Прогулки с Лаурой. Монтечиторио

(Из серии «Азбука Рима»)

- Ну, как ты съездила в Египет, Людочка?
- Замечательно. Прогулка по Нилу с посещением всех главных храмов  Карнака, Луксора, Абу Симбела, пирамид, захоронений.  Потрясающий Каирский музей, долина царей. Но главное, конечно – Нил и его берега. Там, где они безлюдны,  они кажутся  неизменными с течением веков. Впрочем, я не об этом хотела говорить. Что меня поразило в Египте, так это отсутствие обелисков! Их на всю страну осталось всего девять. Причем один – лежит незавершенный,  не изъятый из монолита  скалы. Как зародыш  во чреве матери. Многометровая, многотонная глыба!
- Египет поразил не только тебя. Наши императоры так им  впечатлились, что почти все обелиски в Рим перевезли.
- Да уж точно. В Риме обелисков больше, чем в Египте и больше, чем где-либо в мире. Я читала, что   в Вечном   городе  античных обелисков - 13. Рассказывают,  что есть еще четырнадцатый обелиск, скрытый в земле около церкви Сан Луиджи дей Франчези, но вряд ли кто осмелится теперь его извлекать.
-  Раньше обелисков в Риме было 17. Но в XVIII  веке один  обелиск отдали  Флоренции. Его поместили  в Сады  Боболи, рядом с  палаццо Питти, где известная галерея. Два обелиска перенесли в Урбино к церкви Сан Доменико.  Тот египетский обелиск, что стоял  на острове Тиберина, от постоянных наводнений  разрушился  ещё  в XVI веке.  Его  фрагменты теперь  хранятся в национальных  Музеях Неаполя  и  Монако ди Бавьера. 
- Был еще аксумский  обелиск, но это – отдельная история. Представляешь, мы его видели и даже трогали. Теперь он вернулся на родину, в Эфиопию. Лаура, давай завтра  наведаемся к обелискам?!
- К какому из них?
- Давай начнем с того, что стоит на площади  Монтечиторио.
- Правильно.  Его же император  Август Октавиан первым привез  в Рим, после победы над Египтом  у Ацио в 31 году до Р.Х.
- И после того как  Северная  Африка вошла в состав   Римской  империи.  Я читала, что обелиск  был  воздвигнут в Гелиополисе  египетским фараоном Псаметтихом II (VI век  до  н.э.), вероятно,  в  ознаменование  его побед в Эфиопии. Представляешь, теперь Гелиополис -  окраина Каира, и там стоит, по рассказам, самый первый обелиск.  Гелиополис  -  город, посвященный  солнцу. И обелиски, эти четырехгранные, сужающиеся кверху монументы символизировали солнечный луч, от земли обращенный к солнцу. Они завершались пирамидкой, которая покрывалась золотом или  сплавом золота с серебром. Вообрази, как они сверкали на ярком египетском   солнце. Как отражение небесного солнечного луча. На пьедестале обелиска чаще всего так и писали - Soli donum dedit  (Солнцу посвящается).   А солнце в Египте щедрое и постоянное. Я как-то заметила на небе некое подобие облачка и спросила нашего гида, не будет ли дождя?
- Это вряд ли, - ответил он с сожалением.
-А что, дождя давно не было? – полюбопытствовала я.
- Да года два уже!
Меня, москвичку, страдающую от бесконечных осенних дождей, этот ответ  просто потряс.
- Вот мы и на Монтечиторио. Когда-то это было огромное  Марсово  поле. В древности  здесь были  казармы,  термы,  амфитеатр и другие постройки, которые со временем разрушались.  Окрестные жители  стали брать  отсюда камни для строительства домов,  а оставшиеся руины  постепенно  уходили под землю и покрывались слоем наносного мусора, который ещё называют культурным слоем. Вот здесь, на невысоком холме и решили  установить  первый диковинный монумент, привезенный Августом.    
- Как же его тащили? Его везли по морю до порта Остии, а оттуда?
- Трудолюбивые были наши предки. И изобретательные. Обелиск  решили использовать как стрелку солнечных часов.
- В Каирском музее есть несколько моделей солнечных часов. Ещё с XII века до н.э. Тень от столбика или иглы падает либо на плоскую поверхность, либо  на наклонную, иногда в виде ступеней. Так что и египетские предки  тоже были чрезвычайно хитроумны.
