Дочка священника глава 85

В этом году, первым шёл храмовый праздник у отца Виктора, в Анечкино. Его отмечали в день памяти великомученицы Ирины. Собрались все прихожане, приехали некоторые и наши. Ну, и мы с Хильдой, естественно. После службы все собрались в общинном доме, на трапезу. Приготовились скромно, но со вкусом. Пока мы разговаривали с отцом Виктором и Алисой, стоя во дворе, о восстановлении документов, украденных Интой, и возможных последствиях, к нам подошёл хиленький старичок в лёгком плаще, хотя погода выдалась довольно тёплой. По заношенной скуфье, священническом головном уборе, мы поняли, что он имеет отношение к клиру церкви.
— Вы к нам? — добродушно спросил отец Виктор, глядя, как старичок топчется неподалёку, стесняясь подойти. — На храм приехали? Служба закончилась. Пойдёмте тогда, хотя бы к столу.
Старичок несколько раз нервно провёл по длинной, седой бороде, поочерёдно, обеими руками, наспех пригладил волосы, и подойдя ближе, проговорил:
— Я по делу пришёл, значит.
— Что-то лицо ваше знакомо, — прищурив глаза, сказала Алиса.
— Я отец Митрофан, значит, — не поднимая глаз, сказал старичок, — я, значит, из Покровского.
— Точно, — слегка махнула ладонью Алиса, — Митрофан Иванович, вы сейчас настоятель храма, который отобрали рейдеры-националисты у Покровской общины?
Старичок чуть покраснел, но ничего не ответил.
— Так что же вы хотели? — спросил отец Виктор, хотя любопытство разбирало нас всех. — На праздник к нам пришли?
— Да нет, — помотал головой Митрофан Иванович. — Тут вот какое дело, значит.
Было видно, что старик буквально вымучивает слова, а говорить ему очень неловко. С минуту помолчав, видимо собираясь с духом, он продолжил:
— Дело в том, значит, что не ладится у меня ничего в том храме. Вот. Забрать, то его забрали, но прихожане ходить туда не желают.
— Наверное, они ходить не желают не в храм, — уточнила Алиса, с долей сарказма, — а в вашу структуру.
— Как угодно, — согласился Митрофан Иванович.
— И вы хотите, чтоб я уговорил прихожан, вернуться, так понимаю? – отец Виктор не смог удержать улыбку.
— Было бы не плохо, — простодушие старика прямо умиляло. — Вы поймите, совсем пустой храм. Староста, да я… Ну, бывает, придёт пара человек, на праздник. Совсем служить не с кем.
— Странно, — незаметно подмигнул мне отец Виктор, — а на захват столько людей приходило. Все кричали, геть Московского попа, давай нам нашего, защитим ридну виру. Всё, охота пропала, до ридной виры?
— Та, хиба то прихожане, — с досадой отмахнулся старик. — Некоторые сперва ходили, значит. Думали, я их водкой поить буду. Пока деньги были, малость угощал, а потом… Храм больно большой, ещё все эти сарайчики, домики…
— То был общинный дом и приют для стариков, — с неким раздражением поправила его Алиса.
— Как угодно, — пожал плечами Митрофан Иванович. — Только больно дорого обходится всё это хозяйство. Газ ещё до Нового года отрезали, теперь свет, воду. Задолженность большая. Свечи, прочее, значит, купить не за что. Как быть, не знаю.
— А зачем же вы храм отбирали? – не выдержал я.
— Разве ж то я? – тяжело вздохнул раскольник. — Я человек тихий, спокойный. Стар я уже, для таких случаев. Просил отца Аверьяна, не посылать в Покровское. А он говорит, как-то выкрутишься. Помогать обещал, но помощи я так и не дождался. Вот теперь, значит, ума не приложу, чего мне делать.
— А делайте, что хотите, — сухо ответил отец Виктор. — Мы не злыдни какие, если не брезгуете, приглашаем вас на трапезу. Сядете там в уголочке, хоть пообедаете. Что до остального, увольте. Решайте свои проблемы сами.
— Благодарствую, — тяжело вздохнув, произнёс Митрофан Иванович. — Только боюсь, бывшие прихожане Михайловского храма, меня в зашеек вытурят из трапезной. Да и кусок в горло не полезет, сами понимаете.
— Ладно, — снисходительным тоном, сказала Алиса, — постойте здесь. Пойду скажу, чтоб собрали вам домой.
— Вот за это спасибо, как говорится, — улыбнулся Митрофан Иванович, слегка поклонившись всем нам.
Ну, а потом пришёл черед нашего Храмового праздника. День, на Вознесение Господне, выдался пасмурным, ожидали дождь. Старухи наши охали, говоря, Может Бог пошлёт дождя, чтоб хоть немного напоил землю, а то после того, как обсадились в огородах, ни разу не было.
