предварительные результаты из-за какой-то нелепой заминки публикуют в субботу. Апелляцию подать уже нельзя. Из-за этого моя чуть-чуть отравленная радость переросла в негодование.
В понедельник уже стали известны итоговые результаты, где рядом с моей фамилией красовалось слово "призер". В этот же день мои родители пошли разбираться насчет всего этого в гороно, пока я был в школе.
Мама и папа выяснили, что апелляцию, конечно же, подать уже нельзя. Одна из сотрудниц гороно, которая была связана с организацией олимпиад, сказала, что предварительные результаты были опубликованы вовремя. Ну, а что она еще могла сказать, ей ведь нельзя было признавать такие грубые ошибки, а то начальство могло ее уволить.
Тем не менее именно эта сотрудница приняла живое участие в решении проблемы и отвела маму и папу к заведующему гороно, Наталье Алексеевне. Наталья Алексеевна предложила новую встречу в присутствии экспертов, проверявших олимпиадные работы. Мои родители, которых захватил боевой дух, согласились.
В понедельник опубликовали не только итоговые протоколы, но и скан-копии работ победителей и призеров. Максимум баллов за первое задание составлял 70 баллов, за второе - 30. Я за первое задание получил 63 балла, за второе - 27. Девочка с первым местом заработала 70 баллов за первое задание и 23 - за второе.
Я и мама (филолог по образованию) стали читать и анализировать эти две работы. И впечатление от проверки было таково: за первое задание баллы мне снизили совершенно несправедливо. Мое сочинение освещало большинство пунктов, которые есть в стандартном плане анализа художественного текста (тему и основную мысль рассказа, тип и стиль речи, особенности сюжета и композиции, авторскую точку зрения, средства выразительности). В сочинении же моей соперницы едва ли была указана тема "Смерти чиновника": эта работа наполовину состояла из вопросительных предложений и обращений к читателю ("Представляете ли вы себе, как вся ваша жизнь может измениться в один момент?", "Кто такой Червяков?", "Есть ли что-то хорошее в чинопочитании? Конечно же, нет!") и по содержанию была далека от полноценного анализа текста. Во всяком случае, это нельзя было оценить на все 70 баллов.
Но апогей негодования настиг меня тогда, когда я прочитал, что эта девочка написала во втором задании. Она отнесла Пушкина и Гоголя к Серебряному веку русской литературы и указала, что Грибоедов налаживал дипломатические отношения между Россией и Пруссией (перепутав последнюю с Персией, в которой он впоследствии и погиб). Не знаю, зачем вообще было писать о дипломатической деятельности Грибоедова без привязки этой информации к его "Горю от ума".
Среди недостатков моей работы были речевые ошибки в первом задании (потому что я, в отличие от моей соперницы, не боялся писать сложными предложениями, то есть предложениями, имеющими более одной грамматической основы) и одна фактическая ошибка во втором (я неверно указал годы написания "Горя от ума" - написал 1824-1828 гг. вместо 1822-1824 гг.). И если эта моя мелкая ошибка еще была сопоставима по уровню с ее ошибкой про Пруссию, то с ошибкой про Серебряный век ее поставить в один ряд было уж никак невозможно.
Где-то через неделю наступил день назначенной встречи. Я тогда был простужен: постоянно чихал, сопли текли рекой, а температура была выше 37-ми градусов. Мама и папа уже хотели пойти в гороно одни, оставив меня дома. Но я собрался с силами и все-таки уговорил их взять меня с собою.
Когда мы вошли в кабинет Натальи Алексеевны, рядом с ней сидели пять членов экспертной комиссии, среди которых была и Елена Николаевна из нашей школы.
Мы вновь начали с того, что нас несправедливо лишили права вовремя подать апелляцию. И вновь та же сотрудница стала возражать, уверяя, что со стороны гороно все было сделано вовремя. Но в ее глазах можно было прочесть, что она говорит неправду и всецело сочувствует нам.
Тогда мы вместе с экспертами приступили к разбору полетов. Сначала они все, за исключением Елены Николаевны, закидали меня критикой: в основном совали мне в глаза мои речевые ошибки. Я и мама парировали как могли, отмечая, что эти ошибки не мешают восприятию текста. Во время нашей словесной перепалки я перечислил все недостатки работы моей соперницы, о которых я говорил выше. Однако Наталья Алексеевна сделала ход конем, сказав, что нечестно и неэтично обсуждать работу девочки в ее отсутствие, и призвав экспертов сосредоточиться на объяснении моих промахов.
