Ал-ма на Альме под Бахчисараем

Города призраки Руси, России, СССР.
====================================
     Также Алма, Алма-Кермен, Алма-Сарай. Крепость на Алме, Алминская крепость.
     О таком городе, как утверждает Артамонов, писал Царь Иосиф в своём письме испанским евреям. Артамонов же идентифицировал этот город с городищем недалеко от Бахчисарая на реке Альма.
     В 6-м веке до Рождества Христова это плато облюбовали тавры, которые приходили сюда зимовать.
     В конце 2-го века до Новой Эры разразились конфликты между Боспорами понтийскими и скифами. Понтийцев возглавлял Диофант, а скифов вёл в бой их Царь Палак. Скифы пытались подчинить себе городские поселения, чему воспротивился Митридат Евпатор.
     В результате войны и мира, скифы получили право на создание на возвышенности долины Альмы своё поселение, а рядом крепость. Крепость они назвали Ал-ма, что означало Над Долиной.
     В начале 1-го века до Рождества Христова здесь появляется первое поселение, имеющее полноценное социокультурное полисное значение, которое принадлежало поздне-скифскому зодчеству.
     В 4-м веке Новой Эры здесь было греческое поселение. Особенность же реки, где они основали своё поселение, заключалось в том, что во время приливов в её русло входила волна с морской водой, которая смешивалась с пресной речной.
     От них, по всей видимости, пошло и именование их поселения. Греки называли смесь морской воды с речной водой «алум».
     На этом явлении была построена греческая садоводческая агрономия. Они разводили не только виноград, но и яблоневые сады, для которых использовали соляную подкормку, которую набирали по берегу реки, после отступления приливной волны.
     Вот и назвали они речку яблочным именем Альма, а поселение их, основанное на выращивании яблок, получило у историков именование Алма, то есть Яблоко или Яблочное.
     Все эти названия солидаризировались со скифским названием мыса на плато.
     Название Алма приглянулось и тюркам с тюркютами, которые с 5-го века начинают заполнять степи Крыма. У тюрков слово «алма» означает что-то похожее на яблоню. Этот город они часто называли Алма-Сарай.
     С 8-го века здесь появляются другие термины, связанные со словом «алма». Это крепости Алма-кермен, Алма-тархан, Алмачик, Елмаджик, Урочище Алма близ Коз, дворец Алма-сарай, резиденция калги.
     Крепостица Алма-Кала расположилась на плато левого берега Алмы. Она была прикрыта от врагов каменной стеной. Зодчество Алма-Кала повторилось в целой сети аналогичных Крепостиц по всей северной части предгорий Крыма, которые прикрывали проходы в горы Крыма с одной стороны, а с другой стороны закрывали подхлжы к побережью Тавриды.
      Положение крепости на мысу позволяло контролировать все дороги между Херсонесом и цепью крепостей на Таврию.
     Сейчас развалины городца-крепостицы расположены у села Заветное Бахчисарайского района.
     Городище занимало площадь 1,5 гектара. Дома ставились на каменные фундаменты, стены домов возводились из кирпичей на саманной основе.
     Крепостица, стоявшая на самом мысу, скифская Ал-ма, отделялась от поселения стеной, высотой 4 метра и толщиной в 2 метра.
     С приходом в Ал-ма греков, они ставят в Крепостице Акрополь, где находились знатные люди.
     Основной экономикой города Ал-ма на всех исторических этапах его развития было сельское хозяйство и ремесло.
     Во 2-м веке по Рождеству Христову в город на мысу приходят римляне, которые изгнали скифский воинский гарнизон, поставив свой. Римляне создают здесь уже полноценную небольшую крепость. Ал-ма получает статус настоящего провинциального города.
Здесь появляется несколько зданий римского зодчества.
     Была усилена крепостная стена, вместо камня на глине римляне укладывают камни на известковом растворе, здесь никому неизвестным. Таким же образом были устроены и жилища для римских людей из гарнизона. Везде были фрески с клеймами римского легиона, даже на черепицах. Появляются колонны и отделка стен и полов из мрамора.
     В конце 2-го века по Рождеству Христову в городе появляется мастерская по производству стекла и изделий из него.
     В начале 3-го века Римский легион покидает Нависающую Крепость Ал-ма, уступив её сарматам, в сущности, последнему народу индоарийской лексики в Причерноморье.
     В середине 3-го века на крепость нападают готы. По всей видимости, скифские царьки успели предупредить его жителей о приближении врагов, которые спешно покинули город, оставив здесь свой скарб, в надежде, что скифские цари и готские вожди сумеют договориться. Но готы полностью пожигают посад, разрушают крепость.
     С 5-го века здесь появляются гунны, С 6-го века тут живут тюрки из Тюркского каганата, а в середине 7-го века сюда на 300 лет приходят хазары. Но никто из них так и не поднял уровень своего селения до города регионального значения.
     Горожан здесь было не больше, чем селян. Хотя православные источники упоминают о существовании этого города во времена восстания Иоанна Готского против хазар в 787-м году.
     В 10-м веке последний царь хазарский Иосиф упоминал в своих письмах испанским евреям город Ал-ма в Крыму как хазарский город. 
++++++++++++++++++++++++++


Рецензии