ГИМ выставка о медицине военных лет

    На фотографии:
  санитарные дружинницы - выпускницы курсов
  Коминтерновского районного комитета Общества
  Красного Креста Москвы перед отправкой
  на фронт.
  6 июля 1941 года

  1-й РЯД слева направо: 3-я - Галина Колчина;4-я - Софья Вайнерман;
                7-я - Люся Чернова
  2-й РЯД слева направо: 1-я - Лидия Ферапонтова;
                3-я (чёрное платье, короткая стрижка, кружевной белый      воротничок) - Тамара Сергеевна Сивохина,
 председатель Коминтерновского райкома ОКК
  3-й РЯД справа налево: 2-я - Люся Каурова;3-я - Зинаида Дрейцен;
                4-я - Валентина Неофитова; 5-я - Анна Левина;
                6-я - Екатерина Гаранова; 7-я - Тоня Сучкова;
                8-я - Наталья Сучилина
  4 -й РЯД слева направо: 1-я - Надя Кабанова; 2-я - Аня Жукова;
                4-я - Шура Городничева; 10-я - Таня Рымарь;
                11- я (последняя в ряду справа) - Аня Мажеева

  Замполитом санитарной дружины была Валентина Неофитова; командиром -
 Анна Левина. Она погибла в бою в 1944 году вблизи г. Львова.
 

    «Нам уже посчастливилось прочесть немало интересных мемуаров, талантливых романов, повестей, рассказов, стихотворений; увидеть немало кинофильмов и картин, посвящённых подвигам москвичей. В тяжкий час годины горькой москвичи обратили против фашистов все виды оружия.
   Но есть бойцы ещё одного рода войск, которые тоже всю войну не выпускали из прилежных, искусных рук своего оружия, но о которых, как мне думается, написано незаслуженно мало.
   Речь идёт о благословенной медицинской сестре, санитарке, военном враче, хирурге…»

     Из статьи в газете «Вечерняя Москва» 19 апреля 1968 года.
  Автор - Евгений Захарович Воробьев, писатель; в годы войны – корреспондент
  газеты «Красноармейская правда» Западного фронта   
               
   
                ВЫСТАВКА. МЕДИЦИНА ВОЕННЫХ ЛЕТ

   В Государственном историческом музее (ГИМ; Красная площадь, 1) открыта долгожданная выставка, тема которой «Медики в годы Великой Отечественной войны».
   Выставка пополняет летопись той страшной войны.

   Долгожданная – так как она в этом музее первая на такую тему.  Об этом и сказал директор музея А. К. Левыкин во время её открытия.
   Долгожданная ещё и потому, что должна была открыться 4 апреля 2020 года – к 75-летию Победы СССР над фашистской Германией и её многочисленными, добровольными помощниками-союзниками. Помешала эпидемия коронавируса.
   Выставка появилась в Интернете. И до сих пор там её можно увидеть.

   С момента эпидемии и до сих пор врачей разного профиля, средний и младший медперсонал, работающих в специальных инфекционных больницах, называют героями. Да, инфекция – опасное явление; в какой-то мере можно назвать нападки вирусов на людей сродни врагу, вроде, фашистов.
   Из отличий: нет бомбёжек, не приходится работать при свечах и керосиновых лампах; не летают пули и осколки; рабочий день не длится 16-18 часов, а то – и сутки; не надо стирать и гладить бинты; нет дефицита продовольствия…

   Перечислив лишь часть того, что испытывали медработники на передовых позициях фронтов, в медсанбатах, полевых, фронтовых и тыловых госпиталях в годы Великой Отечественной войны, я нисколько не умаляю подвига медицинских работников, сражающихся с коронавирусом и другими инфекциями.
   Эта профессия и появилась для того, чтобы предупреждать и сражаться с болезнями, несущими угрозу людям и планете Земля.

                ИХ ВАХТА РАСТЯНУЛАСЬ НА ГОДЫ

   Сразу скажу: выставка не стандартная, оригинальная. В ней нет, если можно так выразиться, академичности, приглаженности.
   Привлекательность её в богатой подборке документов, медицинских инструментов, перевязочного материала, шин и различных предметов, которые нужны были для операций, лечения и ухода за раненные и больными советскими солдатами и офицерами.
 
