1842 год - а тем временем в глухомани...

(Эта новелла контекстно связана с:
• новеллой "1804 год - как ослепить жену и принести пользу" и
• миниатюрой «1824 год - полуасфиксия и Ланцет»)


Неудача Хикмена отбросила идею обезболивания назад. Его пример стал в 1830-е серьезным предостережениям для любого исследователя в «научном треугольнике мира» (Франция-Англия-Германия). Нужно было либо ждать, пока сменится поколение ученых, либо надеяться, что прорыв произойдет в какой-нибудь второстепенной с точки зрения науки стране.

Случилось последнее. В то время в научном мире Северо-Американские Соединенные Штаты выглядели как, ну, скажем, нынешняя Индия – есть деньги, есть экономическое развитие, есть большие ожидания, есть шальные миллионеры, есть какие-то пока скромные амбиции в науке, есть даже парочка наукоподобных открытий, но… серьезная наука? После Хикмена, однако, только в подобной стране и можно было сделать следующий шаг.

Для начала в Джорджии, глухой глубинке страны, которая в те времена сама являлась глухой глубинкой, медицинский эфир применил при операции на человеке Кроуфорд Лонг (Crawford Williamson Long). Это было первое в истории применение наркоза на человеке.

Тридцатого марта 1842 г. Лонг пропитал эфиром полотенце, положил его на лицо пациента и провел операцию по удалению опухоли шеи. Эффект обезболивания он увидел, оценил и продолжил использовать своё полотенце – при других операциях и даже при родах, всего у 7 пациентов.

Хикмен "споткнулся" на том, что после многочисленных опытов на животных хотел заручиться поддержкой официальной науки (в лице соответствующих академий Англии и Франции) на проведение наркоза человеку. Лонг же "не заморачивался". Зачем ему одобрение официальной науки? Он просто взял и применил.

Все эти операции Лонг проводил как просто обычные, рутинные операции, он ничего не исследовал, не изучал и не отслеживал. При этом, однако, он все же подозревал, что делает что-то не совсем правильное, потому ничего не публиковал до 1849 г., т.е. до момента, когда наркоз усилиями других врачей не стал официально признанной процедурой. Да и тогда статья вышла в забитом и никому не известном «Южном медицинском и хирургическом журнале» (известность этот листок приобрел уже пост-фактум, в XX веке, как раз благодаря статье Лонга).

Более того, после того, как анестезия стала признанной процедурой, Лонг попытался вырвать свою долю в возможной стотысячной награде Конгресса, потребовав от сенатора от Джорджии провести в Конгрессе слушания по своему приоритету. Лонг много сутяжничал и наплодил тонны юридических документов, но прижизненно никакого признания не получил.

Сегодня в США есть такой праздник, День врачей (Doctors Day), и он празднуется 30 марта, т.е. в день первой анестезии, проведенной Лонгом. В Джорджии в 1920 г. «нарезали» кусочками из смежных округов (каунти) еще один округ и назвали его именем Лонга (Long County). Лонг есть на американских марках, его статуя стоит в Капитолии, а экземпляр той самой статьи хранится в Национальной библиотеке. Такое отношение к Лонгу становится понятным, если вспомнить, что он стал первым американцем, совершившим открытие в медицине.


Рецензии