Потери...

Когда умер отец, я как-то не очень.И молода была и не при мне случилось, и на похороны я не успела приехать...

Когда умер наш кот, я ненавидела всех, у кого коты-кошки живы, и у них всё хорошо...

 Когда умирала моя мать, я ненавидела всех старух вокруг за то, что они ходят, дышат, ощущают ветер и весь мир, видят облака, траву, деревья... А моя мать лежит и умирает, и всё это уже не для неё... И очень плакала, когда думала, что скоро в этом мире перестанет звучать её имя...

 Когда в июле избили почти до смерти моего родного брата... Я уже отношусь ко всему спокойно. Мы теряем, да , и это очень больно. Будь то даже кот или птичка. Это часть нас, это больно, да.

Опубликовано: 7 сентября, 2011

А в 2013 году, в марте, мы затеяли ремонт в квартире, после которого хотели перевезти к себе родителей мужа, они стали совсем недееспособными, попросту в маразме.

Когда позвонила соседка и сказала, что:

- Ваша бабушка тут босиком по снегу ходит…

Нам пришлось срочно забирать стариков к себе, несмотря ни на какие ремонты.

Бригадир ремОнтеров и вообще вся бригада были в шоке:
- У вас тут что, дом инвалидов?

С кресла в зале им улыбался мой брат Валерка с двумя дырками в голове, мало чего соображавший после побоев, из другой комнаты на них смотрели два безумных старика, рядом со свекровкой на кровати лежала кучка дер@ма. Мы сами были в шоке первое время, особенно я, потому что главный удар по уходу достался мне, остальные работали, включая бригаду ремОнтеров.

Мы таскали из комнаты в комнату инвалидов, мебель, вещи, только кошкам было очень весело – так много нового! Особенно Мосе. В её распоряжении было столько тряпочек! Она так любила их метить, что перессала нам всё, что только можно было и что нельзя. А было нельзя – ВСЁ!

Мне приходилось готовить в адских условиях на электроплитке на семерых человек, потому что в кухне ложили (или клали?) плитку и газ был отключен. Ну, и уход сразу за тремя инвалидами (с памперсами и со всеми вытекающими и выпадающими, буквально, отсюда делами ) тоже не сказать, что дело привычное и лёгкое.

Но человек не собака, он ко всему привыкает и приспосабливается. Много чего нам пришлось вынести в связи с уходом за больными. Но тут пришла новая – первая в этой партии потеря. Осенью свекровка стала хиреть, у неё начал скакать сахар (она диабетик), пошли пролежни по всему телу, и ко всему прочему, у неё начали гнить язвы на ногах. У диабетиков так бывает.

Это просто как чёрная плесень, которая разрастается, и которую очень трудно остановить. У нас не получилось. Свекровка перестала есть и пить, у неё три дня держалась высокая, ничем не сбиваемая,  температура. В один из этих дней мы застали её буквально по уши в дерьме. Как из памперсов это попало ей в уши, на волосы, мы не знаем. Вся она была уделана. Организм чистился что ли перед…

Мужу предстояло отработать три дня подряд, и я всё сокрушалась, как же  буду одна справляться с поплохевшей свекровкой и ещё двумя немощными. Но всё разрешилось само собой. Муж ненадолго отлучился с сыном по делам, а мне пришлось опять остаться со всем табором.

Свекровка выбрала именно это время, когда только я была рядом, чтобы умереть. Я приняла её последний вздох, потом она снова вздохнула , потом снова – через паузу, и окончательно затихла.

Но как-то легче не стало, потому как дед принял эстафету, и начал дурковать за двоих. Можно долго описывать, что нам пришлось вынести, в том числе негатив со стороны родственников мужа, которые не принимали никакого участия в уходе, а грязи вылили на нас … Они хотели, чтобы мы ухаживали за стариками, а пенсии отдавали им, такие у них  были мечты, которые, конечно, не сбылись.

Я предлагала им стариков, вместе с их пенсиями, пожалуйста, забирайте. Но что-то никто ничего… А я что, и я ничего: кого уход, того и деньги.

Так всё и шло, пока не настала осень 2015, когда начали умирать кошки.

Моего брата разбил  новый удар, и я лежала с ним в больнице, чтобы ухаживать, когда скоропостижно умерла кошечка Пёпочка. Хорошо, что я не видела, как у неё вечером начали отказывать сначала задние, потом передние лапки, затем она просто упала и впала в беспамятство. Мои вызвали ей скорую, но ничего не помогло. Её не стало к утру. Я думаю, у неё случился инсульт.

Было много горя по этому поводу, мы много плакали, и муж тоже. Он очень долго переживал эту потерю, мне кажется даже больше, чем смерть матери. Мы схоронили свою кошку под деревом, которое растёт у нас за окном кухни.

Кошечка Мося к тому времени тоже было очень больна. Мы слили все свои запасы денег, чтобы лечить её, но … через две недели, поняв, что Пёплы не стало, она тоже умерла, у меня на руках. Мы положили Мосюшу рядом с её дочерью, у нас под окном. И тоже долго плакали, не успев пережить ещё предыдущую потерю.

