Дорожный мастер пути

Дорожный мастер Зущик Лука Прокофьевич
отредактировано

     Я в Отечественную войну работал в основном дорожным мастером.
     В 1941 г. до 17 ноября работал на стройке № 7 командиром взвода, у меня было 55 человек. Мы строили стратегические ж.д. ветки у ст. Хотьково Ярославской ж.д.
     17 ноября 1941 г. по приказу нас всех отправили вглубь России. Наш эшелон прибыл в Саратов, а потом по ту сторону Волги на ст. Урбах. Далее, через две недели состав отправили в Томск. Я в это время просился отправить меня в Сталинград. 31 декабря 1941 г. я прибыл в Сталинград, где меня назначили Начальником военно-восстановительных работ. Начальником НВУ был тов. Лавренюк. Сначала был в Кривой Музге, а затем ст. Сарепта, где был начальником летучки до 3 сентября 1942 г.
     Когда немецкая армия начала подходить к Сталинграду, нас всех перебросили севернее в Петров Вал. Там организовалась дистанция пути на вновь построенной линии Саратов – Иловля, где я принимал в эксплуатацию от строителей ж.д. участок на ст. Захаровка, это в 80 км. От Петрова Вала в сторону Иловли.  Путь ясно был слабый, шпалы лежали на земляном полотне, почти без балласта, приходилось очень трудно – нужно постоянно смотреть днем и ночью за его состоянием.
     Во время подготовки к окружению немецкой армии, с моего околотка боеприпасы переправлялись автомашинами на Сталинград прямо через поля.
     Так я,  на дистанции пути Петров Вал работал до апреля 1944 г., когда освободили Киев, меня откомандировали опять на Юго-Западную ж.д., где работал дорожным мастером ст. Степок Житомирской дистанции пути, где работал до войны. На этом околотке пришлось много поработать, шпалы гнилые, рельсы во многих местах были взорваны партизанами, пришлось восстанавливать путь из того что было.
    В 1946 г. в октябре по приказу МПС меня откомандировали в Калининградскую область, где восстанавливали ст. Беркенфельд возле Черняховска и разъезды. В Черняховской дистанции пути я проработал до 1951 г., после моей просьбы, МПС перевела меня опять на Юго – Западную дорогу. Там я работал в ПМС -2 дорожным мастером до 1954 г.
     В 1954 г. я ушел с этой должности по состоянию здоровья и по семейным обстоятельствам. В настоящее время я работаю столяром при Управлении Юго – Западной ж.д. В свободное время занимаюсь инкрустацией по дереву, мне присвоили звание «Заслуженного мастера народного творчества Украины».
     Я «Почетный железнодорожник», имею награды и знаки. Я не жалею ни о чем, одно обидно, что наш труд в Отечественную войну нигде не отмечен и  нас не считают участниками ее.

С уважением Зущик Лука Прокофьевич 20.01.1975 г. г. Киев

Из архива Историко-Мемориального Зала ЖДВ август 2020 г.  В.Петропавловский
    


Рецензии