Любовь!

ЛЮБОВЬ!
(В. Исаков)

    Зима облизывала мой гараж шершавым языком ледяного северного ветра. Он завывал  в полярной ночи, как продрогшие от мороза волки ночью  на полную  луну. Заготовка из кости для ажурной резьбы выполнена и лежала в кислоте: белела. Но это - завтра. Всё - завтра!
   Холодно! Правда, чуть потеплело: мороз почти с минус пятидесяти  поднялся, благодетель наш, аж до сорока. Но вот этот пронизывающий  снег, летящий параллельно сугробам. Мой многоцелевой гараж «шёл» среди трехметровых волн  белого пушистого, оставляя секундный след за собой в океане зимы.
  На борту температура, позволяющая сидеть в одной душегрейке. Движок – печка просторного корабля раскалена докрасна. Обул ноги в пимы, сшитые вручную из оленьих  шкур, но почему-то немного знобит. Может быть от тоскливой мелодии ветра в трубе? Открыл заслонку топки и закурил. Утробное ворчание чугунной  с кипящим чайником . Тишина, спящая в  помещении  среди забортной кутерьмы, располагала к воспоминаниям.
  Спокойствие  расколол  грубый и довольно  таки хамский  стук в дверь. Зашел некто в меховой куртке с капюшоном на глазах и отряхивал пимы веником: могу и выставить за несоблюдение порядка .Все знали, как блюду чистоту на судне-гараже. Это оказался заместитель начальника милиции, правда, о должности и звании узнал недавно: познакомились на рыбалке, а там регалий не спрашивают. Я протянул Игорю полстакана горячего чая и «мензурочку» в  ..цать  граммов водочки (мой способ отогрева - никогда не заболеешь).
      Переведя дыхание  тут  же  выпалил в лицо: «Михалыч убил человека!». Первый раз в жизни я потерял самообладание: никогда ранее не слышал более неразумного, и страшного. Сосед по гаражу и друг был душой компании и  владел искусством улаживания  конфликтов, иной бы профи позавидовал.
     Бывало и такое, что  люди в лесу уже сходились стенка на стенку и клали указательный палец на курок ружей, но вмешивался он. Нужными словами, шуткой или анекдотом так умело разряжал ситуацию, что пять минут назад враги становились, чуть ли не закадычными друзьями, заметьте на всю жизнь.
   Молчание прервал Игорь, выпалив.
-  Ничего не знаю, бегу в отдел! Мне только,  что сообщили.  Твой телефон отключен, вот я  мигом к тебе, Валентиныч. За воротами машина ждет!
  Через час он позвонил и попросил приютить собаку Михайлыча .
-  Найденыша сейчас тебе, брат  сержант привезет.
Нарезал оленину кусками и стал ждать потеряно глядя на чашку с золотистым липовым чаем и золотым корнем.
   Собака для Михалыча была всем! Детей ему, увы, Бог не дал!
   Однажды, семь лет назад, он приехал с рыбалки раньше обычного и,как в плохих анекдотах совсем не вовремя.
     Зашел в комнату и не обращая внимания на испуганную жену и не менее перепуганного любовника в постели он поставил ружье в угол и пошел собирать вещи в чемодан. Бедный дядя любовник! После получасового пребывания под одеялом при неслышных шагах и молчаливых скользящих перемещениях Михалыча тенью по квартире, он не потерял здоровье, но про женщин, наверное, забыл навсегда.  Да и клинок ручной работы с рукояткой из рога на его поясе не давал  шанса  дяде на громкое хлопанье дверью.
   Найденыша привезли. Шерсть у неё - белая в кучеряшках, как у маленького барашка, а глаза небесно-голубого цвета. Хвост от радости встречи со мной, как пропеллер бил по бокам. Тут же облизала мне лицо - ей всегда нравились мои усы. Слупила всю оленину и улеглась на свое любимое место - диван, положив, голову на подушку. Здесь ей всё прощалось! Как она оказалась у друга, никто не знал, только в один момент он появился с ней на пороге гаража, и та не задумываясь нажурила на мои пимы, что стояли у входа. Вот так она вошла в мою жизнь.
