Макаренко о свободе и свободе

Антон Семенович Макаренко (13 марта 1888 — 1 апреля 1939) — советский педагог-новатор, на своем многолетнем опыте проследил процесс воспитания нового человека в трудовом коллективе, развития в советском обществе новых норм поведения, процесс накопления нового морального опыта и привычек.

О ЛИЧНОСТИ И ОБЩЕСТВЕ

Сталинская Конституция — единственный в мировой истории документ, имеющий характер исторического паспорта величайшего создания: нового человеческого общества. И только с появлением этого общества стало возможно говорить о решении проблемы «общество и личность».

Эта проблема решена не в горячей проповеди, не в призывах, не в порядке постановки принципов, а исключительно в процессе грандиозной революционной творческой работы, создавшей конструкцию, продуманную до мелочей и сделанную с точностью до мельчайших величин.

И это общество — настолько новое, настолько принципиально новое явление, что совершенно невозможно никакое сравнение его с буржуазным миром. Детали этого явления недоступны и непонятны для западных мудрецов, ибо этих деталей никогда не было в их жалком опыте.

К примеру возьмем вопрос о единой и единственной у нас коммунистической партии. Для нас это так убедительно и просто: только единая партия большевиков, передовой отряд рабочего класса и всех трудящихся, способна к наиболее яркому, эффективному и экономному социалистическому творчеству. Она гениально задумана, гениально организована, счастливо соответствует всей структуре общества.

Западным мудрецам трудно понять такие вещи. Человек, ездивший в своей жизни только на возу, с таким же трудом поймет, как это автомобиль обходится без квача и мазницы. Та сложная смесь лжи, интриги и взаимного поедания, которой смазываются колеса буржуазной демократической телеги, чтобы не слышно было раздирающего скрипа, и которая иронически называется свободой, в нашем обществе не нужна и не может иметь места.

Наше воодушевленное доверие к партии, наш экономический строй создают невиданную еще свободу личности, но это не та свобода, о которой болтают на Западе. Есть «свобода» и свобода. Есть свобода кочевника в степи, свобода умирающего в пустыне, свобода пьяного хулигана в заброшенной деревне и есть свобода гражданина совершенного общества, точно знающего свои пути и пути встречные.

Мы, естественно, предпочитаем последний тип свободы.

А.С. Макаренко, Сочинения, Том 7, с. 18-19


Рецензии
Приветствую.
Антон Семёнович Макаренко на удивление не имеет сейчас критики от антисоветчиков.
Но он же советский. В т.ч. идеолог.

Так почему же не имеет ? Ведь должно это удивлять. Но к сожалению, обходится молчанием странная ситуация с этим явлением. ( Эмоциональные выпады "вообще" на советское типа в рецензии ниже к этому тексту - нужно вынуждено относить к бесовским выпадам. Там нет ни логики, ни аргументов, есть только желание общения (как потребность подпитки) с кем нибудь, кто ближе к натуральному уму.

Вот в этом вопросе "почему не критикуют Макаренко", если его последовательно неспешно разобрать, можно исправить многие ошибки идеологии позднесоветского времени. Которые в своё время доработаны не были.

При Вашем, уважаемый автор страницы "Беспарийные коммунисты", ответном согласии готов вступить в такое обсуждение.

Георгий Сотула   05.09.2020 02:04     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.