   Участники и кураторы выставки постарались показать как можно больше всего того, что входило в арсенал медицинской помощи раненым (а также обожжённым, контуженным, обмороженным, больным).
   Здесь есть макеты полевых операционных блоков; подвесные полки в военно-санитарных поездах; повозки, санки, палатки, походные кровати, печки «буржуйки» …
    На выставке демонстрируется документальный фильм «Медицина на Западном фронте». Его   подготовили в 1942 году кинорежиссёры: В. Катрин и Н. Богданов.
   13 августа 1942 года в газете «Медицинский работник» Э. Краинский (по стилю статьи – военный корреспондент) так рассказал об этом фильме:

  «Зима 1941 года. Чёрная угроза нависла над Москвой. Пожары и разрушения нёс за собой кровавый враг. Измотав живую силу и технику, 6 декабря войска Западного фронта перешли в наступление. Могуч был удар.
   В мощном движении Красной Армии вперёд бок о бок с бойцом и командиром шли медицинские работники. Их доблестная вахта ярко отражена в выпущенном на днях документальном фильме о медицинской помощи на фронте».

   А дальше кадры, показывающие, как санитары и санитарные дружинницы ползком, под разрывами снарядов пробирались к раненым; выводили их или выносили на носилках, но чаще – на своих спинах.
   В фильме показано, как принимают раненых в медсанбатах, в полевых госпиталях. В военной медицине главенствует хирургия. Лучшие хирурги СССР выезжали на фронт и оперировали сами, а также обучали молодых врачей; читали лекции, консультировали.

   Среди специалистов были Е. И. Смирнов, начальник Главного военно-санитарного управления Министерства обороны СССР, хирург; Н. Н. Бурденко, главный хирург Красной Армии, нейрохирург; А. Н. Бакулев, один из тех учёных, кто в СССР развивал сердечно-сосудистую хирургию…
   Не только хирурги, но и другие специалисты, организаторы медицинской помощи в стране выезжали на фронт; они рассказывали о перспективах в лечении газовой гангрены, столбняка и других опасных инфекций; новых лекарствах; анализировали ситуации на фронтах, при которых бойцы получали тяжёлые ранения черепа, позвоночника, верхних и нижних конечностей.
   
   На выставке много фотографий.   
   Привлекает внимание такой снимок: неизвестный автор сумел в 1943 году сфотографировать хирурга, профессора Александра Александровича Вишневского в операционной на Волховском фронте.
   У него славная биография. С 1956 года – Главный хирург Советской Армии. Труды его по анестезии, обезболиванию  и другие внесли весомый вклад в развитие отечественной хирургии.

   На масштабной по размеру фотографии показана погрузка раненых в санитарный поезд. Без печали и жалости невозможно смотреть на изувеченных, перетянутых повязками раненных фронтовиков.
   Это всё молодые мужчины! Им бы заниматься созидательным трудом, любить, растить детей, открывать другие миры. Но нашествие фашистов заставило их надеть военную форму и взять в руки оружие.   
   Жалость и уважение вызывают уставшие медработники (по меткому выражению, это солдаты в белых халатах); здесь, у санитарного поезда – женщины, распределявшие раненых по вагонам.
    Не известно, все ли те, чей облик запечатлён на фотографии, доживут до Победы.

    Ещё эксклюзивная фотография - упряжка санитарных собак. Зима, санки, санитары с оружием за плечами. На санках раненый. Его вывозят с поля боя. Всё это на фоне разрушенных домов.
   Известно, что собаки также служили в разных родах войск в годы войны; помогали минёрам. Вероятно, есть где-то статистика, где их было больше всего. Можно предположить, что значительная часть собак – верных друзей человека – работала с санитарами на передовой линии фронтов. Значит, есть и их доля в победе над фашистами.   

                ПОД ЛИВНЕМ РАСКАЛЁННОГО СВИНЦА

   Привлекают внимание яркие плакаты. Они яркие цветом и накалом ненависти к фашистам.
   «Отстоим Волгу-матушку!». Художник В. А. Серов. 1942 г.
   «Бей насмерть!» Художник Н. Н. Жуков. 1943 г.
   «За муки, за раны
    Я отомщу немцам!». Художник В. Б. Корецкий. 1945 г.
   «Покажем презренным фашистским убийцам, как драться умеет советский моряк!» Художник А. А. Кокорекин. 1941 г. На плакате два молодых моряка. У них штык и граната. На бескозырках видно слово «Балтфлот».

