Аксиологический анализ литературного произведения

Аксиологический анализ литературного произведения

Ценности неразрывны с понятием творчества (как продуктивной деятельностью) и игровой деятельностью (как движением). Кинематика (то есть, всё, от чего зависит движение, как и момент изменения) находится в ведении игры.
Допустимые отклонения от незыблемых игровых условий создают ценность, потому что обнаруженное отклонение переводит игровой процесс в творческий акт. Это обнаруженное отклонение призвано создать новую ценность.
Следует указать, что в данной работе центральное место занимает анализ творческого процесса, поэтому  сам текст работы  может представлять интерес не только для литературоведения, но и для культурологии, психологии и философии. Этим же фактом объясняется использование в этой работе терминов, взятых из философии, психологии и, разумеется, теории литературы. Этому также есть объяснение, поскольку если и использовать аксиологию, как философскую дисциплину, то и аксиоматический набор понятий, как средств анализа, неизбежно будет сопутствовать, соседствовать с понятиями теории литературы. К этому следует добавить, что в самом понятии «ценность», как центральном понятии аксиологии, доминирующим будет определённо и подчёркнуто выраженная субъективность. Этим также будет объясняться неизбежное обращение к категориям и понятиям психологии. Возможно, именно такая обращённость к терминам из разных дисциплин и попытка их согласовать в едином совместном исследовании, производит впечатление некой нелогичности в самой работе, что давно стало неизбежным атрибутом работ, которые пишутся в такой  характерной смежной «зоне» пересечения нескольких дисциплин.
Как в этой работе следует понимать «ценность», тем более, когда речь заходит об анализе литературного произведения – и с точки зрения философской  дисциплины, аксиологии?
Ценность здесь представляется как некое субъективно значимое переживание самого автора – писателя - творца. Ценностные ориентации личности, ценностная структура сознания –  исходный пункт в понимании ценности, применительно к творческой работе писателя, и в целом  - всего его творчества и его творческих эволюционных изменений. Если мы говорим «ценность» и «литературное произведение», то в первую очередь имеются в виду субъективные личные ценностные структуры самого автора, из которых и произрастает сама неповторимая манера повествования и изложения собственных мыслей. Эту «манеру», которую читатель угадывает с первых строк, обычно принято называть «индивидуальным стилем» автора.
В качестве исходного положения следует сказать, что каждый писатель создаёт собственную игру. (Любой писатель, без исключения). Собственная игра тождественна авторскому стилю. Стиль здесь понимается в самом широком смысле, то есть, как категория во всех возможных её определениях, на разных уровнях истолкования, от общетеоретических до прикладных определений. Узнаваемость (отличимость, отличительность, цельная единичность, неповторимость, индивидуальность) проистекает из его стилистических особенностей, особенностей чего бы то ни было. Но с точки зрения аксиологии это следует понимать как очередной (последующий в серии) обыгрываемый для публики собственный игровой акт.
Игрой в литературоведческой аксиологии  будем считать объяснённый писателем мир во всех его проявлениях. Поэтому эта объяснённость носит неповторимо субъективный, легко узнаваемый другими характер.
 Особый разговор о литературной критике и литературоведении. Объём данной работы, также как и цели её не позволяют подробно останавливаться на анализе ценностного сознания критика и литературоведа. Здесь возможным представляется только указать на недопустимость смешивания традиционной, устоявшейся нормы, эталона и ценности.
Для писателя ценность представляется как неосознанное предпочтение, которое не считается производным от потребности или нужды, не выводится дедуктивным способом. В любом случае, на общем фоне доминирующей, подавляющей массы аналитической деятельности критика и теоретика литературы, синтетическая деятельность писателя разительно отличается от деятельности двух выше названных фигур. И именно эта деятельность по созданию литературного произведения (не критической и не литературоведческой статьи) для данного исследования представляют главный интерес. Но здесь надо указать, что если теория литературы и решится собственно на аксиологический анализ литературного произведения, то, как и говорилось выше, произойдёт неизбежное оперирование философским и психологическим  - аналитическим инструментарием.
Наличие инородного тела в органически цельной, гомогенной авторской игре и понимается как отклонение от игры, как побудитель создания чего-то нового (беспрецедентного), но, прежде всего для самого писателя, а потом уже для всего остального мира. Это осознание  «инородного тела» в «своей игре» и переживается автором как  ценность. Она ведёт себя объективно, согласно собственным внутренним законам. Это стимулирует автора  на её выявление, интригует его и т. д. Восхищение или возмущение, которое вызывает объективное и независимое поведение ценности у автора – не имеет в этом случае значения. Самое основное: писатель выведен из равновесия, то есть из нейтрального, индифферентного отношения. Он что-то обнаружил. Обнаружил то, что не вписывается (как восхитительное или изумительное) в его универсальным образом интерпретированную картину  вселенной человеческой культуры и мира. Игровая картина нарушена (к удовольствию автора, сохраняющего тайную надежду на победу) этим отклонением. Писатель проходит путь от очередного начала своей игры и заканчивает её разрушением, которое устраивает новая выведенная ценность. Она обретает весомость и форму, иногда общепризнанную легитимность.
