Закон велосипеда

«В природе ничто не возникает мгновенно
и ничто не появляется в свете в
совершенно готовом виде».
Александр Герцен.

    Я и не знала, что существует такой закон. Суть его в том, что это двухколёсное средство передвижения обязательно рано или поздно сбрасывает даже самого крутого наездника. И здесь нет ничего удивительного - всего лишь универсальное фундаментальное взаимодействие между всеми материальными телами или, проще говоря, гравитация, то есть земное притяжение. К тому же велосипед - не лошадь: с ним договориться невозможно. Можно научиться им управлять, освоить разные техники катания, даже без рук, понять его устройство, привыкнуть, наконец, к особенностям того или иного аппарата, но приручить - никогда. Это независимый от человека объект. Хоть и подвластен владельцу, он сам по себе. И каждый раз теперь, когда велосипед подо мной, я помню об этом и не позволяю себе расслабляться. Я его, в каком-то смысле, боюсь. Этому обстоятельству имеются, разумеется, причины, которые и в моём случае подтверждают отсутствие исключений в вышеуказанном законе.
    Хотя освоить технику катания на двухколёсном велосипеде элементарно. Для начала надо ввести велосипед в заблуждение: ни в коем случае не показывать ему, что ты новичок. Затем достаточно научиться балансировать: надобно, взявшись за руль, усесться поудобнее (найти такое положение) на неудобном вело сидении, вытянуть нижние конечности во всю длину, не включая в их поле деятельности педали, поочерёдно отталкиваться ступнями от земли, можно и одновременно отталкиваться, устремляясь в своём движении аккуратненько вперёд. Так легко и плавно в состоянии «готов в любой момент приостановиться и опереться на любую из ног» катишься себе по дороге и ловишь встречный ветерок, который заигрывает с шевелюрой, настойчиво заманивая податливые ветреному влиянию волосы назад. Когда привыкнешь к этому нехитрому упражнению по балансированию, потихоньку, чтобы не спугнуть хрупкую ещё память тела, нащупываешь педали и подключаешь к движению свои стопы, готовые, уж поверьте, выполнять самые обычные вращательные движения. И ты поехал.
    Первый раз двухколёсный велосипед обкатывал меня, когда мне было лет 12-13. Поздновато, да. Поэтому я и не выказала неуверенности, оставшись один на один со взрослым велосипедом. Помню, взгромоздилась на него, принадлежащий дяде моему, Валерию Васильевичу Повышеву. Колеса огромные, тонкие, поди их раскрути - не так-то и просто. Не призналась никому, что не умею. Как такое скажешь - возраст не тот. Двоюродная сестра Лена (я была с ночёвкой у неё на выходных) предложила прокатиться, я не отказалась - жаль было упускать момент. Да и погода располагала. По-моему, ранняя осень. Не холодно ещё.
    Прокатившись по району, мне стало понятно, что у меня получается. Так, приноровившись к новому статусу велосипедиста, я почувствовала, что колёсам простор нужен. Вот и предложила поехать через весь город от Лениного дома до моего. Жила я тогда у дедов в Дзержинске.
    Ехали по улице Терешковой тротуарами, на автодорогу не выезжали. Помню, много позже я узнала о правилах дорожного движения на велосредстве. А тогда и не подразумевала, что таковые существуют. Но, как известно, всеми нами управляет нечто, именуемое мозгом, поэтому отправиться в дальний путь по автодороге никто и не помышлял. Так и катились мы себе по тротуарам дальше, вдоль проспекта Циолковского, распугивая встречных неуверенными порывистыми действиями. Ехали, раскручивая большие колёса.  Я то и дело соскакивала на ноги, оберегая таким образом прохожих от агрессии своего транспортного средства.
    Пошел лёгкий дождик. Асфальт стал влажным и как-то очень быстро сделался скользким, ухудшая сцепку с колёсами. Дорога сразу похорошела: засеребрилась, запереливалась, подмигивая мне дождливой рябью луж.
