Эссе по фильму Алексея Балабанова Я тоже хочу

Эссе по фильму Алексея Балабанова «Я тоже хочу»  На мой взгляд Балабанов показывает в фильме известные библейские притчи о мытаре, блуднице и убийце, которые первыми должны были вознестись с Ним на Небо.
 Первый персонаж, безусловно, это блудница Любовь. Даже, не требующая, пояснений. «…утром опять пришел в храм, и весь народ шел к Нему. Он сел и учил их. Тут книжники и фарисеи привели к Нему женщину, взятую в прелюбодеянии, и, поставив её посреди, сказали Ему: Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии; а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь? Говорили же это, искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его. Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания. Когда же продолжали спрашивать Его, Он, восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось на неё камень. И опять, наклонившись низко, писал на земле. Они же, услышав [то] и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди. Иисус, восклонившись и не видя никого, кроме женщины, сказал ей: женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя? Она отвечала: никто, Господи. Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши.
Мари;я Магдали;на — последовательница Иисуса Христа[1], христианская святая, мироносица, которая, согласно евангельскому тексту, следовала за Христом, присутствовала при Его Распятии и была первой из людей, удостоившейся явления Воскресшего Иисуса.
Мария происходила из галилейского города Магдала в колене Иссахаровом, близ Капернаума.
В Новом Завете имя Марии Магдалины упоминается лишь в нескольких эпизодах:
1. Она была исцелена Иисусом Христом от одержимости семью бесами (Лк. 8:2; Мк. 16:9)
2. Затем стала следовать за Христом, служа ему и делясь своим достоянием (Мк. 15:40-41, Лк. 8:3)
3. Потом присутствовала на Голгофе при кончине Иисуса (Мф. 27:56 и др.)
4. После чего была свидетельницей его погребения (Мф. 27:61 и др.)
5. А также стала одной из жён-мироносиц, которых ангел известил о Воскресении (Мф. 28:1; Мк. 16:1-8)
6. Она первая увидела воскресшего Иисуса, сначала приняла его за садовника, но узнав, устремилась к нему дотронуться. Христос не разрешил ей это (Не прикасайся ко Мне), но зато поручил возвестить апостолам о своём воскресении (Ин. 20:11-18).
   Блудница Любовь свечкой улетает на небо.