Найденыш – смышленая собака. Она всегда каким-то чутьём определяла настроение  окружающих и, сейчас не просилась со мной поиграть, а глядя маслянистыми  чёрными глазами, вопрошала: «Почему она здесь и, где хозяин?». В такую погоду  и с таким настроением не захотел малышу оставлять одну. Взял Найденыша домой в квартиру: они  частенько  заходили ко мне в гости…
        Квартирный сумрак  разорвал  на части громкий  звонок  проводного телефона. На другом конце тихий голос Игоря произнёс:
- Михалыч только одно твердит, что убил, а за что и почему молчит рыбой.
  Утро вечера мудренее...
Лёг спать. Хотя, как назвать сном постоянное хождение на кухню и беспрестанное курение возле открытой форточки. Неожиданно стала подвывать Найденыш: никогда за ней такого не наблюдалось. Положил её  морду себе на колени и тут меня будто током ударило: в её умных глазах увидел человеческий осмысленный скорбный взгляд. Стал гладить по голове, что-то шепча в утешение, а она прижалась к моим коленям.  Не было собаки с крутящимся, как пропеллер хвостом и моющим пылесосом для моего лица и усов, лишь комок кучерявой грусти и печали.
      Утром погуляли, но она не бегала по сугробам за ветром, как это обычно бывало, хватая пургу за руку. Плелась сзади и все норовила прижиматься к моим ногам белым боком. Прижатые уши и хвост крючком между лап говорили сами за себя.
Я сфотографировал Найденыша и, оставив её дома, поехал к Игорю предварительно взяв с собой пяток блоков сигарет, несколько килограмма печенья и увесистые коробки одноразовых пакетов чая. Прихватил в придачу и электрочайник.
 Дежурные пропустили и я со всем скарбом ввалился в кабинет к Игорю. И тут же ему с порога вопрос.
- Молчит?
Игорь насупившись ответил.
- Да.
Попросил привести нашего друга в кабинет К моему удивлению Игорь безучастно ответил.
    - Не положено!
Взбесился,чем удивил друга. И тут же в глаза ледяным шёпотом выпалил.
     - Мне плевать на твоё: «Не положено»! Когда ты тонул в трясине и Михалыч ринулся, рискуя собой, ползком по жерди, спасая тебя,тоже было - не положено?! Прикажите привести его, товарищ майор, это Вам приказывает старший армейский офицер и Ваш друг! Прошу  разрешить свидание в Вашем присутствии!
     Игорь смутился и приказал привести Михалыча.
Михалыч зашел в кабинет по привычке держа руки за спиной. Я не узнал разухабистого говоруна. На меня смотрел человек, который поедом ест себя за совершенное. Обнялись. Присели за стол и в тишине закурили. Тут он почти шепотом начал говорить:
  - Понимаете, мужики…
Он вопросительно посмотрел на Игоря, тот кивнул в знак согласия. Затянувшись сигаретой и став мрачней тучи, Михалыч продолжил:
- Помните ту ночь, когда я ушел с одним чемоданом от жены, из моей квартиры, которую купил для нас?! Я же оставил ей всё
Он не назвал ее по имени - не простил!
     -Как вы все собрались у тебя, Валентиныч, в гараже?! И решили миром мне помочь, кто, чем мог: кто телевизором, кто холодильником, кто дубленкой, а кто комнатой в общаге. А ещё, скинувшись, купили мне старую «копейку»! Ночью я стоял на коленях перед ликом Богородицы  на иконе  и молился за ваше здоровье. А чем я мог вас ещё отблагодарить?   А та, которая меня обманула, приходила ночами во снах и просила вернуться, умоляла, плача, и всё руки тянула ко мне, чтоб обнять. Но наступало утро и все опять становилось серым. После ночи выбрасывал в ведро очередную полную пепельницу окурков и ехал на работу, а все мысли были о ней.