   Был приказ: выводить и выносить раненых с поля боя только с их оружием.
   Это есть в стихотворении Мусы Джалиля:

Под ливнем раскалённого свинца
Она ползла, ползла без остановки.
И, раненного подобрав бойца,
Не забывала о его винтовке.

   На большом плакате (художник В. Б. Корецкий; СССР, 1942 год) призыв: «Дружинницы Красного Креста! Не оставим на поле боя ни раненого, ни его оружия!».
   На плакате девушка, на рукаве которой белая повязка с красным крестом. Она тащит раненого с перевязанной головой. На её спине винтовка. И это всё на фоне мощного взрыва.

   На выставке есть оружие: автомат и винтовка. Винтовка, даже на мой не профессиональный взгляд, из древности; у неё очень длинный ствол. Предполагаю, что она не удобная для стрельбы. А ведь пехотинцам надо было с ней и бежать.
   Я вспомнила слова о винтовке фронтовика (актёра – позже) Юрия Владимировича Никулина в его автобиографической книге «Почти серьёзно…» (Издательство «ТЕРРА», Москва, 1994 г.)
   Он был призван в армию и служил в 115-м зенитно- артиллерийском полку, расположенном недалеко от Ленинграда. Началась Великая Отечественная война.

   «Мы все ждали, - вспоминал Ю. Никулин, - команду сняться с НП, и, когда нам сообщили с командного пункта, что противник уже близко, нам сказали:
   - Ждите распоряжений, а пока держитесь до последнего патрона!
   А у нас на пятерых три допотопные бельгийские винтовки и к ним сорок патронов».
    Допотопность оружия увеличивала потери бойцов, заполняла до предела госпитали. Но это другая тема.

    Один из стендов показывает, как оказывали помощь раненым в больнице имени С. П. Боткина (Москва). Здесь журнал учёта (кладезь для поиска фронтовиков) поступающих и выздоравливающих раненых; фотографии персонала и различных моментов работы в  кабинетах и палатах больницы.

   Увидела я здесь и фотографию 1943 года с подписью «Визит в Боткинскую больницу делегации союзников - англо-американской делегации…» и уже знакомые фамилии тех союзников. Это была так называемая Хирургическая миссия.
   Та же делегация (хирург Гордон Тейлор; хирург Д. С. Морно и другие) 11-12 июля 1943 года побывали и в СЭГе 290, который в то время базировался в Пыжовском лесу. Основные его подразделения: палаты для раненых, операционные, перевязочные и многое другое были спрятаны под землю – в оригинальных землянках, в «три» или больше наката.

   Коллеги-союзники оставили восторженный отзыв. Его подлинник хранится в  фондах Центрального музея Вооружённых Сил РФ ( подробности в опубликованной здесь же, на Прозе. ру статье «Визит иностранных коллег и отзыв»). Есть фотографии.

   Нельзя пройти мимо стенда, под стеклом которого оригинал вот такого документа:
   «Справка выдана в эвакуационном военном госпитале №2386 командующему 16-й армией генерал-лейтенанту К. К. Рокоссовскому о нахождении его на излечении от осколочного ранения в грудь. Москва. 22 мая 1942 года».
   Константин Константинович находился в этом госпитале с 9 марта 1942 года; у него были повреждены лёгкие.
   Хорошо, что храбрый генерал не узнал, что сотворили соотечественники-поляки с его памятником.

                ОЛЬГА ЛАНДЕР - ФОТОКОРР

   В одном из отсеков выставки фотографии военных лет. Сюжеты разные. Здесь информация о том, что в фондах Государственного исторического музея хранится большая коллекция негативов советских фотокорреспондентов ХХ столетия.
   В их числе Ольга Александровна Ландер (1909-1996). Она родилась в Самаре. Отец её был профессиональным фотографом. В январе 1943 года Ольга Александровна ушла на фронт и всю Великую Отечественную войну была специальным фотокорреспондентом редакции газеты «Советский воин» (3-й Украинский фронт).

   Окончание войны встретила в Вене. Воинское звание: лейтенант административной службы. Была награждена Орденом Красной Звезды, Орденом Отечественной войны 2-й степени; медалями «За отвагу» и «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». В послевоенные годы работала фотокорреспондентом газеты «Советская Россия».
   В годы войны журналисты и фотокорреспонденты не отсиживались в блиндажах; они были там, где рвались снаряды, на суше и на море. Многие погибли. Их статьи и негативы – история войны; это документы, которые не оспорить тем, кто это захочет сделать.