- Я думаю, что сопровождающие императора ученые там много чего позаимствовали. Установкой обелиска занимался здесь     искусный математик-астроном  Факондио Ново. На верхушке обелиска он смонтировал  позолоченный шар с прорезями. Тень от него падала на выложенную беломраморными плитами поверхность. По плитам проходил меридиан, разделенный металлическими полосками,  которые означали  месяцы,  дни  и  часы. Были тут и бронзовые изображения знаков зодиака.  Эти первые городские, солнечные часы назвали Горологий. И помимо прочего они должны были подтвердить правильность  нового календаря,  введенного  эдиктом  Юлия Цезаря с 1 января  45 году до Р.Х.   
  - Чтил император Август память своего приемного отца. А рассчитан  был Юлианский календарь по временам года  египетским астрономом  Созигеном  из Александрии.  Календарь, как и солнечные обелиски, был солнечным.  Кстати, наша православная церковь до сих пор использует именно этот календарь, называя его старым стилем.
- Видишь, как в мире всё переплетено. Да, чуть не забыла. В этих солнечных часах была ещё одна  премудрость:  в них было предусмотрено, что  23 сентября, на закате, в день и в час рождения Августа  луч света падал на его погребальный монумент  Ара Пачис. В знак поклонения и поминовения  усопшего к тому времени императора.
- Лаурочка,  а ведь в  храме  Санта Мария дельи Анжели на площади Республики есть современный вариант такого меридиана. И там луч света в полдень проходит сквозь отверстие в своде гениального храма Микеланджело и освещает такой же меридиан.  Причем этот меридиан тоже должен был подтвердить точность календаря. Но уже нового Григорианского. По имени папы Григория XIII, который ввел его 4 октября 1582 года взамен юлианского.  В XIX веке, когда  ещё не было ручных часов, по этому меридиану проверяли точность всех часов Рима. Папа Клемент XI хотел завершить работы к юбилейному 1700 году, но не успели. Припоздали на два года.
- Однако вернемся на Монтечиторио.  После Августа…Тиберий, Калигула, Клавдий, Нерон. Выскакивает, как в школе учили  наизусть.  Довольно мрачные страницы истории.  Но  спустя столетие  судьба привела на римский трон вполне приличных людей:  Траян, Адриан и Антоний Пий,  названый Благочестивым.  И снова, как  во времена Августа, благодарный приемный сын Антонина Пия -  философ на троне Марк Аврелий,  устанавливает   в 161 году здесь, на Марсовом поле, неподалеку от обелиска  памятную колонну. Она, естественно,    получила название колонны Антонина.  Колонна была  сделана из такого же розового египетского гранита, что и обелиск. На массивном нижнем кубе, на  базе  колонны  был изображен апофеоз  императора.  Антоний Пий Благочестивый  и его жена  Фаустина  восседают  в окружении аллегорических фигур. Причем  одна из них держит в руках обелиск.
-  Словно колонна означает свою связь с обелиском.
- Вот-вот.  В течение почти тысячелетия два монумента стояли рядом. За это время солнечный  обелиск  сильно пострадал от землетрясений,  разливов Тибра и пожаров.  В 1084 году  он рухнул, и обломки его были погребены под землей.  Про него забыли.  А осиротевшая колонна  также постепенно уходила  в землю, но  простояла здесь ещё до XVII века. В XV  веке стали    реставрировать  соседнюю церковь Сан Лоренцо ин Лучина. И в подземелье обнаружили  часть меридиана и глыбы августовского солнечного  обелиска.  В подвалах соседних домов жители тоже  нередко натыкались на непонятные мраморные плиты с металлическими полосками.
- Тогда и вспомнили про обелиск.
-  Да. А когда первосвященником стал папа Сикст  V, то он привел в порядок несколько запущенный к тому времени Рим. И повелел поставить  у всех  главных  соборов  Вечного города привезенные императорами  египетские обелиски.
- За это он получил прозвище  обелискоман.
 - Папа ознакомился с архивами. И ему так понравился солнечный обелиск на Монтечиторио, что он  поручил  извлечь  его. Однако  специалисты  заявили, что монумент слишком пострадал от пожара, да и достать его из-под толстого слоя земли практически невозможно.  Шло время. В XVII веке при подведении воды к фонтану  Треви  снова наткнулись на фрагменты обелиска. 
    И лишь столетие спустя с помощью хитроумного  приспособления Никола Забалья  шесть огромных блоков  от разрушенного обелиска достали  из  грунта и перевезли во двор Ватикана. Там эти раздробленные куски обелиска лежали, ожидая своего часа.  В том же XVII веке,  возводя фундамент виллы Людовизи на Монтечиторио,  раскопали и древнюю колонну Антонина.  Её аккуратно  извлекли на поверхность  и  перенесли в угол на площади Монтечиторио. А  для безопасности  закрыли деревянной конструкцией.  Но именно эта предосторожность  оказалась роковой.  Доски  случайно загорелись,  и колонна  была безнадежно разрушена огнем.  Однако постамент, база колонны с изображением триумфа императора,  по счастливой случайности  досками не закрыли.
