Псевдоинклюзия - это полная профанация

Я уже рассказывала подробно, что такое организация грамотной (!) инклюзии в отдельной российской школе.

Но многие комментаторы взъелись на меня, утверждая, что "автор в стране розовых пони" и в "нашей стране такое невозможно", т.к. инклюзивное образование только на бумаге, а на самом деле просто пихают детей с различными диагнозами в классы к здоровым детям, при этом нет никаких тьюторов, никакого специального оборудования, никакого грамотного подхода к этому вопросу.

Честно, я не предполагала, что всё ТАК запущено.

Давайте разбираться.

На самом деле то, что с чем столкнулись большинство комментаторов (педагогов и родителей) - это не инклюзия, а интеграция. Или псевдоинклюзия - можно назвать ее и так, чтобы было понятно.

Вообще существует 4 ступени:

Эксклюзия - полное исключение инвалидов из жизни общества. Пример: "А в древней Спарте больных детей со скалы сбрасывали". Думаю, тут не о чем говорить, всем всё понятно, такой путь для цивилизованного общества неприемлем.

Сегрегация - "разделение". Это процесс, когда образование учеников с особенностями происходит в изолированных учреждениях или в «автономных классах».

Главная проблема - обучающийся изолирован от общества, ограничен кругом общения своего класса, что соответственно может привести к трудностям социализации.

Интеграция - "соединение". В сравнении с сегрегацией данная форма образования более открыта. Ребенок имеет возможность взаимодействовать с обучающимися из других классов, принимать активное участие в жизни школы, но не все обучающиеся готовы к процессу интеграции.

Обучение организовано в среде, которая недостаточно адаптирована для ребенка с особыми образовательными потребностями.

Уровень развития ребенка с ОВЗ к моменту интеграции его в класс должен быть значительно приближен к уровню нормотипичных сверстников. Далеко не всегда это представляется возможным.

Инклюзия - "включение". Это постепенный, детальный и очень бережный процесс включения ребенка в общую образовательную среду, которая учитывает индивидуальные особенности, опирается на сильные и учитывает слабые стороны ребенка.

"Инклюзия — это не просто совместное обучение детей с инвалидностью и без инвалидности, инклюзия — это обучение таких детей в специально созданных условиях. В тех случаях, когда, как мы наблюдали в некоторых регионах, коррекционные учебные заведения расформировывались, дети помещались в обычные, но специальных условий никто не создавал — это не инклюзия, это псевдоинклюзия" (из интервью первого зампредседателя Госдумы по вопросам образования и науки Олега Смолина, 2017 год).

В том-то и беда.

Под маской инклюзии в наши школы внедряется такая вот псевдоинклюзия, а по сути безграмотная интеграция, когда ребенок с ОВЗ помещается в класс наравне с обычными детьми, при этом никаких специальных условий для его пребывания там школой не создается!

Никаких ресурсных классов, никаких методик, никаких тьюторов, никакой зоны разгрузки, которая обязательна нужна таким детям.

Даже если тьютор и предоставляется, то это не специально обученный человек, а просто состоящий в штате школы психолог или дефектолог, который взял на себя эту ставку.

Но он не может справиться, например, с ребенком-аутистом, потому что для ребенка-аутиста наиболее эффективна АВА-терапия, а она не входит в перечень обязательных методик, которым обучают этих специалистов. Для того, чтобы обучиться этой методике, нужно идти на специальные курсы, а на это нужны деньги.

Понятно, что директора школ стараются экономить, потому что есть еще множество других нужд, кроме создания ресурсного класса...Понятно, что и не все школы под это приспособлены, потому что не хватает помещений, потому что они просто старые...

Выгоднее всего создавать ресурсные классы в новой школе. Идеально - в только что отстроенной. Но не у всех регионов есть такие возможности...

ВЫВОД: Псевдоинклюзия - это полная профанация самой идеи инклюзивного образования!

Я против интегрированного обучения.

Но самое грустное - это то, что обычные, простые люди, родители, учителя, которые наблюдали это форменное безобразие (псевдоинклюзию)в российских школах, детей с диагнозами в общих классах (которые сами не учатся и другим не дают), измученную учительницу, которая не знает, то ли ей осуществлять этот самый "индивидуальный подход" за "особенным", то ли давать тему урока остальным 25-и ученикам...эти люди, конечно, будут вздрагивать от одного слова "инклюзия" и агрессировать.

И ничего удивительного.

Потому что никто им не объяснил, что под маской инклюзии им втюхивают интеграцию.

Они думают, что то, что они наблюдают и от чего они бесятся, это и есть расхваленное инклюзивное образование.

Но это не так.

Настоящая инклюзия предполагает не только создание и обустройство отдельных ресурсных классов для детей с РАС, не только предоставление каждому ребенку индивидуального тьютора, но и самое главное - постепенное, плавное вхождение в процесс обучения.

Поясню еще раз.

Ребенок с диагнозом РАС заранее знакомится со своим тьютором, заранее начинает заниматься с ним (это делается для того, чтобы он к нему маленько привык). В нашем случае будущих учеников ресурсного класса и заранее приводили в школу, это было перед 1 сентября. Приводили несколько раз. И занимались с детьми не в развивающем центре, а там. Зачем? Опять же для того, чтобы аутята маленько подпривыкли. К своему классу, к самому процессу нахождения в этом классе. Так им легче. Адаптация, если можно так сказать.

Также следует отметить, что ребенка из ресурсного класса никто сразу не приведет в общий класс. Сначала отрабатывается учебное поведение. То есть, может ли ученик спокойно сидеть за партой, выполнять задания, поднимать руку. То, что для обычных детей само собой разумеется, аутисту приходится преподносить как некий алгоритм действий, инструкцию.

Потом, когда педагог ресурсного класса и тьютор увидели, что ребенок готов, его приводят на несколько минут в обычный класс. Сначала это 5 минут, потом 10, 15 и так далее.

Если он вдруг начинает вести себя в общем классе "как-то не так", тьютор его сразу уводит.

Тут писали мне в комментариях: вот, мол, ребенок завизжит, дети отвлекутся, их надо будет успокаивать, материал урока не усвоится. По идее, если тьютор достаточно опытный, он должен увидеть, что "что-то не так" сразу и увести своего подопечного до того, как он начнет визжать или каким-либо другим способом выйдет из-под контроля. Именно для того, чтобы не причинять беспокойства ни учительнице, ни детям.


Рецензии