    Недавно (лето 2020 г.) в Подмосковье открылся военно-патриотический парк культуры и отдыха «Патриот». Именно здесь построен Храм Вооружённых Сил России.
   В масштабном музее «1418 шагов войны» настолько разнообразно всё, что связано с войной (оружие, военные донесения, маршруты армий, письма бойцов с фронта, фотографии, кинохроника…), что пересказать невозможно; это надо видеть.

    Здесь надо смотреть, читать, слушать, плакать – чтобы потом, в суете мирного быта, не забыть о трагедиях войны; о тех, кто не вернулся из боя. Их ждали дома, а они не вернулись.
  А «Дорога памяти» - это миллионы фотографий участников Великой Отечественной войны. Министерство обороны РФ задумало этот важный проект под девизом «Сохраним родные лица!» В рамочках, где фамилия, имя, отчество фронтовика, но нет фотографии, горит огонь.

   Я упоминаю этот музей, потому что и здесь разные медицинские экспонаты; рассказы о помощи раненым на передовых, о госпиталях; фотографии врачей, медсестёр, санитаров; документы – это летопись медицины на всех фронтах в годы Великой Отечественной войны.
   Можно увидеть и несколько необычное для музея действо: операционный блок, хирурги, медсёстры, раненый. Идёт операция, слышны голоса. Это не муляжи, а люди. То ли актёры, то ли медработники.
   Не уверена, что подобные экспозиции уместны в музее.

                ЩЕДРО – О ГОСПИТАЛЕ №290

     В годы Великой Отечественной войны на всех фронтах работали госпитали разных типов. Их были тысячи! И все, кто там самоотверженно спасал раненых, - герои медицинского фронта.
   На выставке в ГИМе хорошо представлен сортировочный эвакуационный госпиталь №290 Западного, а с 1944 года – 3-го Белорусского фронтов. Такая щедрость имеет весомую причину.

   СЭГ 290 формировался в тяжелейшее для Советского Союза время – в июле 1941 года в прифронтовом тогда ещё городе – Вязьме (Смоленская область). Весь опыт помощи изувеченным людям в разные войны подсказывал, что очень важна сортировка раненых, поступающих в госпитали.
    Решено было начать эксперимент на Западном фронте, так как он был главенствующим в числе фронтов, защищавших Москву от натиска фашистов. Санитарное управление фронта доверило это трудное дело военврачу 2-го ранга, хирургу, выпускнику лечебного факультета Московского медицинского института Вильяму Ефимовичу Гиллеру.

   Значительно позже подобные сортировочные госпитали стали появляться при других фронтах.
   Военврач Гиллер оправдал доверие. Об этом говорит и то, что Вильям Ефимович был бессменным начальником СЭГа 290 все годы войны. Госпиталь постепенно стал большим медицинским комплексом, в котором персонала разного профиля, а не только медицинского, было от 1000 до 1500 человек.
    СЭГ 290 можно назвать уникальным ещё и потому, что он - гигант - дважды зарывался под землю.

    Если В. Е. Гиллера никуда не перевели, значит командование Западного и 3-го Белорусского фронтов ценило его, прежде всего, организаторские способности. Ему помогали штаб госпиталя, партийная и комсомольская организации.
   Но вся ответственность за своевременную и профессиональную помощь раненым, за их безопасность; за сплочённость коллектива лежала на плечах начальника госпиталя.
   
   Оценили заслуги Вильяма Гиллера и кураторы выставки. На стенде под стеклом его фотография: молодой мужчина в военной форме, на которой боевые награды. А также его бинокль; планшет; комплект домино в деревянной шкатулке (чей-то подарок во время войны; возможно, сделан раненым).

   Здесь же оригинал приветственной телеграммы личному составу госпиталя №290 (1943 год?; из частного собрания) от…
   «Начальнику сортировочного эвакуационного госпиталя №290, подполковнику медицинской службы тов. Гиллеру, заместителю начальника по политической части, подполковнику тов. Савинову. Передайте личному составу сортировочного эвакуационного госпиталя 290, собравшему 121. 560 рублей и 181.600 рублей облигациями на строительство боевых самолётов (дальше несколько слов я не смогла прочесть – Л. П.-Б.). Мой боевой привет и благодарность Красной Армии. И. Сталин».

