Гуси на стыре или почему я стал ихтиологом

               

Учитель географии Зборовский на своём ИЖ-мотоцикле с коляской летом 1964 года вывез нас на настоящую реку Стырь - это около 6 км от деревни Федоры по шоссе в направлении Пинска. В коляске была его дочка Валя и сын Валик, я сидел сзади, на бензобаке поместился ещё один человечек. Подьехали к большому деревянному мосту, остановились внизу. Сразу поразила прозрачная вода, длинные водоросли в ней и много стаек пугливых мальков и рыбок.
 Простейшую поплавочную удочку привёз сам учитель. Насадили на крючок комочек мякиша хлеба и, о чудо! Почти сразу у Вали клюнула плотвичка с пол-ладошки, потом уже не клевало. Искупались все и через полчасика уехали домой.
Это был мой первый эпизод настоящей поплавочной рыбалки.
  А в нашей деревенской речушке Стубле, вытекавшей из болота Морочное вода торфяная, чайного цвета, где  водились только вьюны, небольшие щучки («кожушки»), линьки, на «перемелах» пескарики, плотвички и «снопурки» (гольяны — Gobias taenia).
  Удочками не ловили, да о них пацаны и  не знали. Ловили сделанными из ивовых прутьев «кимлями», «кошами», осенью -  руками в пересохших водоёмчиках. Весной при нерестовом ходе рыбы, ставились в самодельных запрудах верши из лозы на вьюнов, где уловы за ночь могли быть до килограмма, изредка туда залетала и преднерестовая щучка.
 И вот прочитав альманах «Рыболов-спорсмен» из сельсоветской библиотеки, упросил папу при поездке в Пинск зайти в магазин «Вымпел», где был отдел любительского рыболовства. Купил он мне двухколенное полутораметровое бамбуковое удилище с мотовильцами и набор «Юный рыболов» на картонке, на котором была намотано 5 метров клинской 0,3мм лески с поплавком из стержня гусиного пера, дробинкой-грузилом и крючком № 3. Трёхколенные удилища с такими же алюминиевыми соединительными трубками стоили уже 1 руб.80коп. Дорого. В последствии покупал «юные наборы» (стоили они 30 копеек) для своих самодельных удочек с ореховыми и рябиновыми удилищами. Крючки применял от 3-го до 5-го номера, один раз в соседнее сельпо Нечатово случайно  привезли «колюбакинские» кованые крючки 5-го номера. Завмаг дядько Пэтро не знал даже, что с ними делать, но я потихоньку за копеечки скупил всю коробочку - 50 штук.
 Зелёная сумка от противогаза ( тогда почти в каждой хате были розданные властью противогазы на случай ядерной войны) - через плечо, в баночке от ваксы — около 10 земляных червей, в спичечной коробочке - мухи для лова уклеек, кусочек хлеба себе - и вперёд !
Иногда брал кусочек сала себе и уклейкам (они редко клевали и на него). Вылавливал от 10 до 50 рыбёшек, дома жарил их на керогазе.
Читал о рыбалке всё - начиная от ежемесячного «Уголка рыболова» в газете «Сельская жизнь» у школьного друга, перечитал все три книги о рыбалке в библиотеке сельсовета. В школьной библиотеке по рыбалке не было ничего.
 В 1964 году школа вывезла наш класс на посещение в Пинске заезжего зверинца (это ужасное зрелище - замученные звери и птицы в железных клетках) и при возвращении в Федоры на «микрике» до Припяти в привокзальном киоске я купил за целых 40 копеек журнал «Рыбоводство и рыболовство». В нём я узнал о ихтиологии и институте, где изучают рыб в Калининграде, откуда я  потом и вступил на тропу потерь и находок по всей жизни. Выписывал его до поступления в институт, выходил он один раз в два месяца, опубликовал в нём даже крохотную заметку о  наших приманках и насадках.
Выписал по «Книга-почтой» из Киева великолепную энциклопедию Л.Сабанеева в 1964 году за четыре рубля. До сих пор эта книга со мной, через все переезды и моря.
Описания особенностей рыб и рыбалки в ней, конечно, не сопоставимы с десятками тысяч тонн ставриды, путассу, сельди, хека и других видов, изловленных моими траулерами за много лет, но так и должно быть. Есть профессия, а есть  и страсть...
 Вступил я на палубу потерь СРТ в 1972 году (на практике) и сошёл с неё на РТМК-С в 2015 году капитан-флагманом с краткими перерывами между полугодичными рейсами. Так сложилась морская профессиональная  ихтиология для меня.

Но детские воспоминания превыше грубых вещей  и работы.    Возвращаемся.
  Итак, река Стырь у деревни Лопатино Пинского района Беларуси.
 Спокойная река (ранее судоходная), истекающая с тернопольских холмов к Полесью и впадающая в Припять имеет обычный набор среднеевропейской ихтиофауны.
 А во времена «оны» по ней даже прибывал на пароходе из Пинска король Польши Станислав Понятовский со свитой с грандиозным визитом в имение шляхтича Бутримовича, где  был устроен местной знатью «фест», отмеченный в истории. Кстати, недалеко, в деревне Колбы в своё время от русского царя Николая Второго прятался  поляк Юзеф.Пилсудский.
  Там же, какую то часть Первой войны  в составе российской армии  отвоевал и поэт Александр Блок, здесь есть его скромный музей.
 В размеренной жизни  обитателей прибрежных деревень роль реки была очень высокая, ведь помимо транспортной и рыболовной функции, на заливных лугах кормились коровы, лошади и прочая домашняя скотина. Интересное место занимали гуси. Уток («качек») не разводили, диких хватало и так на окрестных болотцах. А гусиные стайки (помеченные каждым владельцем) весь летний сезон кормились у реки, пощипывая траву и водоросли. Гуси гоготали, каждый вожак-гусак защищал свой прайд от посягательств любого потенциального агрессора. Осенью их уводили владельцы во дворы. Маховые перья, потерянные птицами, мы использовали для изготовления поплавков.
  Теперь гусей нет, а берега заросли диким бурьяном. Река обмелела, после постройки атомной станции в Ровенской области вода помутнела, появился чёрный ил, пропало много видов рыб. Даже ручейники («шитики») исчезли вместе с беззубками и перловицами. Уклейки и те измельчали — в детстве я ловил их длиной до 15 см, теперь - это мелюзга до 10 см. О больших щуках, язях, лещах и вспоминать грустно.

 Ежегодно с 1969-го года по 2019 год старался между рейсами летом приехать и  поностальгировать на места детской рыбалки, где забивался в укромный заливчик (старицу) пониже моста. Удочка, червяки, тишина. Ненавижу присутствие других людей при моём личном закрытом отдыхе. Уловы мизерные, но не в них суть, а в душевном расслаблении, которое необьяснимо в интернете, да оно и не нужно.....

 К сожалению, с каждым годом всё труднее покупать «ж/д билет в детство» с пересечением границ. Да и пенсионные финансы вкупе с остатками физического здоровья не позволяют мне проводить это мероприятие.
   ...но так было...


Рецензии