С точки зрения аксиологического подхода любое литературное произведение нужно рассматривать как игру-спор между автором и неявной пока объективной ценностью. Опредмеченному субъективными интерпретациями и переобъяснениями автора реальному миру угрожает нечто новое и необъяснимое. Поэтому автор обязан в конце написания проиграть. Если он выиграет, то мы напрасно потеряли на чтении время – перед нами не писатель,  а самодостаточный графоман.
Но всякий раз писатель с удовольствием в конце работы над своим произведением признаёт (допускает) разрушение своей игры, поскольку выведенная новая ценность предстаёт в глазах писателя уже идеальным эталоном, образцом совершенства. И это стоит разрушения собственной игры, потому что автор чувствует личную причастность к возникновению новой ценности. Игру же можно затеять бесконечное количество раз. (Хотя, возможно, существуют случаи, когда новая ценность могла настолько серьёзно поколебать базовые игровые условия  автора, что писатель после написания конкретного произведения не в состоянии был продолжать писать. Например, сожжённый второй том «Мёртвых душ»). И всякий раз во время написания автор приходит в конечном итоге к отрицанию собственного стиля. Только такой постоянный акт самосожжения может произвести действительно нечто новое и значимое для публики. Возможно, под «внутренней деструктивностью творчества» (об этом писал М. Маркарян и делал логический вывод о несовместимости понятий творчества и ценности) и понимается деятельность автора, направленная против самого себя. Если читатель чувствует это самопожертвование, значит, он в состоянии различить истинное творчество и графоманию.
Объективное и независимое поведение новой ценности в ходе развития действия  произведения – первая  из аксиоматических установок аксиологического подхода в литературоведении. Отсюда можно вывести ряд ключевых слов и положений для аксиологического анализа:
1. Новая ценность
2. Ценностная ориентация писателя, авторская картина мира и авторский стиль игры
3. Игра: игровые приёмы, игровые запреты, игровая оболочка, типология игры (Фабула и сюжетная типология), игровые фигуры
4. Творчество и творческий акт как единый и объективный для понятия ценность и игра в создании произведения.
2 аксиоматическая установка – непременное наличие борьбы (напряжённого противостояния) новой ценности и автора. Это принципиально различные понятия.
3 установка: обязательный финальный проигрыш автора в конце произведения. Анализ поражения автора и победы ценности.
4 установка: любое произведение – это акт познания действительности и представляет собой особого рода исследование. Поэтому автор идёт в основном эвристическим путём с расчётом совершить открытие. Эстетическая деятельность - способ познания мира. Вследствие этого, автор не может быть полностью уверен в гипотетически предполагаемом (или приблизительно запланированном) итоге своей работы. В аксиологическом анализе не может быть технологии (как целенаправленной деятельности с заранее рассчитанным, точно известным и ожидаемым результатом) написания литературного произведения. Исключение могут составлять произведения критической направленности: сатирические произведения, роман-памфлет, фельетон и т. д.
В этих случаях ценность становится равна авторской позиции, сформулированной авторской точке зрения. (По всей видимости, категоричность утверждений чего бы то ни было в литературе имеет, скорее всего, под собой социальное, но вряд ли эстетическое обоснование. Категоричность в утверждениях – подсознательный социальный протест, знаменующий социальное неблагополучие, который закрепляет себя эстетическими средствами, не более. Фактор прекрасного (эстетика) не является здесь ведущим, здесь эстетика - средство, но не цель).
Таким образом, основными областями аксиологического анализа будут считаться:
1. авторские игровые условия (стиль, распространяемый на узнаваемые сюжетные положения), узнаваемые мотивационные ходы героев, узнаваемое словесное оформление и т. д.
2. Наличие девиации, отклонения.
3. Значимость в финале нового, что произрастает из развивающегося по ходу сюжета произведения этого отклонения.
4. Непременное наличие факта самоотрицания, которое обозначается в той или иной форме. Для теории литературы характер этого самоотрицания и представляет особый интерес, потому что он проявляет ведущие авторские особенности и концептуальные установки автора.
Аксиологический анализ занимается исследованием конфликта ценностей (авторских, ставших в разной степени легитимными традиционными для него и неизвестной новой ценностью) – прежде всего. Как реализуется это в произведении – это и есть основной вопрос аксиологии в художественной литературе. Поэтому аксиологический анализ выводит два очевидных для себя положения:
1. Путь становления новой ценности.
2. Специфические особенности этого пути (авторский опыт игровой борьбы в игровом сражении, особенности игровой тактики автора). Соответствующей величине ценности приводится арсенал игровой борьбы автора.
Этот игровой арсенал включает в себя стереотипные игровые ходы, представления о мире: эталоны, нормы, идеалы автора – с их естественными требованиями и ограничениями.
Если выразиться более точно, то при первом прочтении  в сознании читателя или аналитика происходит наложение так называемого авторского арсенала на объективный мир, и тогда можно получить следующую картину:
1. Типичные отношения – культурные устоявшиеся традиции.
2. Известные объективные типы человеческих характеров.