   О телеграмме И. Сталина коллективу этого госпиталя я слышала от его ветеранов, но не видела. Правда, есть отголосок того события в большой поэме «СЭГ – 290», которую написала в 1943 году санитарная дружинница, поэт Нина Ивановна Сиротина-Новосельнова.
   Она работала в госпитале больше года, была среди тех, кто в марте-апреле 1943 года построил в дремучем Пыжовском лесу (Смоленская область) подземный медицинский городок на 5 тысяч мест.
    Отрывок из поэмы:

 На деньги народные строятся танки,
 И пену вздымая, идут корабли.
 Мы тоже, в построенных нами землянках,
 Отдали свои трудовые рубли.
Однажды за полдень – в шеренгу мы встали,
И каждый стоящий чуть слышно дышал,
Мы слушали слово, которое Сталин
Нам всем из Кремля самолично прислал:
   «От армии нашей спасибо большое
   За вашу заботу о силе её».
   И слово вождя дорогое такое
   Мы бережно прятали в сердце своём.
И вот наш ответ: «Полководец любимый,
Мы сделали много, но это не всё.
Мы всё отдадим для Отчизны любимой –
За счастье её, за свободу её!».
 
                ЕЩЁ ЗНАКОМЫЕ ЛИЦА

   Я порадовалась, увидев на выставке знакомые портреты и рисунки персонала СЭГа 290 и раненых.
   Познакомилась я с этими работами художников ещё раньше - в интересном и важном проекте «Неизвестный солдат» Государственного исторического музея (подробности о проекте на сайте музея)
  Большая коллекция рисунков и портретов фронтовиков разных родов войск хранится в Отделе изобразительных материалов (начальник Мария Викторовна Кречетова) этого музея. Среди их авторов - многие советские художники.
 
   Появившийся несколько лет назад названный проект позволил этим обликам фронтовиков покинуть папки и увидеть белый свет.
   И с тех пор меньше становится «неизвестных солдат», так как находятся родственники фронтовиков; занялись поисками и журналисты в разных регионах России.
   Но судьба многих пока остаётся не известной.

   Немало рисунков и портретов в СЭГе 290 сделала московская художница Елена Александровна Афанасьева в 1941-1942 годы, когда госпиталь находился в Москве, в старинном её районе Лефортово.
   На выставке они размещены под большим белым полотнищем с красным крестом.
   Знакомые портреты тех, кто служил в годы войны в СЭГе 290:
   Военврач Клавдия Ивановна Кукушкина; терапевт Рашель Исааковна Соломонова; врач-эвакуатор Валентина Павловна Муравьева; военврач 3-го ранга Елена Петровна Андреева; военфельдшер Нина Александровна Ваньюн (Вань Юн); Надя Лукьянова (это Надежда Максимовна Лукьянова, библиотекарь) …

   Почему немало рисунков и портретов фронтовиков оказались в «неизвестных»?  Художники подписывали не все свои работы. Причина не известна. А потому под рисунками персонала СЭГа 290 есть подписи «Диспетчер Николаева», «Диспетчер Иванова», «Главный врач терапевтического отделения», «Медицинская сестра»…
   А Николаевых и Ивановых было в госпитале несколько.
   А ещё есть рисунки Елены Афанасьевой, показывающие повседневную жизнь госпиталя: «Кормят больного», «Перевязочная», «Чинят комбинезон лётчика», «Операционная», «Зал помощи легко раненым» и другие.

   На выставке много очень интересного, связанного с войной. Да, время всё дальше отодвигает от нас те события, испытания и самоотверженность старшего поколения ради свободы и благополучия Отечества.
   Однако нельзя забывать, что без подвига предков не может быть жизни потомков.

   Привлекает внимание большая картина Б.Ф. Рыбченкова «Москва военная». 1942 год.
   Зима, улица Горького в снегу. Идёт большая колонна военнослужащих. Возможно, на фронт. Вдоль улицы стоят жители. Лиц их не видно. С уверенностью можно сказать: плачут и желают вернуться живыми.
 
   Ещё скрупулёзно собраны разные предметы, если можно так выразиться, медицинского быта: пробирки, банки (ставят на спину), поилка, клизма, судно, халат для раненых и больных, машинка для стрижки волос, медная грелка; хирургические инструменты, перевязочные наборы.
   Без озноба невозможно смотреть на хирургическую пилу.
 