В это время, Руслан наспех одел праздничную одежду и хотел было тайком проскользнуть, пока родители замешкались, прибираясь на службу в свой храм, но его мать Зинаида, заметила сына в коридоре, когда тот обувался, тут же окликнув:
— Ты куда так рано? Отец ещё даже не привёл себя в порядок.
— Я… — запнулся Руслан, понимая, что придётся врать. — Я к ребятам. Сегодня важный урок, по видеосвязи. По физике. Ты же знаешь, я в ней ни бум-бум. А тут, как на зло, ещё ноутбук забарахлил. Короче, побегу я.
— Ты к Маричке, что ли? — мать начала подозревать неладное.
— Ну, в общем да, — не думая ответил Руслан. — Мне проще, когда толпой учимся. Запоминаю лучше.
— А мне говорили, что Маричка у дочки Московского попа ошивается, — нахмурила брови Зинаида. — Не уж то и ты с ними?
Руслан понял, что взболтнул лишнее, только отступать уже было некогда. Он с минуту помялся, придумывая, как лучше ответить, наконец сказал:
— Та ни, мамо, мы у Ваньки Голодного собираемся. У нас же своя компания.
— Ой, не верю я, ой не верю. Батьку, а ну ходь сюда, — позвала Зинаида мужа.
С уборной вышел «отец» Тарасий, поправляя наспех взлохмаченные волосы.
— Чего вы уже спорите, с утра пораньше? – пробасил он, запустив руку в карман, чтоб отыскать иерейский крест.
— Вот, у сына хочу узнать, куда это он намылился в такую рань, а он хитрить пытается, — пояснила Зинаида.
— Так в храм идём, — пожал плечами «отец» Тарасий. — Вознесение ж сегодня.
— Нет, не в храм, — мать Руслана поставила руки в боки. — Говорит, на уроки спешит. Физика у него, видите ли.
— Сынок, ну ты что? – в недоумении, чуть улыбнувшись, проговорил Тарасий. — Какие могут быть уроки? Мы ж всегда на службу ехали. Что с тобой происходит, не пойму?
— Вот и я говорю, — сказала Зинаида. — Именно происходит. Мне Олька продавщица, что с магазина у Московской церкви, слыхал чего поведала? Говорит, а ты знаешь, Зинка, мол твой Русик к москалям на службу бегает. И Маруська, Птицеловихи Гануси дочка, туда же.
— Это как понимать? – «отец» Тарасий даже рот приоткрыл от ошеломляющей новости. — Постой, постой. У Павла там храмовый праздник сегодня! Ты чего это, к москалям на храм собрался?!
Руслан наклонил низко голову, не произнося ни слова.
— Отвечай, сейчас же! – гаркнул отец, покрываясь на лице багровой краской.
Мальчик растерялся. Продолжать врать не было смысла, да он и не хотел больше. Собравшись с духом, он сжал кулаки, будто готовясь к нестерпимой боли, ответив:
— Да, папа, я иду к отцу Павлу на храм. И Маричка идёт. Там ещё будут ребята с нашего класса. После, Алевтина Сергеевна проведёт с нами индивидуальный урок и…
— Вот за Алевтину Сергеевну не надо, — помахал со стороны в сторону поднятым указательным пальцем отец, — не надо! Как же так?! Мой сын, мой третий сын, можно сказать, утешение и опора в старости, забивает мне в спину нож, грубо говоря. Топчет меня в грязи, плюёт в душу, позорит перед прихожанами!!
— Папа, что ты такое говоришь? – тихо проговорил Руслан. — Это нелепица.
— Ты как с отцом разговариваешь?! – слегка турнула рукой по шевелюре сына Зинаида.
— А что я такого сказал?! – вскипел Руслан. — Церковь, дело добровольное! В какой хочу храм, в такой иду. Имею ли я право на выбор?!
— Вон ты как заговорил, — «отец» Тарасий, на последнем слове совсем принизил голос. — И это в то время, когда мы ведём неравную войну с коварным соседским государством, за независимость и свободу нашей страны…
— Папа, — мотнул головой Руслан, — прекращай, ты не на амвоне храма. Все мы знаем кто и с кем ведёт эту войну. И причём здесь война? Я в храм иду, на праздник, а не воевать!
— Ш-ш…Что-о? — Тарасий, казалось, совсем потерял голос.
Его глаза округлились до невозможности, а брови поползли вверх. Зинаида, также, будто потеряла дар речи. Она застыла в неподвижной позе, медленно переводя взгляд то на мужа, то на сына. Пользуясь замешательством обеих родителей, Руслан прытко скользнул в веранду, не прикрыв за собой дверь.
— Куда?! – крикнул ему вслед Тарасий. — Куда ты?! Ну, вернись только домой, я тебе покажу!
Продолжение следует...


Рецензии