    Я успевала замечать всякие мелочи, и даже сейчас, спустя четыре десятка лет, помню все нюансы первого своего велопробега - иначе говоря, я отвлекалась и по невнимательности не заметила, как свободный от пешеходов тротуар наполнился этими кочевниками, притаившимися от дождя в алькове остановки. Просто подъехал троллейбус, и люди в большом количестве мгновенно заполнили перспективу моего свободного ещё секунду назад пути. На превратности судьбы я не была готова реагировать мгновенно - растерялась и не затормозила. А всего-то и надо было - провернуть педали назад. 
    Колесо встретило мягкую женскую лодыжку в капроновом чулке и уткнулось в неё. Но женщина! Женщина повела себя, как надо, словно была со мной за одно, будто и она не желала выдавать меня. Женщина не выказала недовольства, чего нельзя было сказать о чулках - они пустили жирные стрелы слёз, а женщина лишь поглядела на меня участливо и, словно ничего не случилось, поднялась на ступеньку троллейбуса и укатила в никуда, оставшись в памяти моей союзницей. Всё думаю, как бы отреагировала на подобный казус я.
     Закон велосипеда не сработал в тот раз. Бесшабашные мы благополучно преодолели запланированный маршрут: пересекли площадь Дзержинского с памятником основателю и главе ВЧК, далее мимо краеведческого музея по старому городу до площади Маяковского, затем по улице Пирогова мимо детской больницы, и вот он, заветный поворот направо, на улицу Ватутина, проезжаем ещё один дом, и мы на месте. Возможно, закон не работает, когда боишься его исполнения. Как знать: может, велосипед усыплял мою бдительность тогда.
    Но однажды, будучи уже очень далеко от всех этих улиц и от себя юной и неопытной, я испытала-таки действие вышеуказанного закона. 
    Дубай. Район Мэдоус. Озёра. Велосипед. Утро какой-то очередной пятницы. Любуюсь видами - здесь очень живописно и волшебно, и лучше, пожалуй, ходить пешком с целью любования пейзажами. Но я еду и, теряя объективность, глазею по сторонам. Вот фонтан, брызжет ниспадающими ярусными струями, придаёт шику и блеску этому искусственному озеру. Вот стайка попугаев пересекла мне путь - куда летят эти зелёные крикливые птахи! Вот, перелетая с дерева на дерево, обозначила себя синекрылая птица. Она здесь обитает, но на глаза попадается редко. Зато как явится взору - радостно так сразу, будто счастьем одаривает. Невозможно красивая птица. Я даже загадала, коли встречаю её, сбывается мечта. Так и есть! Не зная истинного имени, я окрестила её птицей счастья. Как в песне «птица счастья завтрашнего дня». И так далее: куда ни глянь - всюду новизна. Вот стайка воробьёв выписывает неосторожный пируэт и чуть не сбивает меня с колёс. Я торможу, конечно, (тормоз теперь на рукоятке) - но воробьи знают, что делают, уворачиваются сразу резко и мгновенно. Вот куропатка перебегает дорогу - снова торможу. Еду дальше. Вот стрекоза зависла над ухом - я ухом не веду, только глазом. Вот крутой поворот - а я всё ещё глазом веду стрекозу и влетаю в поворот этот по инерции, не успевая выкрутить руль, а там - скамейка - и я «лечу» …
    Отчего люди не летают! Нет, я говорю: отчего люди не летают так, как птицы?

            

17.08.2020


Рецензии
Ксения!
Вы затронули сокровенные струны моей души: велосипед!!!
Это уже полет. Ещё невысокий, ещё недалекий, но - полет.
А законов у велосипеда не один, а три:
1. Пока крутишь - едешь.
2. Всегда против ветра и в гору.
3. Вечное движение. Просто стоять он не может.
Такая вот романтика. Для сильных и настойчивых.
Рожденных для полета.

Георгий Иванченко   04.11.2020 08:37     Заявить о нарушении
Это точно! И даже когда ступни ног восстают против хождения по земле, напоминая о возрастных проблемах, велосипед - это выход из положения, вызывающий восторг полета! Причем, иногда с горы, а иногда и с самого велосипеда! :))

Ксения Шамшурина   04.11.2020 10:00   Заявить о нарушении
Благодарю за отзыв и поправки к закону, Георгий!

Ксения Окская   04.11.2020 10:10   Заявить о нарушении
Да, Вы правы! Велосипед - сладкие воспоминания молодости, а реальность - водителям самокатов порой завидуешь. Так и тянет иной раз подойти: "Дай прокатиться!")))))

Георгий Иванченко   05.11.2020 04:25   Заявить о нарушении