                МНОГИЕ УШЛИ НА ВОЙНУ ИЗ ДЕТСТВА

   На стенах выставочных залов стихи Юлии Друниной, Мусы Джалиля и других советских поэтов.
Я ушла из детства
В грязную теплушку,
В эшелон пехоты,
В санитарный взвод.
Дальние разрывы
Слушал и не слушал
Ко всему привыкший
Сорок первый год.
Я пришла из школы
В блиндажи сырые.
От Прекрасной Дамы
В «мать» и «перемать».
Потому что имя
Ближе, чем
             «Россия»,
Не могла сыскать.
      Юлия Друнина. 1942 год

    Совсем юной ушла на войну и Катя Михайлова.
    В самом начале выставки внимание привлекает фотография молоденькой девушки. Она в шинели; на голове шапка-ушанка, в центре которой пятиконечная звёздочка; на плече санитарная сумка с красным крестом. Лёгкая улыбка. Вдали виден морской берег.
    Под снимком подпись: «Е. И. Михайлова на Керченском плацдарме». Вероятно, в тот момент она была на горе Митридат, которая возвышается над Городом-героем Керчью.
    А на фотографии такие слова: «Катюше! 1944-1994 гг. Е. А. Халдей». Есть и другие её фотографии военных лет, сделанные Евгением Халдеем раньше 1944 года.
 
    Одна из страниц фронтовой биографии Екатерины Михайловой.
   Осенью 1943 года был высажен морской десант в районе Керчи. В морской бригаде санитарным инструктором и была Екатерина Михайлова. Значительная часть берега Керченского пролива на том участке была обнесена колючей проволокой.
   Десант был замечен фашистами. Разгорелся тяжёлый бой. Раненые моряки повисали на проволоке.

   С Екатериной Илларионовной Михайловой (в замужестве – Дёмина; 1923-2019) мы были знакомы немало лет. Вот что она рассказала о том морском десанте:
   «В каждом моряке килограммов сто, а у меня вес сорок пять килограммов. Да ещё при нём противотанковое ружьё в шестнадцать килограммов. Надо было снять раненого с колючей проволоки, выволочь из воды, оттащить в безопасное место.

   Кстати, когда говорят, что вода покрывалась кровью – это не придумано, так было на самом деле.
   У меня не было времени считать, сколько я вынесла раненых, но другие считали. И получилось, что за годы Великой Отечественной войны я вынесла с поля боя около 400 человек; в том числе и 150 раненых с их личным оружием».
   Те её раненые в послевоенное время жили в Москве, Ленинграде, Измаиле, Керчи… И не только в этих городах.

   В годы войны Е. И. Михайлову дважды представляли к званию Героя Советского Союза. Но документы застревали в кабинетах тыловых чиновников. О награде своей очень юной, хрупкой, но чрезвычайно отважной сестричке, много лет хлопотали моряки-однополчане.
   Получила храбрая фронтовичка, к тому времени – уже врач, это звание лишь в девяностые годы прошлого века. Так что военный фотокорреспондент Евгений  Халдей, подписывая фотографию Катюше в 1994 году, уже знал, что она Герой Советского Союза. Они дружили.

                ТРАКТОР ИЗ ПУЛЬ И ОСКОЛКОВ

    Невозможно пройти мимо двух ниш, в которых собраны пули, осколки; разного размера кусочки металлов. Формы фантастические! Многие имеют тонкие длинные отростки – как жало осы.
   Это то, что хирурги извлекали из черепов, глаз, рук, ног, грудной и брюшной полости; то, что рассекало кровеносные сосуды, застревало в мышцах; то, что убивало или калечило.

   Военный корреспондент Евгений Воробьев решил написать  очерк о нейрохирурге СЭГа 290 Александре Архиповиче Шлыкове. Получил разрешение присутствовать в операционной. Операция шла на спинном мозге.
   Впечатление журналиста:
   «Хирург удаляет костистые отростки и дужки разрушенного позвонка и вынимает пулю, засевшую в нём. Пуля из белого металла с длинным хищным остриём»

   Интересная подробность, которая есть в одной из книг упомянутого выше военврача В. Е. Гиллера. В СЭГе 290 начальником одного из хирургических отделений был Николай Иванович Минин.
   Он попал на Западный фронт в числе первых московских ополченцев, был тяжело ранен в 1941 году и доставлен в этот госпиталь. В тыл уезжать не хотел, остался работать в СЭГе.
   Коллеги как-то решили подсчитать, сколько металла хирург Николай Иванович вынул из раненых. Получилось, что из осколков и пуль можно было трактор отлить.