Экперты продолжили критиковать мои речевые ошибки. Но в этот раз в бой вступила Елена Николаевна, до тех пор молчавшая. Она предложила завершить разбор моей работы и затем обратилась ко мне:
- Сережа, у тебя в любом случае очень хорошая работа, и ты пройдешь на региональный этап.
Наталья Алексеевна поддержала эту смену хулы на хвалу и добавила:
- Да, Сережа, ты молодец, что так стойко защищаешь свою точку зрения! Надеюсь, что ты так же стойко выдержишь задания регионального этапа и сможешь занять на нем призовое место.
На том наша беседа и закончилась. Мы изменения результатов не добились, а я только еще больше разозлился.
И лишь постфактум я выяснил, из-за чего гороно так упорно не хотело меня слушать.
В один из будних дней, уже где-то в середине декабря, я встретил Елену Николаевну в школьном коридоре на перемене. Она поприветствовала меня и сказала:
- Сережа, пойдем ко мне в кабинет, я тебе кое-что расскажу.
Мы зашли в кабинет, она плотно закрыла дверь, повернулась ко мне и начала говорить таким тихим голосом, словно сообщает мне государственную тайну:
- В гороно не хотели ставить твою работу на первое место потому, что, несмотря на все мои заверения, думали, что ты списал. А думали они так не только потому, что твоя работа была сама по себе почти идеальна, но и потому, что у них не было твоего черновика.
Я удивился:
- Но ведь я сдал черновик!
- Я тоже не понимаю, где они его потеряли. Поэтому они и решили, что ты без подготовки просто списал все с телефона сразу в беловик.
В душе мне почему-то стало спокойнее, хотя головой я понимал, что должен был еще больше разозлиться из-за раздолбайства гороно: мало того, что они результаты опубликовали поздно, так еще и мой черновик посеяли!
Я поблагодарил Елену Николаевну за информацию, вышел из кабинета и отправился на следующий урок.

***
Региональный этап ВсОШ проводился на базе одного из вузов столицы нашего региона, до которой из моего города было три часа езды на автобусе. В этой столице у нашего гороно был договор с одной недорогой гостиницей, в которой проживали все участники олимпиады от города. Так как я прошел на региональный этап по трем предметам, мне пришлось ездить туда три раза с интервалом в два-три дня.
Олимпиады почти по всем предметам проводились по два дня. С литературой дело обстояло так: в первый день давалось аналитическое задание, во второй - творческое, на каждое из них - по пять часов. И если аналитическое задание по содержанию и требованиям почти не отличалось от аналогичного задания на школьном и муниципальном этапах, то творческая часть состояла даже не из одного задания, а из нескольких - что-то было на знание теории, что-то было на логику и, наконец, было самое объемное задание, в котором предлагалось сочинить анонс выставки, посвященной какой-либо литературной теме. Помню, что в том задании я написал про путешествие по миру "лишних" людей русской литературы: пушкинского Онегина, лермонтовского Печорина, гончаровского Обломова и тургеневского Рудина.
И вот оно, снова мучительное ожидание результатов.
По итогам первого дня я был на третьем месте. Я ликовал.
По итогам второго дня я оказался... на втором. Снова на втором.
На первом месте была девочка из столицы, которая выполнила первое задание лучше, чем я, а за второе ей поставили столько же баллов, сколько и мне.
В этом случае оспаривать первое место не имело никакого смысла. Участников на данном этапе было 40 человек, а это значило, что победителями могли объявить аж троих человек (не забываем про 8%). Поэтому мое второе место меня более чем устраивало.
В итоговом протоколе регионального этапа рядом со своей фамилией я увидел слово "победитель". И это был полный триумф. Несмотря на то что потом выяснилось, что никто из нашего региона не набрал проходного балла для заключительного этапа, даже победители.
На вручении грамот с благодарностью за победу на региональном этапе присутствовали все: мои родители, Юлия Владимировна, Елена Николаевна и та сотрудница из гороно, которая в душе болела за меня, но была вынуждена врать. А Наталья Алексеевна, вручавшая эти грамоты на сцене дворца пионеров, пожала мне руку и, виновато улыбаясь, сказала:
- Молодец, Сережа! Ты проявил настоящую стойкость!
И виновато улыбалась она не только из-за литературы, но и потому, что я также стал призером регионального этапа по английскому языку и биологии. А еще потому, что та девочка, которой они в гороно отдали первое место по литературе на муниципальном этапе, на региональном заняла тридцать второе.


Рецензии