   Второй, это Матвей, прообраз апостола Левия Матфея. Но не точный, естественно, а лишь с указанием через кличку (его зовут Юрий Матвеев – Матвей кличка). Хочется на Матвея подумать, что он убийца, разбойник, но это вряд ли, это мытарь и они,(разбойники и мытари) возможно, не сильно отличались в библейские времена. По-сути, мытари это  были местные, которые в угоду Риму (центру) обирали народ. Брали подать. И не жалея кнута, чужого товара, автокрана и пива забирали всё своё, как часть подати и налогов. Были грешниками, пьянствовали, блудили и.т.п. И он каялся сильнее всех. Когда он разбивает топором мёрзлую землю, для могилы отца он молится бия себя в грудь. И рядом с ним чуть слышный колокол. И рядом крест из палок.
Единственный достоверный факт, сообщаемый Евангелиями, то что Левий Матфей был мы;тарем, то есть сборщиком пошлин. В тексте Евангелия от Матфея апостол назван «Матфей мытарь», что возможно указывает на смирение автора, так как мытари глубоко презирались иудеями. Евангелие от Марка (2:14) и Евангелие от Луки сообщают о призвании Левия Матфея.
Притча о мытаре.
После сего [Иисус] вышел и увидел мытаря, именем Левия, сидящего у сбора пошлин, и говорит ему: следуй за Мною. И он, оставив всё, встал и последовал за Ним. И сделал для Него Левий в доме своем большое угощение; и там было множество мытарей и других, которые возлежали с ними
тем, кто был уверен в собственной праведности и с презрением смотрел на других, Иисус рассказал такую притчу:
– Два человека пришли во двор храма помолиться. Один из них был фарисей, а другой – сборщик налогов.
Фарисей, встав, молился о себе так: «Боже, благодарю Тебя, что я не такой, как другие люди: воры, мошенники, неверные супруги или как этот сборщик налогов.
Я пощусь два раза в неделю и даю десятину со всякого дохода».
А сборщик налогов, стоя вдали, не смел даже глаз к небу поднять, но бил себя в грудь и говорил: «Боже, будь милостив ко мне, грешнику».
Говорю вам, что именно этот человек пошел домой оправданным перед Богом, а не первый. Потому что каждый, возвышающий себя, будет унижен, а каждый принижающий себя будет возвышен
Мытарь Юрий Матвеев и его отец будут ждать Суда Христова.
Третий персонаж музыкант (Гаркуша), одно фразой вычисляет в себе убийцу «в армии радистом был» (Балабанов как лётчик, понимает, кто передаёт смертоносные цели – радист). Он же в недолгом споре с Матвеем утверждает накануне смерти – Бог есть. Песнь Гаркуши и покаяния в прошлом и вера в счастье.
Объединим его с четвёртым персонажем – убийцей Саней. Который, в Бога не верит. Архангел Рафаил говорит ему, - Попробуй может возьмут, а Саня в ответ - «У меня вобла классная есть – может возьмут». Купить место в колокольном счастье.
 Музыкант и Саня это те два злодея о которых говорил Господь наш на Кресте: И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону. Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают. И делили одежды Его, бросая жребий. И стоял народ и смотрел. Насмехались же вместе с ними и начальники, говоря: других спасал; пусть спасет Себя Самого, если Он Христос, избранный Божий. Также и воины ругались над Ним, подходя и поднося Ему уксус и говоря: если Ты Царь Иудейский, спаси Себя Самого. И была над Ним надпись, написанная словами греческими, римскими и еврейскими: Сей есть Царь Иудейский. Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас. Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? и мы [осуждены] справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал. И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю.   лк 23:33-43
Убийцу музыканта забирает колокольня счастья без сомнений.
А Убийцу Саню над будет долго отмаливать. Если будет кому. Ведь это же он всех привез в колокольню.
Молодой парень это, скорее апостол Пётр, знающий всё наперёд, но оставляющий каждому свободу воли.
А Режиссёр Балабанов, как и все в большинстве своём (включая меня грешника) православные (по канону) – маловерен. Потому и умирает возле колокольни счастья (как и многие из нас умрут в ожидании Суда Страшного). Но мы и его  и других отмолим. Боже будь милостив нам грешным.
 Ещё один факт: рассказ бандита Сани: Настоятелем храма был Отец Алексий (отсылка к преподобному Алексию 11, почившему 5 декабря 2008 г., начало декабря по новому, это ноябрь по старому – месяц праздника ангелов), а когда был взрыв в церкви, все улетели на небо (с ангелами), четверо осталось и с ним, преподобным Алексием 11 находился  Рафаил (очевидно Архангел – целитель человеческих недугов, путеводитель, врач Божий), который и рассказал бандиту о колокольном счастье. «Просто рассказал». Произошло это, получается в 2008 г. Фильм снят в 2012 г., а Алексей Балабанов преставился в 2013 г.

Мне кажется Алексей указывал нам путь к Богу. Да упокоится его душа.


Я тоже хочу.

Алексею Балабанову посвящается.

Мы гитаристы мытари с чужих копчённых душ
Попросим  медных пряников немного то хоть уж
Дадим вам света мы за то из фосфорной струны
Подайти Христа Ради – гроши, не пол страны

Подайти кроху милости нам всё зачтётся там
Гитаристам мытарям, пришедших к воротам
Пусть фосфорные струны вам не дадут хлебов
Но души закопчённые очистят от грехов

Не пятаков мы просим, а милости с плеча
От всякой падшей женщины и даже палача
И Милостив Будь грешным нам о Боже мой
И режиссёров забери возьми и их  с Собой
Себя же Балабанов оставляет на Волю Божью.


Рецензии
Очень интересная статья, Владимир! Интересный взгляд на этот фильм Балабанова.
У меня за окном - та самая церковь, где снимались последние сцены фильма. У "колокольни счастья" обвалилась верхняя часть, но в целом она ещё достаточно крепка.
Здесь у нас на перекрёстке улиц очень мало пространства, и когда приехала вся эта киносъёмочная техника, они довольно долго маневрировали, вписываясь в тот самый переулок, ведущий к церкви.
Действительно, к концу жизни Балабанов, наверное, чувствовал себя чуть-чуть грешником за определённую жестокость в своих фильмах. К уходу из жизни он был готов, не страшился его...

Сергей Вожегодцев   18.08.2020 19:54     Заявить о нарушении
Спасибо. Пишу сумбурно, для своего понятия и усвоения мысли. Боже, милостив буди мне грешному...

Суслов Владимир Владимирович   16.07.2022 05:27   Заявить о нарушении