Михалыч тяжко вздохнул и продолжил свою повесть дальше.
-   Вы же знаете, кроме неё мне никто не был нужен. А два года назад шёл мимо бывшего своего дома и услышал детский плач в мусорке, да такой жалобный. Я кинулся туда, и увидел щенка с разрезанным ухом - спугнул садиста. Убил бы на месте за это!
Он вздрогнул и с опаской посмотрел на Игоря. Тот будто не слышал оговорку и Михалыч продолжал уже громко:
- Я выкупал щенка в теплой воде. Поразительно: шерсть оказалась белой и нежной, как пух, а глаза голубые, как небо, вот природа-матушка! Щенок скулил от боли, и страха. Я налил ему в тарелку молока, и он жадно хлебал, расплескивая большие капли на пол, потом положил его к себе в постель. Он так прижался ко мне, аж сердце защемило.
Сигаретный дым опять  пошел гулять по кабинету.
-   У меня появился смысл в жизни. Щенок оказался девочкой, но имя Найденыш к ней приклеилось, как советский пластырь на пальце. Найденыш ходила за мной, как ниточка за иголочкой. От меня ни на шаг не отставала. И помните, первый раз на охоту её взял? И как она работала?

 Да уж, работала по «боровой» она отменно! Вспомнил первую с ней нашу охоту. А друг тихо продолжал свое повествование.
   - Малышка  стала для меня членом семьи.  Подросла и стала красавицей. Мы с ней и в пир, и в мир! Помнишь, Валентиныч, когда вы все уехали в длительные отпуска (отпуск у нас по 58 дней и плюс отгулы)? А мне Найденыша на время командировки надо было на кого-то оставить: улетал в Питер. Попросил бабушку-соседку по общаге приглядеть за ней, денег на кормежку и за работу дал, кажется, штук десять  «рваных»-деревянных, не помню. Найденыш сбежала от бабушки и появилась уже нагулянной. Ещё раньше на прогулках со мной у неё появился друг: здоровый дворовой кабель. Видимо, с ним убежала: любовь и у них бывает.
Михалыч раскраснелся и курил беспрестанно, мы не замечали дыма, висящего под потолком.
- Вскорости она ощенилась, ветеринарный врач Оксана принимала роды, намучилась. Но денег не взяла и от конфет отказалась за работу: видимо, увидела, как переживаю за Найденыша. Щенок оказался потешным большим увальнем, весь в папашу. Так и назвали Увальнем. Через месяц мы вышли в люди, и Найденыш представила его отцу. Тот ходил гордо, подняв хвост, охранял нас. Меня он, видимо, считал  вожаком, а на чужих людей рычал, кто хотел погладить малыша. Клыки у него весьма впечатляющие, как у матерого волка. Вот так и совершали прогулки вчетвером.
У Михалыча даже глаза заблестели.
       -Но, что странно: детишек-малышей, которые бездумно бросались погладить щенка, собаки не трогали, Найденыш даже позволяла брать Увальня на руки. И особенно странно, она норовила и малышей зализать. Так смешно было: когда к ней подходили дети, она зализывала сначала ребенка, потом щенка. А кобель в это время ходил кругами возле них и не давал ребенка забрать. Смеху от ребятишек было на весь двор, и каждый день они устраивали очередь, чтобы пройти такую смешную процедуру. Странно, но сыпь и прочая гадость на коже у малышей стала проходить после языка Найденыша.
        Михалыч потушил сигарету и закурил следующую. Я встал из-за стола, в тягучей тишине подошел к окну, открыл форточку. Михалыч затянулся, я ему налил водки в стакан под осуждающим взглядом Игоря. Тот же выпил водку, как будто стакан воды, не заметив, видимо, готовился рассказать самое основное, переживая всё во второй раз.