   А что можно было бы отлить, если бы собрали ВСЕ осколки и пули, вынутые ВСЕМИ хирургами за годы Великой Отечественной войны? Возможно, железную дорогу, которая опоясала бы Земной шар.

    В Интернете в «Российской газете» (4 июля 2020 г.) я прочитала беседу Игоря Елкова с Марией Викторовной Кречетовой о названной выставке - «Солдаты ищут потомков».
   Беру из неё цифры.  84 793 – безвозмездные потери военных медиков. Среди них врачей – 5,3 тыс.; среднего медперсонала – 9,2 тыс.; санинструкторов – 22,7 тыс.; санитаров и санитаров-носильщиков – 47,5 тыс.
   В войну было госпитализировано 22 миллиона человек. В строй возвращено 72,3 % раненных и 90,6% больных солдат и офицеров.

   Эти цифры совпадают с приведёнными в книге «Фронтовое милосердие» генерал-полковника медицинской службы Ефима Ивановича Смирнова. В строй вернулись 17 миллионов бойцов.
   И его вывод: «Победа была одержана в значительной степени солдатами и офицерами, возвращёнными в строй медицинской службой».
--------------------------------
   Я рассказала, конечно, не о всех, богато представленных на выставке, документах и экспонатах; не назвала многие фамилии военных медработников.
   Не называю художников, прекрасно потрудившихся над макетом и оформлением выставки. Их имена, а также сотрудников Государственного исторического музея и других музеев (и не только музеев) России, консультантов, меценатов, волонтёров есть на выставке.

   Главное: подобралась большая и дружная команда единомышленников. Поэтому выставка получилась с огромным эмоциональным накалом.
   Не секрет, что должного внимания фронтовые медработники разного профиля не получили ни сразу после войны, ни после. А теперь уже некому воздавать то должное.
   Но остались их лица на фотографиях, рисунках и портретах; остались их записи в медицинских карточках раненных и больных фронтовиков, и в воспоминаниях.

   Подобные выставки не только рассказывают о медицинской службе в годы войны. Они призывают бороться за мир. Чтобы люди всех стран использовали металл для тракторов или чего-то другого нужного для жизни, а не для оружия, которое убивает.
   Всем миром – за мир!

   Опубликованная здесь фотография также есть на выставке.
  Судьба большинства санитарных дружинниц-москвичек не известна. Есть здесь же, на Прозе.ру, воспоминания тех, кто вернулся живым.
   Если кто-то узнает на снимке знакомые лица, отзовитесь.
   


Рецензии
Все они - вчерашние школьницы,
А сегодня уже бойцы.
Тяжкой доли своей невольницы,
Но в душе за свободу борцы.

Время страшное, несусветное.
Кто прошёл - в основном молчит.
Вы их помните! Царство светлое
Дань их подвигу, что "кричит".

Вы их помните! Ангелов белых,
Что спасали всех на войне,
Не щадя своих лет незрелых
И не думая о цене...

С уважением, Ар Зборски

Ар Зборски   20.02.2021 19:53     Заявить о нарушении
Здравствуйте!
Замечательное, душевное стихотворение. "Не щадя своих лет незрелых" - так и было.
То довоенное поколение не отличалось богатырским сложением; рост - редко выше среднего. Даже уже хорошо повзрослевшие те девочки-фронтовички были хрупкими. Рассказывали мне, что удивлялись тому, как могли носить носилки с ранеными, выдерживать смену по 16-18 часов.
Родина позвала на помощь и они пошли её защищать. В этом и была сила медработников-фронтовиков. И других фронтовиков.
Отправлю Ваше стихотворение в ГИМ.
Спасибо. Успехов!

Лариса Прошина-Бутенко   20.02.2021 21:33   Заявить о нарушении
Благодарю Вас от всего сердца!

Ар Зборски   21.02.2021 09:21   Заявить о нарушении
Здравствуйте!
Я отправила Ваше стихотворение в Государственный исторический музей. Передаю Вам благодарность сотрудников, которые готовили выставку.
Благополучия и удач!

Лариса Прошина-Бутенко   23.03.2021 21:41   Заявить о нарушении
Добрый вечер!
Искренне благодарю Вас!
Пусть труд сотрудников музея станет залогом долгой памяти на многие поколения.

С уважением и пожеланиями успехов, Ар Зборски

Ар Зборски   24.03.2021 18:57   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.