Лысьвенский драмтеатр- Савин- воспоминания...

 Светлая память Таланту и
Человеку...
 В середине 80-х ...
 Я пришел в театр накануне большой постановки "Ромео и Джульетта"...
 Ни квартиры, ни диплома об окончании чего-нибудь..
 В отделе кадров театра просто спросил:
- Кто требуется ?..
Мне ответили:- Столяр...
И я согласился...
 Спустился в подвал работать...
Столярка в опилках и обрезках досок...
За столом два алкаша...
А в кадрах сказали:
 - Ой ...беда...всё сломалось...скоро открытие сезона...пьеса большая...нужны декорации...а их нет.
 Купил водки...выпили.
Спросил какая проблема.?
 Невразумительно что- то два "столяра" бормотали о станке, который накрылся,
о непонятных чертежах...
Одного, конченного идиота, я выбросил просто за дверь...
У другого спросил:
 - Будешь работать ??.
И мы починили станок, в первый же день вычистили от опилок и хлама всё помещение и, разобравшись с чертежами, за неделю сделали ВСЕ ДЕКОРАЦИИ...Это было не просто...Я не уходил из мастерской день и ночь.
Потом принесли их на сцену...Сижу.Напарник пошел отсыпаться...
Тишина на сцене.
В театре, перед театральным сезоном все в отпусках...
Гробовая тишина.Чуть сам не уснул...
Пошел на вахту, к сторожу.Спрашиваю у старушки:
- В театре кто-нибудь есть?
- Нету...нетути...Все в отпуске...
 Вот те на...А я тут пыжился...
 Нашел на вахте телефонный список...Не очень сам понимаю кому бы позвонить...Да и дело к вечеру.
 Набрал телефон главного режиссера:
- Алло...! Извините...Это из театра...
 Обьяснил коротко, что я столяр и декорации сделал, и они уже на сцене...Пауза...
Потом приятный и вежливый мужской голос ответил:
- Дождитесь меня.Я немедленно сейчас прийду...Но я ждать не стал...Позвонил по телефонному номеру, напротив которого значилось: " театральный художник"...
Рассказал какому-то девически юному голосу, что декорации на сцене и надо срочно прийти.
Вернулся на сцену...
Натянул половик гвоздями.
Подвесил герб Вероны бутафорский...
Пришла первой девочка и сказала, что она художник, но это её первый спектакль и она не знает что делать.
Веселуха...Я схватился за голову...Но посмотрел на неё и жалко стало...
Десятиклассница...Чёрт бы её побрал!..
 А я же после армии, старшина, гвардеец...
Ладно..- сказал, как отрезал...
- Беги на вахту...к сторожихе...Бери ключи от кабинета директора театра и режиссера...Где-то у них в кабинете должен стоять макет спектакля...
Картонный такой..тащи сюда, на сцену...
 Пока мы с ней разобрали цвет половика и как его покрасить - переругались..
Она путалась в цветах, не то что в оттенках и вообще не понимала как половик из ткани, занимавший всю сцену, можно покрасить...
- Быстро...И пылесосом-
Ответил я.
Пошел в её мастерскую, заправил краской пылесос и за 20 минут задул половик...
Усталые и довольные, все в краске,мы сидели за сценой, когда услышали чьи-то шаги по пустому коридору.
Я выглянул из полутьмы...
По сцене ходил взлохмаченный мужчина и удивлённо поглядывал то на половик, то на герб Вероны над сценой...
Так мы познакомились.
Это был режиссер Анатолий
Савин - выпускник ГИТИСа..
 Девочку он отправил спать, а меня пригласил в свой кабинет.
Долго и обстоятельно расспрашивал, а когда узнал, что я был отчислен из театрального, со второго курса за картавую речь, засмеялся мальчишеским смехом...
 - Ну, ты парень, меня удивил...И сообразителен, и решителен...Сработаемся!
Он протянул мне руку и сказал:
- С завтрашнего дня ты в театре актёр на полставки, старший машинист сцены и ещё прошу за столяркой присматривать...Приказ будет завтра же.
Иди спать.
 Так за неделю я начал делать свою театральную карьеру в городском театре, который полюбил.
 Через три месяца умер заведующий постановочной
частью и меня Савин попросил стать ЗАВПОСТОМ.
 Потом меня отправили на три недели стажироваться