3. Эталоны, нормы, идеалы – общепринятые, известные и безусловные.
4. Присутствие автора: авторская оценка, самооценка.
Первые три элемента этой картины должны быть узнаваемы, известны и знакомы читателю. Задача четвёртого элемента – познакомить читателя с личностью автора, здесь автор устанавливает свою игровую позицию в объективном мире. И авторская позиция, авторское присутствие, авторская оценка есть оговаривание дальнейшего хода игры: «И вот теперь (или в этом случае) мы будем играть согласно моим правилам». Таким образом, этот четвёртый элемент оказывается решающим и координирующим для всего остального, что входит в этот авторский арсенал.
Иногда считается, что в борьбе с внешним миром автор выдвигает как главную фигуру новую ценность. Но подобного рода откровенная декларация автором новой ценности - это традиционный случай заготовленного заранее критического удара, который носит, скорее, фельетонный характер. («Мастер и
 Маргарита» Булгакова). Если на время оставить фельетонный, сатирический жанр, то главным такая декларация быть не может. (Тем не менее, предполагается, что слова Воланда о москвичах стали самой неожиданностью, и, прежде всего для Булгакова).
Непременным аксиоматическим положением для аксиологического анализа является наличие скрытой или явной полемичности автора по отношению к миру или, чаще всего, по отношению к самому себе. Но именно поэтому борьба автора с миром, его нелёгкие и запутанные отношения могут низвести своими потоками личных жалоб и претензий литературное произведение до уровня интимного личного дневника. Эти частные переживания не могут быть интересны, и автор никогда не сможет до этого опуститься. Они станут обладать ценностью, если они приложимы к чему-либо выше обозначенному, объективному и необъяснимому одновременно. (Личный дневник и его роль в детективе). Это, естественно, понимает автор. Он изначально не собирается публиковать в чистом виде свои переживания. Требуется то, что вызовет интерес. Внешняя сторона дела представляется именно так. Но писатель, начиная работу над литературным произведением, старается не только выразить своё отношение к существующему. Конечно, он этим озабочен, и любое произведение – акт самовыражения и самовысказывания. Но само начало произведения – это обнаружение в гомогенной среде авторского мира инородного тела, которому автору и не терпится придать осязаемую оболочку, а  также передать другим понимание независимости его существования и поведения. Итак,  обнаруженная объективная независимость постороннего предмета у себя в мире и побуждает автора к работе над новым произведением.
Не существует жанра «книга о книге», где писатель облёк бы в художественную форму своё личное отношение к написанному ранее им самим. Но предполагается, что романы «О преступлении и наказании» Достоевского, «О войне и мире» Толстого, «О Мастере и Маргарите» Булгакова представляли бы не меньшую ценность. Специфика литературного творчества такую наполовину аналитическую деятельность со стороны писателя с его синтетическим характером отрицает. Отзывы писателя о своих произведениях для аксиологического анализа стоят на одном уровне с многочисленными читательскими реакциями и не могут быть интересны, потому что не в состоянии быть весомыми и значимыми в силу того, что уже низведены до простого читательского восприятия и могут содержать много ложной информации из-за изменчивости настроений: «Сегодня понравилось, завтра нет». Ничто не убедит, что отзывы, отклики писателя о своём написанном произведении равны по значимости с самим произведением. В них уже нет объективной ценности, которая вела борьбу с автором на протяжении всего произведения. Игра окончена, проигравший и победитель бесповоротно означен.
Аксиологический анализ интересуется только актуально создаваемыми единичными произведениями.
В любом случае, самым интересным в аксиологическом анализе считается изучение объективного проявления новой ценности.
Аксиологический анализ не ограничивается констатациями личных привязанностей и вкусовых пристрастий автора, которые  закрепляются подробными биографическими исследованиями жизни писателя с целью подвести под них мотивационные объяснения всех возможных коллизий в литературном произведении. Конечно, это очень важно и играет значительную роль в аксиологическом анализе как необходимая предварительная работа для воссоздания авторской игровой картины мира. Но этим констатированием ценностный анализ ограничиться не может. Зафиксированная авторская картина – только игровое поле состязания с  найденным неизвестным, имя которому новая ценность, и во имя которой, собственно, автор с таким пристрастием и так заинтересованно пишет, а в результате создаёт истинное произведение искусства – литературное произведение.

Области  ценностного анализа литературного произведения.

1. Скорость и интенсивность субъективных переживаний (темпоральный аспект) в ходе развития сюжета.
2. Специфика игровой оболочки  в произведении.
3. Объективные явленности новой ценности.
4. Девиантные случаи в тексте: стилевое разночтение, стилевой разнобой и выявление его базовых причин.
5. Противостояние: ценность и общая концепция авторского мира  в произведении.
6. Эволюция авторской точки зрения на протяжении литературного времени в произведении.
7. Финал произведения: соответствие и гармония или парадокс.
8. Зависимость жанровой формы от ценности и зависимость ценности от жанровой формы.
9. Эпическое и лирическое высказывание, как выраженное качество ценности
10. Общая модальность литературного произведения, определенная наличием ценности и её характером.


Рецензии