   - Понимаете, мужики, в общаге, что рядом с моим домом жила женщина. Она пусть и опустившаяся и детей у нее забрала опека, но тут на наших прогулках с собаками стала подходить с просьбой отдать ей на воспитание Увальня. Слёзно просила, клялась детьми и их здоровьем! Я думал тогда, что она тосковала о детях. Хотел верить, что Увалень (он же такой был потешный) будет ей толчком, чтоб стать прежней мамой и приезжать к своим детишкам. Отдали мы ей Увальня  и,  денег в придачу сунул в руку для обустройства  малыша в чужой квартире. А куда мне их тратить-то?!

     Михалыч перевел дух и, опустив взгляд в пол, отстранено очень медленно начал рассказывать, что произошло дальше.   Про сигарету забыл.
   - В тот злополучный вечер Найденыш себе места не находила в квартире, металась из комнаты в комнату.  Сжалившись, вывел её погулять. А она бросилась к той даме - в общагу, держа черную пуговицу носа над землей. Фыркала даже от волнения.
Постарался не отставать и побежал за ней. Мы, запыхавшись, вбежали в комнату. Там была гульба! Найденыш бросилась к чему-то темному, валяющемуся в грязном углу, затем с воем  жалобно  ко мне! Сделал два шага посмотреть, а это, оказывается, валялась шкура нашего Увальня… Тетка с расщеперенным в улыбке беззубым ртом и опухшими глазами  гадливо засмеялась и сказала: «Какой вкусный был!»… Понимаете, она клялась своими детьми и их здоровьем! Блин, мужики, я вошёл в ступор.

        Первый раз увидел у Михайлыча влажные от слез глаза. Он продолжал:
- Схватил Найденыша на руку и прижал к себе. А тут чьи-то пальцы потянулись к ее белой шерсти. Все, что учил  мужики в зале, выплеснулось в одно мгновенье! Быстро, точно и в сквозных движениях слитно. Грязные пальцы, тянувшиеся к  моей  Найденыше, хрустнули под крючком на излом моего указательного пальца. Наглые, чьи-то бычьи глаза получили удар пальцев в «растопырку». Бугая, встающего на защиту своей погани, удар каблуком в срединную часть грудной клетки положил на заблеванный пол. Двое, кинувшиеся было на меня с ножами, огребли  и  рухнули. С места прыгнул двумя ногами в грудину очередному рвущемуся на меня ублюдку…
   В квартире наступила тишина. Та с расщеперенным ртом  хватала, молча  воздух.
 Михалыч  затих. Налил второй стакан водки, а он его отодвинул от себя, даже не заметив этого. Продолжил.
        - Мужики,  не выдержал  и заорал этой мрази в глаза.
          -Что, захотелось нежности? А как ты говорила про детей, сука?! Ты же клялась детьми - святым в жизни каждого! ».
Я не мог с собой совладать, мужики, первый раз в жизни, простите! Все, что делал, будто делал не я, а другой. Работал «автомат памяти тела». Прижал сильнее к боку просяще-скулящую Найденыша. В прыжке даже сумел ударить носком ботинка в гортань притаившегося в засаде чудака. Переступил через его хрипящее тело и вышел из комнаты, неся Найденыша на руках. Не разбирая дороги, побрел домой.
   - Мужики, разве так делают со щенком? Разве так можно? А?
     Сигарета в пальцах Михалыча тряслась мелкой-мелкой дрожью.
   - Через выкуренную сигарету оставил я на соседку Найденыша и пошел в милицию сдаваться. Вот я и здесь!
Мы молчали.
- Михалыч, брат! Мы с Найдёнышем дождемся тебя, ты даже и не сомневайся, вот тебе посылочка и фото твоей Найденыша.
Встали, обнялись. Я попросил потереть ладонями пару листков бумаги, это «письмо» для Найденыша. Положил их в целлофановый пакет.
    Как она прыгала по квартире от радости, прочитав его «письмо» своим черным мокрым носом!