в московские театры...
 Дали квартиру...
И я его поддержку чувствовал всегда.
 Да...я ушел из театра
проработав всего один театральный сезон.Ушел из-за хамства дирекции...
Моего портрета никогда не было в фойе театра, там где обычно "висят" все...
Мою фамилию не печатали в программках, хотя  все роли "кушать подано" были мои...Мужиков-актёров не хватало.А те, что были никогда ко мне не относились нормально...
Возомнив о себе великое ..АКТЁРИЩ, мечтали перебраться в областные театры...московские...
Зло хихикали на репетициях над моими неудачами...
Один даже пытался склонить меня к какому то заговору против
другой группы актёров...
Противно было...
Ах, если бы не добродушие Савина, не его обаяние...!
Бывало падаешь с ног вместе с монтировщиками ставить декорации на дневной спектакль, потом убирать..
И тут же ставить другие на вечерний...А за сценой, в так называемых "карманах", среди прошлогодних тронов, сказочных избушек...ни черта не найти...Сколько раз говорил директору :
-- Всё захламлено...
Выбросить надо старьё...
Уже и во дворе не пройти.
Этот урод только хмыкал,
машины не давал...хлам копился...
 И когда я ушел из театра, уехал в Москву...
ТЕАТР СГОРЕЛ...
Я испытал шок...Как?Что?
В газетах ни гу-гу...
 Во времена моей работы в Лысьвенском театре,мы все декорации пропитывали
спецжидкостью от пожара...Никто не курил ни на сцене, ни за ней...
Особенно после одного случая во время спектакля.
 Мне дали роль конвойного.Вывести на сцену заключённого с журналистом и побрякав ключами, после их
 сценки-интервью забрать со сцены.Просто и почти без слов...
 Вывел я их...Стою у правого портала, за кулисой, жду окончания сценки.Вдруг вижу, закурил мой заключённый и после двух затяжек, сунул неуклюже сигарету в карман своей фуфайки...
Всё бы и ничего, да только задел в кармане ткань огоньком, карман прогорел тут же и огонёк упал ему под ноги.Ни он, ни его напарник по диалогу этого не замечают...Трындят дальше...А половик, хоть и пропитан был против пожара жидкостью, не выдержал...шает.
Что делать.?
Звякнул я ключами, кашлянул и вышел к ним в совсем не своё время...
 - Не курите здесь! А то обоих в камеру запру...
 Грозно так сказал, потоптался на половике...
Смотрю затушил вроде и ушел со сцены...
 Савин был в зале и немедленно прибежал за кулисы.Кинулся ко мне:
--Ты что это..? Я не понял...
Но когда я ему показал на прогоревший половик, поблагодарил...
 А потом театр сгорел...
Самое удивительное в постановках была "Звезда и Смерть Хоакина Мурьетты"...Актеры конечно пели под фонограмму...но я упивался музыкой - первой
Рок-оперой..
...тяжело печатать...и вспоминать.
 Видя, что я днюю и ночую в театре Анатолий
Савин на моей свадьбе вручил мне ключи от комнатки, в центре города.
Это был царский подарок...
 Никогда не кричал...
Улыбался застенчиво и ободряюще...До сих пор его лицо, как живое, стоит перед глазами...
Как-то в детском спектакле мне дали роль злого пса..
Я рычал, пытался лаять и бросаться на партнёров...
Он сидел-сидел, а потом вышел на сцену и сказал:
-Пёс твой не злой...
И улыбнувшись добавил:
-Вот когда вы с монтировщиками декорации ставите...ты на них так кричал и рычал, что весь театр слышал...Вот ЭТО НАДО...НО БЕЗ МАТА...
И ушел со сцены,на свое режиссерское место в зале...
 После этого мне стало стыдно орать, да ещё и с матом на кого бы то ни было...


Рецензии
Зарисовка получилась великолепно: живо, просто, наглядно.
Для меня лично, к тому же, очень интересно. Много слышал о Савине. Сейчас ещё и почитал воспоминания человека лично с ним знакомого.
Спасибо.

Александр Симаков   20.02.2023 21:24     Заявить о нарушении
В советское время, в маленьком городке и рок-опера..."Звезда и смерть
Х.Мурьетты .Народ рвал кассу...!

Виталий Нейман   20.02.2023 21:32   Заявить о нарушении