Притча о неравенстве

 Разговорились как-то два правителя соседних государств, чьим подданным живётся лучше.

- У нас все равны. Каждый сам себе и начальник, и господин, - похвастался первый.

- А у нас по-другому. Мой народ почитает меня, как правителя, - сказал второй.

 - Но это же так плохо! Они все несчастны! - объявил первый.

- Почему ты так думаешь? – поинтересовался второй.

- Потому, что у нас каждый может делать что хочет. Кто спит, кто работает, кто воюет. Свободные люди, одним словом. Счастье, конечно, не всем добыть удаётся. Как говорится, кто смог, тот и молодец! А твои, только приказами и живут?

- Ошибаешься, - спокойно ответил второй, -  мой народ берёт с меня пример. Я иду в поле работать, и они спешат следом. Я в библиотеку, и они садятся за чтение.  Я забочусь о процветании государства, и они тоже заботятся. И если я счастлив, то и они счастливы.

- Но  твои подданные несвободные люди, коли ты их заставляешь заниматься делами, какими тебе вздумается!  - торжественно объявил первый.

- Вовсе нет, - не согласился второй, - я никого не заставляю. Они сами, по собственному желанию берут с меня пример. Ведь я их правитель! Они знают, что я выше их по положению, а они ниже. Но, подражая мне, сами поднимаются до моего уровня. Поэтому, что бы я ни делал, они стараются быть похожими на меня.

- Но где же их свобода выбора? – возмутился первый.

- Так ведь это и есть их свободный выбор. Я  никого не заставляю. У меня даже нет такой необходимости. Пойми, низкое всегда, во всём, стремится подражать высокому. Надо лишь показать это неравенство, и самому делать то, что принесёт счастье не только мне, но и народу. 


Рецензии