   Щербатая умерла. С теми, кто получил раны,совместимые с жизнью провели беседу, разъяснив, особенно тому бугаю, который тянул пальцы к Найденышу, что пить на территории нашего района впредь нельзя. Сомневающиеся тут же убедились, утерев кровь с пропитых носов, согласно закивали засаленными головами.
Был суд. Все слышали диктофонную аудиозапись исповеди Михалыча в кабинете, которую сделал Игорь,а я даже и не заметил этого: адвокат приложил её  к показаниям подсудимого. Друга приговорили к восьми годам лишения свободы. На судебное заседание привел Найденыша. Уговорил охрану разрешить (и среди них есть люди) им проститься. Осужденный  Михайлыч встал  коленями на мраморный пол, Найденыш сорвалась у меня с поводка и спешно, быстро-быстро стала лизать ему лицо, скулила да так громко аж на все здание. Работники суда вышли из кабинетов, посетители и любопытные замерли от увиденного. В гробовой тишине послышались всхлипы. Сержант из конвоя, потупив взгляд, начал бубнить под нос: «Ты это, пойдем. Надо ж ехать!».
Михалыч тяжело встал и, не поворачиваясь шаркая подошвами ботинок, пошел за сержантом опустив голову. Я взял Найденыша на руки и выбежал из здания, чтобы проводить машину. Найденыш металась, так хотела вырваться, укусила за плечо, но я держал. Подлетели друзья, прихватили её лапы и тут, когда машина поехала, она обмякла, завыв так жалобно с подвыванием, будто ей не хватало воздуха от горя! Белые платки у женщин метнулись к глазам. Мы отнесли Найденыша в машину и уехали ко мне в гараж. Там сели за стол и, чокнувшись пили, потом долго в тишине курили.
        Найденыш стала молчаливой и начала убегать из дома. А вечером сидела у меня под дверью, не издавая ни звука. Я покупал дорогущую колбасную нарезку, и ребята привозили самые лучшие куски мяса, но она ела мало и нехотя. Через день мне позвонили и сказали, что Найденыш сидит у здания суда и смотрит на дорогу, по которой увозили Михалыча. Самое странное, что она облизывала малышей, обнимающих ее за шею, но как только приближалась женщина - тут же рычала и показывала зубы: предупреждала. Едва махала хвостом на мужчин подходивших погладить её. Поодаль сидел тот здоровый черный кабель, внимательно смотрел за обстановкой. Охранял. Я стал и его подкармливать.
      Он теперь жил рядом с гаражом, Никита - плотник, один из наших друзей - сделал ему теплую будку. Найденыша перевел в гараж: она стала выть по ночам, подумал, что соседи не поймут. И сам перебрался туда же: как я ее одну оставлю?! Утром вместе уходили. Она, как на работу, - к зданию суда, ждать. Я не препятствовал. Да и как будешь воспрепятствовать ожиданию и вере! Слух о Найденыше быстро разошёлся по городу и люди начали приходить, чтобы посмотреть на верность собаки, пробовали подкормить.
   Мамаши приводили своих детишек, болеющих кожными заболеваниями. Найденыш вылизывала малышей, будто своего щенка, с материнской нежностью. Женщины, удивляясь, тайком вытирали слёзы по щекам. Как-то мои друзья одному мужчине, снимающему Найденыша на камеру, настоятельно порекомендовали стереть «память»: это не шоу. Он, было, хотел возразить, но бабушки и женщины, которые всегда стоят у суда (горе в этом здании живет) взяли его в круг, отодвинув моих друзей.  И высказались в более в сильных идиоматических выражениях...
Весь город уже знал о собаке, ждущей хозяина. А она смотрела, смотрела и смотрела на дорогу в одну точку.
Как-то, вечером ко мне в гараж приехал Анатолий и, гладя Найденыша, спросил:
- Валентиныч, ты не замечаешь ничего необычного?! Нет бомжей в нашем районе, и самое интересное, что они боятся к нам заходить
- Но мы предупредили…
  Толик смущено произнёс.
