сказка Три брата

Жил-был в одной деревне мужик, и было у него три сына: Ждан, Любим и Млад. Ждан с Любимом отцу в поле помогали, а Млад тем временем в доме по хозяйству управлялся.

Приходит как-то раз мужик с сыновьями в поле – а все посевы пшеницы кем-то повытоптаны. Опечалился мужик такому убытку, а старший сын ему и говорит:

- Не печалься, батюшка, встану я ночью на дозор – и злодея, что урожай наш сгубил, изловлю!

Сказано – сделано, ушёл Ждан в ночь поле сторожить. Да и пропал без вести. Ещё больше опечалился мужик, а средний сын его утешает:

- Не тревожься, батюшка, нынче я в дозор пойду – и злодея изловлю, и брата из беды вызволю!

Пошёл во вторую ночь Любим в дозор – и тоже пропал. Мужик от горя постарел совсем, а младший сын ему и говорит:

- Рано ты, батюшка, братьев моих хоронишь! Лучше собери мне котомочку: хлеба горбушку, водицы глоток, да соли щепотку. Нынче сам на ворога пойду - братьев из беды вызволять буду.

- Да куда тебе, Млад, в дозор идти! Братья умнее и сильнее были, да и то, со злыднем не справились! – не хочет отпускать младшего сына мужик. – Сиди уже дома: и ты целее – и мне спокойнее.

- Как хотите, батюшка, а я всё равно пойду! – стоит на своём младший сын.

Делать нечего, собрал мужик Млада в дозор: положил в узелок хлеба горбушку, воды родниковой фляжку, да соли солонку. Как свечерело, отправился младший сын в поле, нашёл местечко укромное, да и затаился.

Поначалу тихо всё было, а как пробила полночь, налетели на поле птицы дивные. Как ударились оземь – сбросили с себя крылья, да и обернулись красна девицами. Стали девицы песни петь, да хороводы водить.

- Вот стало быть кто у нас посевы топчет! – шепчет себе под нос Млад.

Улучил момент, подкрался к девицам поближе, и забрал все крылья. Всю ночь девицы-красавицы веселились, а как занялась заря – стали домой собираться. Кинулись крылья свои искать – а крыльев-то и нет!

Догадалась самая старшая девица, что не просто так крылья исчезли, встала во весь рост и крикнула на всё чисто поле:

- Коли слышит меня тот, кто крылья наши взял – пусть знает, что не своей волей облик птичий с сестрицами носим. Заколдовал нас злой чародей – наложил на нас чары крепкие: должны мы днём летать в небе птицами – а ночью лунною ходить в облике человеческом. Но если застанет нас солнышко без крыльев – как туман утренний растаем без следа! Кто бы ты ни был – смилуйся, вот-вот солнце ясное над землею поднимется! Не губи ты нас - верни крылья, пока беда не случилась!

Пожалел Млад девиц-красавиц, вышел из своего укрытия и вернул им крылья. Обернулись девицы птицами и в небо синее взлетели. Лишь одна, самая махонькая птичка осталась, и говорит Младу:

- Знаю я тебя, добрый молодец. И беду твою знаю – потерял ты братьев своих старших. Живы они, только в камень обратились. Хотели нам с сестрицами помочь, чары колдовские разрушить – да сами в беду попали. Если хочешь братьев своих спасти – иди на вершину дальней горы. Там замок чародея найдёшь, и братьев своих каменных. Коли победишь чародея – разрушатся все его заклятья: братья твои живыми-здоровыми домой вернутся – и мы с сёстрами вновь вольными станем!

Сказала так и улетела, будто её и не было. А Млад сразу в путь-дороженьку собрался.

Долго ли, коротко ли шёл, да только добрался младший сын до вершины горы высокой, на которой замок чародея стоял. А тот уж на пороге его встречает, да яствами разными угощает.

- Здравствуй, добрый молодец! Отведай с дороги каравай румяный, да вина сладкого! – предлагает Младу чародей. А о том, что еда и вино зачарованы, и отведав их, человек в зверя превращается, умалчивает.

- Благодарствую за угощение, да только мне милее горбушка хлеба из дома родного, - отказался Млад. – Да и к вину хмельному я не приучен, куда слаще водица родниковая, что батюшка в дорогу дал.

- Не хочешь едой угоститься – проходи в палаты мои, отдохни с дороги, - вновь предлагает чародей. А то, что любой, кто на скамью присядет, сном вечным уснёт, опять умалчивает.

- Некогда мне отдыхать, я к тебе не прохлаждаться пришёл! – вновь отказывается Млад. – Возвращай мне братьев моих подобру-поздорову, а иначе хуже будет!

- Смотри как бы ты сам живым от меня ушёл! – рассмеялся чародей и обратился в огромного Змея.

Раскрыл Змей пасть, хочет молодца проглотить – а Млад достал скоренько из котомки солонку, да и бросил в пасть змеиную горсть соли.

Взвыл тут Змей диким голосом, ужом на месте завертелся – жжёт соль нутро змеиное, словно огнём разъедает. А Млад не будь простаком, схватил злодея, да и скинул с горы высокой вниз. Как упал Змей-чародей на камни острые – так прахом и рассыпался.

А как сгинул злой колдун – так и все чары колдовские развеялись: ожили камни, да статуи – стоят перед Младом добры молодцы, птицы от перьев отряхнулись – обратились девицами. Многих людей злой колдун зачаровал – идут парни с девицами к Младу навстречу, каждый благодарит за своё спасение.

А Млад тем временем родных братьев, средь других людей, высматривает. А как увиделись братья, обнялись радостно, да скорей в обратный путь отправились.

Обратная дорога, да не в тревоге – а в радости, куда быстрее тернистого пути складывается. Вернулись три брата домой. Увидел мужик сыновей любимых – и устроил на радостях весёлый пир. Вся деревня на том пиру три дня гуляла, да отплясывала.

А после всё опять своим чередом пошло: старшие братья отцу в поле помогают – младший в доме по хозяйству управляется. Так и живут дружно. А где дружно - там и лад всегда будет...


Рецензии