Старое дерево

***  - Да-а стою я здесь вот уже 80 лет... в этом дворе меня ещё маленьким неокрепшем саженцем посадил старый Грикор, правда лет ему тогда было тридцать . Это быыл молодой крепкий мужчина . Глава молодого , но уже большого семейства. Жена его Аспрам и трое ребятишек. Этот участок земли выделил ему отец. Первым делом Грикор стал сажать деревья виноград а меня посадил в центре двора. Он был работяга , ухаживал за мной и другими моими сородичами как за своими детьми. Поливал землю вокруг, вскапывал её, удобрял. я стал потихоньку тянуться к солнцу набирался сил. Земля давала мне подпитку, мои корни уходили далеко и расползались по ней, а солнце давало мне тепло и свет к которому я тянулся.
 - Скаждым годом я набирался сил всё больше и больше. И вот пришло время когда на мне появились первые плоды, их было мало, но какие они были большие жёлтые удлиннённые ароматные абрикосы. Как радовались подросшие дети Грикора и Аспрам.
- Папа какой он вкусный этот "Циран" абрикос !
 - Будете за ним хорошо ухаживать и это дерево возблагодарит Вас своими чудесными плодами.
 - Скаждым годом абрикосов становилось всё больше и больше. Их было столько , что Грикор просто раздавал их соседям. Аспрам варила ароматное варенье из моих плодов, прямо подо мной на костре , она делала компоты джемы и даже абрикосовые лаваши с кислинкой, их также сушили на зиму. Да-а- прекрасное было время я был молодым здоровым деревом, меня не страшили  проливные дожди, сильные ветра, палящее солнце. Когда наступали сильные холода вокруг меня раскладывали влажную солому и поджигали. Дым исходящий от неё окутывал меня и это тепло не давало мне замёрзнуть. А в сильную жару меня  поили водой больше, не давая мне засохнуть от летнего зноя. А я как мог отвечал на эту заботу. Своей тенью укрывал их столы, где они сидели пили чай , потом когда были празднества, дни рожденья под моими ветвями накрывались столы. Сколько интересного происходило тут. какие были веселья, какие разговоры, смех радость, тосты. А какая музыка здесь была... Да-а-а сколько здесь было сказано. Народные сказки были , сколько стариных песен спето и сыграно. Вообще веселье в этом доме обычное дело. Как они умеют работать , так и отдыхать. Всё это передаётся из поколение в поколение.
 - На моих ветвях птицы вили гнёзда, выводили птенцов, а я старался во время дождей прикрывать их своей листвой.
- И вот первая свадьба в этом доме. Свадьба Старшего сына Грикора и Аспрам, Самвела. Невеста красивая стройная как молодой саженец, с длиной чёрной косой большими красивыми, чёрными глазами Анаид. Свадьба была весёлая эта первая свадьба. Ох как они гуляли ... три дня мне не было покоя... Странные существа эти люди, они могут работать с утра до ночи , а потом пить есть танцевать петь, играть, так как-будто они месяц ничем не занимались.
 - Тамада произносил красивые тосты, но по- моему уж слишком длинные. Во время очередного., я решил немного пошутить, когда он начал его подняв чашу с красным вином , я постарался и прямо в эту чашу сбросил спелый , крупный абрикос. Смачно упав в вино, он обдал лицо тамады красными каплями . Да-а-а лицо его покрылось словно веснушками. Смеху было..., но к чести тамады он не смутившись вынув плод из чаши сказал: - Вот видите! Само дерево посылает мне прекрасную закуску к этому чудесному вину!
 - Ай молодец! Выкрутился и народ развеселил, правда не без моей помощи.
 И Вот уже под тенью моих ветвей Анаид убаюкивает своего первенца. Он лежит в люльке этот красавец-карапуз. Грикор дали ему имя при крещении в честь деда. Он медлено засыпает под колыбельную которую так мелодично-красиво поёт ему молодая мама. Как хорошо... приятно смотреть на это молодая мама убаюкивающая своего сыночка...
 Потом появились на свет ещё Гаянэ и Айк. Шло время дети подростали, они лазали по мне игрались... . Как это было приятно, когда по тебе ползают весёлая ребетня , я чувствую тепло их детских тел до сих пор...
 - Да-а, прошло много времени как меня посадил Грикор- старший, упокой господь его душу... . Теперь уже два года я не приношу плодов... я чувствую, что теряю силы, они покидают меня. Как ни старается уже постаревший Самвел, делает обрезку, омолаживание, ничего не помогает. Силы покидают меня...
 И вот подо мной собрались все . Самвел привёл более старших , знающих и сведущих людей, чтобы они осмотрели меня.
 -Нет, Самвел-джан - произнёс самый старый садовод. - К сожаленью дорогой, пришло его время... пора пришла...
 - Неужели всё?... Меня срубят и в топку?... Да-а-а всему приходит конец... Но я почему-то не боюсь, я много дал этим людям а они мне...
 - Папи, ( дедушка- арм. ) - вдруг сказал внук самвела. - А давайте Папа сделает из него игрушки и разные ... ну там.... - малыш пытался найти нужные слова но от волнения не мог подобрать их, ведь он тоже любил это дерево и тоже ползал по нему и забирался наверх за абрикосами.
- Да внучек, прекрасная идея здесь ещё осталось много хорошей древесины, что пойдёт на растопку а что на игрушки домашнюю утварь и ещё на кое-что ...
- А я , вот из этой ветви изготовлю дудук. - Сказал мастер Хачатур. - отличный материал...
 
 - Да-а! Прекрасно малыш! Отлично , мастер! Значит я буду жить ещё долго  и теперь меня будет много. А я буду радовать детишек своими игрушками , тёплыми и красивыми... И ещё, из моей ветви сделают дудук. Выходит , что я ещё надолго останусь с этими прекрасными людьми , и буду звучать на торжествах и свадьбах... как хорошо... Значит это не конец, а начало... начало новой , долгой и весёлой жизни ... Ну, чтож, Я готов! Я жду, жду этой новой жизни!...


Рецензии
Злравствуйте!

Ваш расказ запал мне в душу. Я начинающий садовод, ещё не одного дерева или кустика не посодила. А теперь, когда всё-таки посажу, буду вспоминать вашу историю. И тему жизни после смерти Вы очень красиво преподнесли. Спасибо Вам огромное!

С уважением, Алу.

Алу Аоки   08.09.2020 23:12     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв и раскрытие рассказа! Творческих успехов! Суважением Аркадий.

Аркадий Аванесян   09.09.2020 01:36   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.