- Наверное, любовались этим барельефом.
- Вполне возможно. В общем,  пожар постамент не повредил. И для пущей сохранности  его перевезли… куда?
- Во двор Ватикана. Я её видела там в музее.
- И поместили  рядом с  остатками древнего солнечного обелиска. 
- Снова обелиск и колонна рядом, хоть и в плачевном состоянии.
- Когда же папа Пий VI  решил отреставрировать обелиск, то  оказалось, что самым подходящим материалом для восстановления старого обелиска   оказался розовый гранит  той  самой, безнадежно  разрушенной колонны Антонина.  А теперь погляди внимательно на обелиск. Видишь, часть его составляют  покрытые древними иероглифами глыбы,  а частично он  дополнен  гладким розовым  гранитом. 
- От той колонны Антонина. Снова они вместе. Теперь на веки. Просто романтическая история любви.
- После реставрации обелиск решили вернуть на прежнее место,  на Монтечиторио.  4 сентября 1790 года архитектор Антинори установил его посреди площади.  На верхушке обелиска он смонтировал  огромный бронзовый шар, украшенный геральдическими знаками папы:  звездами и лилиями.  Кроме того, в нем была проделана узкая прямоугольная прорезь.
- Видимо, папа хотел  снова сделать из обелиска солнечные часы.
- Вероятнее всего. Даже площадь перед обелиском была расчерчена белыми линиями.  Но папа умер, не успев довести задуманное до конца,  и архитектор Антинори   скончался  две недели спустя.
- Я читала, что весной 1963  года  одна  из геральдических звезд,  украшавших бронзовую сферу,  упала вниз. Встревоженные городские власти обследовали монумент и обнаружили,  что шар целиком проржавел,  да и сам обелиск снова  нуждался в реставрации.   Антинори скреплял куски древнего обелиска и колонны  железными  скобами, а они оказались полностью изъедены ржавчиной.  Два года ушло на реставрацию. Скобы Антинори заменили новыми,  из нержавеющего металла. Нарушенный баланс сместившихся блоков восстановили,  не разбирая монумента, а все щели зацементировали, чтобы в них не попадала влага.
- Смотри, Людочка,  на этой площади,  помимо обелиска, выполнявшего роль стрелки солнечных часов, есть еще обыкновенные часы на фасаде дворца и песочные часы. Вон там,  в  колоколенке с крестом.
- Это ведь была вилла Людовизи?! А  сейчас что там?
- Теперь там заседает палата депутатов итальянского парламента. Вот так вот! Чтобы не заканчивать прогулку так торжественно, расскажу тебе ещё одну занимательную историю. В XVIII веке вон на том балконе,  над парадным  порталом дворца Монтечиторио  разыгрывалась лотерея!   Зародилась она в Генуе в 1576 году, но папа причислил ее  к азартным играм и в Риме запретил.  Однако последующие папы усмотрели в ней возможность выгоды, и лотерея была разрешена. Утром 17 сентября 1703 года  теперь уже  во дворе дворца Памфили на площади Навона состоялся первый розыгрыш, а следующий  по случаю карнавала перенесли на Капитолий. В период французской оккупации, в отсутствие папы,  которого  Наполеон выдворил  из Рима, лотерея разыгрывалась в небольшой церкви на Марсовом поле. А  урна стояла прямо на алтаре!
-Вот тебе и благочестивые итальянцы!
- Ну, как-то они сумели это разделить. В остальных церквях мессы служили по-прежнему.
-  А после возвращения папы из Франции лотерея стала снова еженедельно разыгрываться  на Монтечиторио. И тут случился курьёз. У одного из монашков,  брата Пачифико из монастыря капуцинов  вдруг обнаружился дар: он мог  отгадывать номера выигрышных лотерейных билетов. Что началось!  К нему потянулись сотни желающих испытать удачу. Но папа, прослышав об этом чуде,  удалил предсказателя подальше от Вечного города. Тогда римляне   стали обращаться с просьбами о помощи к  Св. Пантелеймону, либо к Богоматери, поднимаясь ночью на коленях по 124 ступеням Санта Мария ин Арачели.  Некоторые же,  по девять дней  молили Алексия  божьего человека  подсказать им выигрышные числа.
     Впрочем, Эта игра остается популярной до сего времени, и в течение трех веков итальянцы играют в неё с детской непосредственностью и увлеченностью. Зеленые киоски, распространяющие лотерейные билеты, и по сию пору можно видеть на  многих площадях и улицах Вечного города.


Рецензии