Азы финансового воспитания

Мне часто задают вопросы, как воспитывать финансово грамотных детей, что такое финансовая грамотность, когда и как начинать развитие финансового интеллекта. Я решила создать мини-памятку, опираясь на которую каждый родитель сможет понять суть финансовой грамотности и суть финансового воспитания. Это лишь краткая информация. Более полную информацию вы можете изучить в моей книге «Азы финансового воспитания» по ссылке https://ridero.ru/books/azy_finansovogo_vospitaniya/.

Лучший метод воспитания – это личный пример. Поэтому в отношении денег и управления этим инструментом всегда обращайте внимание, какой пример подаете вы как родители.

Основные шаги финансового воспитания детей:

1. Чем раньше вы начинаете разговаривать с ребенком на тему денег, тем лучше.
Разговаривая на эту тему, формируйте правильное понятие «денег» в голове у ребенка. Он должен понимать, что деньги – это всего лишь инструмент обмена на необходимые ресурсы.  Однако ребенок также должен понимать, что деньги приходят к каждому из разных источников, и чтобы деньги пришли, необходимо что-то отдать взамен. Например: свое время на работе.
Рассказывайте ребенку о деньгах в следующем  контексте: «смотри, мы ходим на работу, выполняем там определенные действия и нам оплачивают деньгами наш труд. Дальше, получая деньги, мы уже обмениваем их на необходимые нам еду, одежду, жилье и т.п.»
Тема денег должна быть прозрачной в семье, формируя у ребенка понимание денежного обращения в социуме.

2. Формирование умения ставить финансовые цели.
Следующим важным шагом является развитие понимания ребенка, зачем человеку нужны деньги и как правильно их тратить. Необходимо формировать рациональный подход к тратам, то есть подход исходя из целей. В основном мы видим потребительский подход, что значит человек заработал и стремится сразу потратить деньги, независимо от того, действительно ли нужны были те покупки, которые он совершил. Параллельно необходимо формировать навык правильной экономии: купить то же самое, но за меньшую сумму денежных средств.
Существуют 2 типа расходов:
- обязательные – которые обеспечивают необходимый уровень жизни человека
- дополнительные – без которых человек может обойтись.
Любые расходы необходимо планировать, это очень важный шаг в управлении деньгами и именно этот шаг одним из первых ведет к тому, что у человека формируется грамотное отношение к деньгам.

3. Формирование понимания, откуда приходят деньги.
В первом пункте уже затронута тема, что деньги приходят к человеку из разных источников, и чтобы деньги пришли, необходимо что-то отдать взамен. Необходимо формировать четкое понимание у ребенка, что существуют разные источники дохода человека и в каждом из этих источников есть свои стратегии увеличения дохода. Формировать цель на увеличение дохода очень важно, так как инфляция была всегда и всегда будет.
Основные источники, которые мы выделяем:
- работа в найме
- работа на себя
- бизнес
- денежные подарки и т.п. 
- социальные льготы и способы налоговой оптимизации
- инвестиции
- авторство или уникальность.

4. Формирование навыка сохранять деньги.
Один из самых важных навыков человека, который планирует достичь финансовой стабильности.
Выделяют несколько финансовых уровней сохранения и накопления капитала, однако выделим самый первый и самый фундаментальный:
- уровень финансовой безопасности – это капитал в размере 6-10 (мы рекомендуем именно такие цифры) ежемесячных обязательных расходов человека. Такой капитал необходимо накапливать в той валюте, в которой человек совершает основные операции, то есть на примере жителя России – конечно, это рубль. Такой капитал должен быть в быстром доступе, поэтому не следует его хранить на депозитном счете.

5. Выделение карманных денег ребенку.
Важный шаг для формирования всех практических вышеперечисленных навыков.
Карманные деньги являются практическим инструментом для ребенка. Их сумму и частоту выдачи обговаривают родители с ребенком и фиксируют эти договоренности. Очень важно контролировать управление ребенком карманными деньгами, иначе навыки ставить финансовые цели, сохранять и грамотно распоряжаться деньгами не сформируются по причине того, что ребенок будет просто бесцельно тратить.
 
Развитие финансового интеллекта.

Это развитие включает в себя несколько уровней – развитие умения заработать деньги, развитие умения правильно тратить и контролировать расходы, развитие умения сохранять деньги, развитие умения инвестировать и развитие навыка грамотного поиска и анализа финансовой информации. Все эти навыки и формируют финансовый интеллект человека.

Любые финансовые навыки удобно и эффективно развиваются в ходе тренировок через финансовые игры, которые каждая семья может внедрить в свою жизнь. Некоторые практики я даю на мастер-классе по финансовому воспитанию, другие описаны в моей книге. Приобщайте ребенка ко всем денежным вопросам семьи.

Финансовый интеллект – это показатель того, как человек решает те или иные финансовые вопросы. Зачем его развивать? Хороший вопрос, однако, я, как тренер по финансовому воспитанию, считаю его риторическим, и сравниваю с вопросом «а зачем ребенка учить чистить зубы?»

Финансовый интеллект очень тесно связан с эмоциональным интеллектом, аналитическими способностями, умением стратегического планирования и т.п. Поэтому при развитии финансового интеллекта происходит дополнительное развитие всех перечисленных навыков.


Рецензии