Каспийский монстр

Российская оборонка отличалась очень разнообразными изделиями военного комплекса.  Это касалось и авиастроения, танкостроения, ракетной техники, некоторых разделов военного судостроения. Именно советские конструкторы  создатели создали самую скоростную подводную лодку, самые автоматизированные субмарины, достигающие полной скорости меньше чем за минуту, самую глубоководную подводную лодку, погружающуюся на глубину  больше километра. В одном ряду с этими изобретениями создание экранопланов по проекту «Лунь».

Всего проект 903 «Лунь» был рассчитан на создание восьми ударных ракетных экранопланов, которые были разработаны талантливым конструктором Ростиславом Алексеевым. Проект был настолько секретным, что даже слово «экраноплан» было запрещено упоминать вне стен КБ. По западной классификации подобные аппараты называют WIG - Wing-In-Ground effect.

Впервые американцы столкнулись с прообразом «Луня» в 1967 году, когда на снимках самолета-шпиона из акватории Каспийского моря был обнаружен гигантский самолет, тут же названный «Каспийским Монстром» из-за вызванных опасений. Длина «монстра» составляла сто метров, а размах крыльев только сорок. При этом он мог летать со скоростью около пятисот км/ч на высотах, которые ПВО просто не контролировали.

Это был опытный экраноплан Алексеева – «КМ» (но не «Каспийский Монстр», а всего лишь «Корабль-Макет»). Весь гиганта составляли пятьсот сорок тонн, площадь крыльев была шестьсот шестьдесят два метра. Но в одном американцы не ошибались - предназначением разрабатываемых экранопланов была борьба с помощью ракет с надводными целями.

После всесторонних испытаний «КМ» на его базе и был заложен «Лунь». При Горьковском ЦКБ находился завод «Волга», вот там-то в 1983 году и началась постройка секретного экраноплана под руководством главного конструктора по проекту 903 Владимира Николаевича Кирилловых. Она была закончена в 1986-ом, а доработки и различные виды испытаний проходили до 1989 года, а в эксплуатацию «Лунь» передали в 91-ом, в 236- дивизион кораблей-экранопланов Каспийской флотилии.

При проектировании и постройке «Луня» применялась самолетная схема моноплан. Для снижения вес и понижения вероятности коррозии, корпус был изготовлен из магниево-алюминиевого сплава, толщиной от четырех до двенадцати миллиметров. Кабина для пилотов расположена в носовой части, кормовая оснащена Т-образным хвостовым оперением.

Корпус имел длину семьдесят три метра, и был поделен на десять отсеков. В корпусе было три уровня-палубы. Крыло имело размах сорок четыре метра и площадь в пятьсот пятьдесят кв.м. Внутри размещались баки для горючего. Для взлета и посадки применялась водная лыжа, крепившаяся снизу корпуса, так называемое  гидролыжное устройство, применяемое для снижения перегрузки при посадке.  Восемь двигателей НК-87, общей мощностью 104 кгс составляли силовую установку, располагавшуюся на пилоне в носовой части.

На вооружении кораблей ВМФ к этому времени появились новые противокорабельные ракеты "Москит" ЗМ-80 созданная в МКБ «Радуга». Сверхзвуковая мощная ракета с прямоточной воздушно-реактивной двигательной установкой способна была потопить практически любой боевой корабль блока НАТО. С начала восьмидесятых годов её начали использовать новейшие корабли типа "Современный". Благодаря своей высокой скорости и небольшой высоте полета "Лунь" мог наносить удары по кораблям врага в акватории Балтийского и Черного морей, и быстро покидать район боевых действий.

В 1985 году экраноплан "Лунь" совершил свой первый полет. Вооружение "Луня" составило 6 пусковых контейнеров с противокорабельными управляемыми ракетами ЗМ-80 "Москит". Во время государственных испытаний мореходность "Луня" во время взлета и посадки составила 5-6 баллов. Однако начавшийся распад СССР приготовил для этой уникальной машины и всех остальных экранопланов вообще незавидную участь. Повальные сокращения в вооруженных силах, назревающие экономические трудности поставили на "якорь" экранопланы "Орленок", а "Лунь" планировали переделать в специальный поисково-спасательный вариант "Спасатель", но потенциальных покупателей эта машина так и не нашла.

Распад СССР отыгрался и на «Луне». Работы по созданию остальных семи аппаратов были прекращены. И даже проект переделки второго «Луня» в спасательное судно «Спасатель» не был доведен до конца. А боевой «Лунь» уже много лет ржавеет в доке в городе Каспийске.

В настоящее время экраноплан проекта 903 "Лунь" не эксплуатируется, находится на приколе в Каспийске. 
Интересный факт: многие путают проект 903 "Лунь" с экранопланом КМ (каспийский монстр, а точнее корабль-макет). КМ был предшественником "Луня".

Медиапространство:
Ракетоносец "Лунь" присутствует в компьютерной игре World in Conflict: Soviet Assault от Massive Entertainment и Swordfish Studios . Хотя в игре он отличается от реальности, заодно выполняя и транспортную функцию, с легкостью перевозя несколько единиц бронетехники!


Рецензии