Хасбулат Аскар-Сарыджа - лезгинский скульптор

Хасбулат Аскар-Сарыджа — основатель скульптурного искусства Дагестана.

Хасбулат Аскар-Сарыджа Нухбекович (1900–1982) — основатель скульптурного искусства Дагестана. Член Союза художников СССР. Заслуженный деятель искусств Казахской ССР (1961), Народный художник Дагестанской АССР (1970).

Хасбулат Аскар-Сарыджа родился в 1900 году в лезгинском селе Ахты Самурского округа Дагестанской области. Мальчик рос в многодетной семье, где родители, особенно отец, всячески способствовали развитию творческих способностей у детей. Отец — Нух-бек или Ной Аскарович в 1905 году принимал активное участие во Всероссийской стачке служащих почты и телеграфа, в 1910 г. выслан со всей семьей на пять лет из Дагестана за связь с подпольными революционными организациями. Мать скульптора – Марьям Мурсалова, единственная дочь торговца Юзбека Мурсалова, славилась искусством ковроткачества.

Прежде чем стать художником, сначала Хасбулат Аскар-Сарыджа обучался в Армавирской музыкальной школе, затем в Московской консерватории по классу фортепиано, занимался аранжировками народных мелодий, выступал с концертами. В 1919 году посещал рисовальные курсы в г. Темир-хан-Шуре вместе с М.-А. Джемалом, организованных Евгением Лансере. В 1922 году Хасбулат познакомился с грузинским скульптором Я.И. Николадзе (1876–1951), что сыграло решающую роль в предопределении выбора его профессии. В 1923 году, получив путевку от Дагестанского Наркомпроса, Хасбулат поступает на скульптурный факультет Ленинградского художественного института (ВХУТЕИН). Его педагогом был А. Т. Матвеев (1878–1960) — один из крупнейших мастеров скульптуры XX века. В 1926 году заканчивает учёбу. В 1927 году после успешного завершения учёбы в институте, молодой скульптор рекомендации Наркома просвещения РСФСР А.В. Луначарского (1875–1933) был откомандирован в Италию для продолжения учёбы. В Италии он изучал памятники классического европейского искусства, работал в мастерской известного болгарского скульптора Н. Николаева.  После четырехмесячной командировки возвращается в г. Махачкала, припадает рисование в 1-2 классах, работает директором Дербентского, затем Дагестанского музея краеведения.

В 1928 году Хасбулат Аскар-Сарыджа активно включается в работу по созданию монументальных произведений в Дагестане. С 1931 года работает по своей профессии, с 1932 года — член Союза художников СССР, в 1937 году приглашён в г. Москва для оформления павильонов ВСХВ (ВДНХ СССР). На этом заканчивается дагестанский период деятельности скульптора. Хасбулат Аскар-Сарыджа выполнено много скульптурных работ, из них памятники В.И. Ленину, И. Сталину, поэтам Махмуду, Гамзату Цадасе, Сулейману Стальскому, О. Батыраю, Эфенди Капиеву, борцам за Советскую власть в Дагестане и др. За отличную работу на ВСХВ и за бюст народного поэта Гамзата Цадасы в 1943 году присвоено звание заслуженного деятеля искусств Дагестанской АССР, в 1944 году награжден орденом «Знак почета» Указом Президиума ВС ДАССР от 12.03.43г. р-352, оп.2. д.51, л. 149-150.

В лучших произведениях Аскара-Сарыджа особенности национального мировосприятия закономерно соединились с пониманием ведущих процессов советского веяния. Скульптура — не единственное творческое занятие Аскара-Сарыджа, он писал рассказы, повести, сценарии, в 80-х годах подводя итоги своей жизни, пишет воспоминания. В его литературных записях много интересных рассуждений о жизни, призвании человека и художника, он «делал многочисленные записи сам, чтоб мысли не угасали и не исчезали вовсе». Умер Хасбулат Аскар-Сарыджа в г. Москва в 1982 году. В родном селе скульптора, у детской художественной школы установлен бюст в его честь.

Творчество: Памятник М. Дахадаеву в г. Махачкала; Художественная композиция «Последний защитник Гуниба»; Скульптура имама Шамиля (1942 г., Москва, Третьяковская галерея); Памятник революционеру, первому военному комиссару Дагестана М. Дахадаеву на привокзальной площади города Махачкала; Бронзовый бюст даргинскому поэту 19 века, «далайчи» (певцу) Омарле Батыраю (1831–1902) в Сергокале; Бронзовый бюст народному поэту Дагестана, лезгину Сулейману Стальскому (1869–1937) в г. Махачкала; Бронзовый бюст народному поэту Дагестана аварскому поэту Гамзату Цадасе (1877–1951) в г. Махачкала; Скульптурный портрет шейху Мухаммад-эфенди ал-Йараги; Конный памятник казахскому революционеру Амангельды Иманову в Алма-Ате, Казахская ССР, 1947; Конная статуя монгольского революционера Сухэ-Батора в Монголии; Памятники В. Ленину в городах Рыбинск (7 ноября 1957 г.) и Северодвинск, РСФСР.

Награды и звания: Орден «Знак Почёта» (дважды); Заслуженный деятель искусств Дагестанской АССР (1943 г.); Народный художник Дагестанской АССР; Заслуженный деятель искусств Казахской ССР (1961 г.); Лауреат республиканской премии имени Гамзата Цадасы; За участие в монументальном оформлении павильона Казахстана на ВСХВ удостоен Почетной грамоты Президиума Верховного Совета Казахстана.



Автор: ‘Али Албанви

На фото: Хасбулат Аскар-Сарыджа Нухбекович.


Рецензии