А потом пришло лето 2016, июнь. Старик начал с мая чудить, болеть, и в начале июня мы стали подозревать, что дело идёт к финалу. А когда он стал отказываться от еды и у него поднялась высокая, ничем не сбиваемая, температура, стало окончательно ясно, что дело – швах… Три дня старик горел, врачи сказали, чтобы мы скорую не вызывали, потому что… И про бабку так говорили.

Муж ушёл на работу, а я осталась - со стариком и братом. Брат тоже был очень, очень плох, последние полгода после удара его били эпилептические припадки,  и он тоже отказывался от еды, но он за все пять лет ухода за ним периодически не ел по три, пять дней, и мы к этому привыкли. Так что всё внимание было направлено на деда.

В полдень я зашла в комнату, дед спал, он вообще спал последние три дня , всё время спал, мы его будили, переодевали, пытались хотя бы напоить. И вот я вошла к нему, чтобы переодеть. Муж ещё утром мне сказал, уходя на работу, что отец ему не нравится:
- Он как-то дышит нехорошо, если что – звони…

Я кое-как переодела его, перестелила простынь, он лёг на бок и … помер. И только пальцы ещё трепетали какое-то время…

Кстати, когда умерла моя мать, уже после нескольких минут смерти её губы вдруг сложились так, как будто она поцеловала кого-то, дважды, на прощание… и у неё тоже была три дня высокая , ничем не сбиваемая, температура. Возможно, и у кошечек наших тоже.

Снова в коридоре на площадке появился гроб, и соседи спросили:
- Кто?
- Дед…

Все знали, что у нас куча инвалидов и сочувствовали нам. У нас дом пятиэтажный и все соседи в подъезде хорошо знакомы, у кого что происходит - более-менее известно.

Когда через четыре дня у Валерки поднялась высокая, ничем не сбиваемая температура, мы сразу поняли – надо готовить деньги на новые похороны. У него открылись все зажившие пролежни и ранки, организм перестал их залечивать и бросил все силы на своё спасение посредством высокой температуры.

В полдень мы переодели Валерку, посадили на кровати и попытались покормить, или хотя бы напоить. Он страшно подавился, он всё время давился, из-за травмы головы, все пять лет, его было сложно кормить. И вот в этот раз всё было как-то особенно страшно, Валерка был совсем , совсем плох.

Он сидел такой исхудавший, такой безучастный ко всему, и вдруг как-то странно, долго посмотрел в окно… никогда он так не смотрел… За окном у нас очень зелено, светило яркое солнце, день был хороший. И вот он так странно посмотрел… как будто что-то понял, что он прощается со всем этим навсегда… что он больше этого никогда не увидит… мне сразу не понравился этот взгляд и насторожил, показался необычным.

Затем он задержал долгий взгляд на мне… на дочери… на муже… увидев мужа, он усмехнулся ,  теперь уже совсем слабо, как всегда это делал, когда видел его – о, Коля.. и … умер… голова его упала на грудь и всё. Мы все были возле него в эту минуту, и он успел попрощаться со всеми нами.

Дед как будто разузнал там всё и позвал Валерку за собой, потому что брат умер ровно через 10 дней и ровно в ту же самую минуту, что и дед. И снова в коридоре на площадке встал гроб.

Соседи:
- Что???? Опять???
- Да, в тот раз была репетиция, а сейчас похороны… - мрачно шутили мы.

Кошечки ушли одна за другой, а потом дед и мой брат. Я очень надеюсь, что теперь долго не будет никаких потерь.

П.С. А  Валерка приходил к нам ещё раз, через несколько дней после смерти, вернее – прилетал. Мы были в зале, где он лежал все эти пять лет, когда к нам в квартиру с балкона, неторопливо шагая, вошла ворона, из таких, которых много бывает на кладбищах. Она вошла и долго ходила по комнате, пока мы осторожно не вытолкали её на балкон. Там она тоже долго расхаживала среди вещей (полки, посуда), оставшихся от ухода за Валеркой. Ворона бродила по балкону , нас не боялась, и не спешила улетать.

- Валерка, это ты? – спрашивали мы.

Она смотрела на нас молча и продолжала ходить. Затем она ненадолго отлучилась, видимо осматривала или прощалась с другими местами памятными, затем вновь вернулась на балкон, походила там… Мы следили за ней. Потом она отлетела на ветку, всё дальше, дальше, и делась куда-то, мы даже не поняли – куда, не заметили.

Мы до сих пор убеждены, что это Валеркина душа прилетала к нам – попрощаться ещё раз.

18.08.2020.


Рецензии
Стефа, здравствуйте. Зашел на Вашу страничку и тут такое!
Как это вообще можно вынести?
Счастья Вам!

Никонов Андрей 2   08.05.2021 09:12     Заявить о нарушении
Да это просто жизнь, дела обычные. Настоящее горе, когда теряют близких трагически, внезапно, скоропостижно внезапно. Вот это ужас... Оборони нас всех, Господи, от потерь таких...

Благодарю Вас, Андрей.

Стефа Рейо   08.05.2021 18:09   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.