Парта. Охота на слова

Живём мы в эпоху неумех. Добрые вещи мы разучились делать. За что ни возьмись – кругом халтура.

Скоро начнётся новый учебный год. 51 год тому назад август я провёл в школе, куда был направлен после института. В первые дни я побывал в каждом из классов: мне поручили посмотреть наглядную агитацию, чтобы не было грамматических ошибок. Переписывали плакаты, перерисовывали рисунки, что-то убирали подальше в запасники. У школы был филиал в деревянном здании в километре от основного. Я сходил туда, посмотрел там. Вывод, который я тогда сделал, удивил не только меня: в школе на 800 человек не осталось ни одной настоящей парты, такой, за которой я учился до восьмого класса. Парты были разные, часто несуразные, неудобные, быстро  пачкающиеся, нередко из железных трубок и фанеры. В такую парту ничего не спрячешь. За такой партой быстрее  устаёшь.

Вспомнились стихи Самуила Маршака:

Парта - это не кровать,
И нельзя на ней лежать.
Ты сиди за партой стройно
И веди себя достойно,
На уроках не болтай,
Как заморский попугай.

И ещё бессмертные строки Маршака:

Любит лётчик
Самолёт.
Пулемётчик –
Пулемёт.
Как стекло, светло и чисто
Блещет мастера станок.
У бойца-кавалериста
Серебром горит клинок.
Содержи и ты в порядке
Парту, книжки и тетрадки.

Прошлым летом на книжном развале в Челябинске я купил несколько переизданных учебников для начальной школы. Я учился именно по таким. Они были чёрно-белые, но вызвали массу воспоминаний. Я полистал их и понял, что с нами говорили как со взрослыми людьми, очень серьёзно. И учили  по-серьёзному. Нас учили думать. Второе стихотворение Маршака я нашёл на 8-ой странице «Родной речи» для  первого класса, там же есть рекомендации врача, как правильно сидеть за партой.

Парта — предмет школьной мебели, письменный стол,  объединённый со скамьёй, предназначенный для учеников в системе среднего (иногда и дошкольного) образования. Как правило, парта рассчитана на двух учеников. Это из Википедии
Согласно существующим стандартам, школьные парты разделяются на несколько типов, отличающихся высотой столешницы, предназначены для учащихся разного возраста и, соответственно, роста.
В современных учебных заведениях парты заменяются ученическими письменными столами, комплектующимися рабочими стульями с соответствующей высотой сиденья, стулом с подставкой для письма и др.
Школьная парта Эрисмана была изобретена в 1870 году и предположительно основывается на чертежах Фарнера, опубликованных в Германии 5-ю годами ранее. Первый аналог такой мебели в виде поставца появился ещё в эпоху Возрождения, потом он преобразовался в конторку или секретер, а уже позже — в школьную парту. Это тоже из Википедии

Кто такой Эрисман?

Фёдор Фёдорович Эрисман (настоящее имя — Фридрих Гульдрейх,  нем. Friedrich Huldreich Erismann; 12 [24] ноября  1842, Гонтеншвиль, кантон Аргау, Швейцария — 31 октября  [13 ноября] 1915, Цюрих) — российско-швейцарский врач-гигиенист; создатель основополагающих принципов общественной гигиены и социально-гигиенического направления медицины, пионер гигиены в России.

В 1869 году он  посетил Берлин и Вену, но поселился в Петербурге; сдал в Петербургской медико-хирургической академии экзамены на степень доктора медицины, принял православие и имя «Фёдор Фёдорович». Сначала занимался частной практикой по глазным болезням. Одновременно исследовал глаза у учащихся средних учебных заведений и издал труд «О влиянии школы на происхождение близорукости». Работал над проблемой рациональной конструкции школьной мебели; изобрёл школьную парту. Было ему в это время 28 лет.

Правильное устройство школьной парты Эрисмана создает хорошие условия ученику для письма, чтения, рисования: она была сделана так, чтобы текст в учебнике или тетради можно было читать только под прямым углом. Поскольку Эрисман долгое время занимался лечением глазных болезней, он учел и оптимальное расстояние для чтения — 30-40 сантиметров. Сидя за партой,  сутулиться стало невозможно.

Парта Эрисмана была одноместной. Но позже сосланный в уральскую деревню за участие в революционном движении «Земля и воля» петербургский студент Пётр Феоктистович Коротков усовершенствовал парту Эрисмана, сделав её двухместной  с  откидной  крышкой, чтобы детям было удобнее вставать. Поскольку в деревенских школах у учеников не было шкафчиков, Коротков предложил прикрутить к партам крючки для портфелей, а под столешницей сделать полку для учебников. Он также придумал углубления для чернильниц и два желобка для пера и карандаша.

За это Коротков получил серебряную медаль на Урало-Сибирской промышленной выставке 1887 года и диплом об изобретении.

В царской России также была изобретена уникальная парта-трансформер, у которой меняется высота стола и угол наклона столешницы. Такая школьная парта помогла сохранить правильную осанку и хорошее зрение многим поколениям школьников. Что же сегодня мешает их  производству и массовому  применению в школах России? Жадность!

Похоже, что  по мере увеличения количества учёных, научных учреждений, количества докторов наук и академиков,  всё прохерили, все достижения  прошлых лет забыли. Ведь на глазах школьников можно стало хорошо зарабатывать. И если у нас в первом классе была одна единственная девочка, носившая очки, то сейчас множество первоклассников без очков или линз не обходится, а систему тренировки зрения, медицина, похоже не признаёт. По себе сужу.

В 40 лет я стал носить очки, постоянно ходил на консультации к окулистам. В 2005 году при очередном исследовании мне прописали массу лекарств и посоветовали операцию в связи с глаукомой, а ещё посоветовали поменьше иметь дело с белой бумагой: не читать книг, а слушать аудикниги.

Когда мы переехали в Германию на ПМЖ, я пошёл на консультацию к русскому окулисту, и мне сказали, что у меня возрастные изменения зрения, ничего опасного нет, ни глаукомы, ни катаракты, от которых меня лечили в России медикаментозно, посоветовали через систему «Ароllо», магазины оптики, своевременно проверять зрение и менять очки.  И я стал желанным клиентом в оптике, меня ежегодно поздравляли по почте с Рождеством и днём  моего рождения.

При очередной консультации у окулиста я заговорил о системе тренировок, которую встретил в интернете. Меня убедили, что в интернете можно написать обо всём, но нет никого, кто бы в старости исправил тренировками своё зрение. Я поверил и успокоился.

В 2014 году тяжело заболела моя жена, несколько месяцев провела в клинике, мне приходилось ей помогать, и очки очень мешали. Немецкие врачи посоветовали поставить линзы, дали адрес такой клиники. Когда Аиду перевели в реабилитационный центр за пределами Дюссельдорфа и я добирался к ней на электричке, по пути в вагоне 20 минут я непрерывно занимался тренировкой глаз. 20 минут туда – 20 минут обратно.

 А потом снял очки. Мир засиял совсем другими, очень яркими  красками. И вот скоро 6 лет, как я не ношу очки. Проблемы, конечно, есть. Не смогу прочесть мелкий шрифт, плохо освещённые страницы, не различаю буквы (тексты) красного и зелёного цвета. Подглядываю с помощью лупы. И я усвоил, что если утром при пробуждении  ещё в кровати я хорошо сделаю зарядку для глаз, то весь  день работаю за компьютером без проблем. На велосипеде я тоже езжу без очков.

В нынешнем году у школьной парты юбилей. Ей исполнилось 150 лет. Но новые поколения не имеют представления, что такое настоящая школьная парта.


Рецензии