  - Нет. Тут информация прошла, что Найденыш на помойках выискивает своих давних обидчиков. Ты помнишь того бугая урода, которого «отрихтовал» Михалыч?
Я утвердительно кивнул головой.
   - Его очень сильно искусала стая собак. Никого не тронули, а  лишь его одного. Говорят, что Найденыш принюхалась к нему, а когда он замахнулся на неё, побежала жалобно забыв от него, подволакивая лапу, будто он ее ударил. Быстро метнулась к собакам. Тут на бомжа налетел и зарычал здоровый черный кобель, и все псы взяли мужика в кольцо. А Найденыш сидела на холмике, как бы руководя нападением. Она, подтявкнув на стаю,  отдала приказ, и тут все псы бросились на бугая. Это уже третий, кто был в той комнате. Остались ещё трое.
Найденыш отвернулась после этих слов к стенке. Мы замолчали, глядя на неё. Потом пришла информация, что и остальных она выследила и на них натравила свою стаю.
Найденыш ходила, ходила и ходила на дорогу к зданию суда. Всё ждала.
Перестала кушать, кроме меня никого подпускала. Шерсть начала выпадать и стала сивой, будто поседела. Цвет глаз поблек и они стали водянистыми, словно выплаканные от горя. Найденыш оживлялась только тогда, когда ей подводили малышей, которых привозили уже из других городов. Вылижет малыша и толкнет боком осторожно, а сама опять смотрит на дорогу. Я сбился с ног стараясь выходить её: витамины, ее любимая копченая оленина, но она не ела и ничего не хотела, отворачиваясь к стене. Упрашивал, умолял. А она поднимала мою ладонь своим горячим лбом, чтобы погладил, молчала. Ни уколы, ничего не помогало.
И как-то через полгода «прилетевший» ко мне на машине Игорь, выпалил, что Найденыш умерла возле здания суда. У меня рука инстинктивно потянулась к рукоятке ножа на стене.
- Нет, Валентиныч, криминала нет!

   Мы подъехали к мрачному  трехэтажному зданию суда. Наша красавица лежала в кругу женщин. Кто просто смотрел и украдкой вытирал слёзы,а кто - то с сочувствием гладил седую шерсть. Увидев меня, люди молча расступились, создавая коридор к моей девочке. Остекленевшие глаза Найденыша были устремлены вдаль на дорогу. Положил ладонь ей на лоб закрыв глаза навсегда. Неожиданно для всех завыл чёрный пёс сидящий подле неё.
Похоронили её на невысоком холме прямо возле озера, где она любили гулять с Михалычем. Выстрелили из ружей над могилой по количеству прожитых лет. Помянули в гараже и долго, долго  молчали. По местному телевидению дали сюжет о Найденыше. Мамы с больными детишками за руку, потянулись на могилку к ней. Просили у неё здоровья, а в знак благодарности завязывали на деревьях вокруг ее ухоженной могилки цветные ленточки. Почти всем помогала  и даже после смерти. Через год все деревья стали цветными. Моей беляночке  там на небе, хорошо среди красоты атласа  разноцветных ленточек бегать вместе с сыном-Увальнем.
На совете в гараже решили передать на зону к Михалычу страшную новость. Трое были против, я в их числе. А через полгода он ехал с нами в цинковой одежде: не выдержало сердце. Тоска по любимому разъедает сердце и душу изнутри забирая силы. Но самое главное, что уходит желание жить. Михалычу на проводах в вечность положили прах Найденыша: им там будет хорошо втроем.
Та, обманувшая Михалыча, была вынуждена уехать из города. Её, как прокаженную обходили стороной мужчины. А женщины почти всегда плевали ей под ноги, её просто перестали замечать.
 Как - то сидел возле могилки  Найдёныша, как мне в руку ткнулся носом черный пёс друг нашей девочки. Худой, почти одни кости  и с седой мордой. Позвал с собой. Теперь он живет у меня дома. Стараюсь откармливать.

А в городе больше не стало бродячих собак: всех подобрали жители.


Рецензии