Как я стал географом

Мемуары

Знак информационной продукции: 6 +

На фото: Виталий Демешко в порту Ростока (земля Мекленбург-Передняя Померания), Германская Демократическая Республика, 1988 год

1.

Сегодня, 18 августа 2020 года, в нашей стране, второй раз в истории, празднуется День географа. В прошлом году по поводу этого праздника я написал поздравительное эссе [1], а в этом году решил опубликовать краткий рассказ о том, как я стал географом, и что этому способствовало.
Но вначале я искренне поздравляю с праздником своих коллег, учёных-географов, выпускников, студентов, магистрантов и аспирантов географических факультетов, учителей и преподавателей географии. Пусть Вам сопутствует удача во всех географических делах! И, конечно же, желаю Вам Великих Географических Открытий. Пусть столь любимая нами географическая оболочка Земли продолжает раскрывать свои тайны!

2.

Интерес к географии стал проявляться у меня примерно в возрасте 4 или 5 лет, когда я научился складывать буквы в слова и мог кое-что прочесть на географической карте. Первые такие воспоминания у меня есть о периоде жизни в Омске, в 16-м Военном городке (примерно 1982, или 1983 год), когда в моём распоряжении появилась «Физическая карта полушарий». С увеличительным стеклом (не круглой лупой, как мы привыкли, а прямоугольным, открывающимся по принципу перочинного ножа), я ползал по этой карте, присматриваясь к её изображению. Я без труда находил Москву, обозначенную красной звёздочкой, некоторые моря и реки, типа Волги. Восточное полушарие, с обилием суши, мне нравилось больше западного, на котором я не находил ничего примечательного. В итоге, большую часть наблюдений на этой карте я проводил на территории Советского Союза.
Чуть раньше состоялось и первое путешествие в моей жизни – родители возили меня в Белоруссию, в Витебскую область. А также немало я поездил и по родной Омской области – по маршрутам Омск-Исилькуль и Омск-Крутинка.

3.

Однако настоящее приобщение к географической среде состоялось у меня в Германской Демократической Республике (ГДР), где я проживал с родителями с 1985 по 1989 год. Мы жили в военном городке близ немецкого села Фогельзанг (земля Бранденбург), примерно в двух часах езды от Берлина. Городок располагался среди хвойных лесов, и сам был частично «интегрирован» в природный комплекс. Поэтому значительную часть времени я, со своими друзьями, проводил среди деревьев: сосен, берёз, дубов. Лес был неотъемлемой частью нашей жизни. Мы ходили за грибами, ягодами, мхом для поделок, на рыбалку. Всё это способствовало непроизвольному интересу к миру природы и её законам.
Согласно фундаментальным географическим работам, в ГДР только 10% лесов имеют естественное происхождение [2, с. 98], но я убеждён, что именно в таких лесах мне и удалось побывать в детстве. На лесных вылазках нам порой встречались вековые дубы и липы, которые невозможно было обхватить руками даже взрослому человеку. А однажды я пошёл за грибами вместе с семьёй нашего комбата; и мы проходили глухой влажный лес (кажется, еловый), с мохово-лишайниковой подстилкой и обильным количеством грибов, произрастающих целыми колониями.
50% всей площади лесов в ГДР занимала сосна обыкновенная [2, с. 97]. И действительно, сосен там было очень много, как в самом городке, так и в окружающих его лесах. Но мне очень нравилась большая берёза, которая росла перед нашим домом. Я всегда ею любовался, так как она напоминала мне о Родине – Советском Союзе. Я следил за тем, как она желтела осенью, как покрывалась инеем тёплой европейской зимой. При этом мне всегда вспоминалась картина художника И.Э. Грабаря «Февральская лазурь», которую мы изучали в школе.
Повидал я и животных Германии, например, зайцев и косуль. Белки и дятлы водились у нас в городке в изобилии. Встречались и неядовитые змеи, особенно медянки и веретеницы. Встречались следы и более крупных животных. Особенно мы боялись встречи с диким кабаном. О таких встречах, якобы имевших место быть, в городке у нас ходили легенды.
В нескольких метрах от нашего дома было небольшое озеро, благодаря которому я познакомился с водным миром: лягушками, тритонами, жуками-плавунцами и, конечно же, рыбой. Я стал заядлым рыбаком, ловил пескарей, ершей, окуней. Однажды голыми руками поймал плотву. А как-то раз мне на удочку попался… уж! Не знаю, чтобы я с ним делал, но, к счастью, рядом были старшие мальчишки; они помогли освободить его от крючка и отпустили обратно в озеро.
Кажется, в 2013 году я задался вопросом, отчего это мне так нравится Сибирская тайга? Почему из самых экзотичных природных зон именно она для меня самая желанная? Вот ответ: детство в Фогельзанге, среди сосен, елей, берёз, на берегах небольшого неглубокого озерка, наподобие тех Прииртышских озёр, чьи туристско-рекреационные возможности я изучаю уже двадцать лет!

4.

Получил я в Германии и неплохую теоретическую подготовку. Над столом у меня висела большая общегеографическая учебная карта Советского Союза (она до сих пор у меня есть, и иногда я её беру на занятия со студентами). С её помощью я узнал основные реки, озёра, моря и города нашей страны. Мы часто смотрели на неё с друзьями, рассказывали друг другу, кто где жил до Германии. У меня были приятели и одноклассники из самых разных уголков: из Белоруссии и Армении, Украины и Туркменистана, Крыма и Ленинграда, Волгограда и Калининграда. А когда у меня появился атлас «Мир и человек» (1988) [3], то мы играли в страны: один называл страну, а другой должен был её найти на карте. Так я изучил большую часть  политической карты мира. Кроме того, в атласе были и астрономические сведения, и сведения о природе нашей страны. Мне он очень нравился, и я с удовольствием его изучал.
Моим любимым предметом в начальной школе было природоведение. Кажется, за все годы у меня по нему были одни «пятёрки».
Летом 1989 года, когда мне уже было 10 лет, мы с друзьями стали ходить довольно далеко от городка, за несколько километров, например, на танкодром или на реку Хафель. Как-то раз у меня с попутчиками произошёл конфликт, и они оставили меня одного в лесу. Но я не растерялся: увидел столбы с проводами и пошёл под ними, пока не вышел к замаскированной «точке» зенитно-ракетного полка. Помню, тогда я очень обрадовался табличке на колючей проволоке «Стой! Часовой стреляет без предупреждения!». Здесь же была лесная дорога, которая и вывела меня к нашему городку.

5.

А ещё Германия дала мне огромный туристский опыт. Мы часто ездили на встречу с немцами (это называлось «Дружба»), а также на экскурсии в разные немецкие города: Дрезден, Росток, Лейпциг. Особенно меня впечатлил дворец Прусских королей Сан-Суси в Потсдаме, построенный в стиле рококо. 
Обязательными были поездки в музейные комплексы бывших фашистских концлагерей. Я неоднократно бывал в Заксенхаузене и один раз в Равенсбрюке.
В столице Германии Берлине я был шесть раз, видел тогда ещё стоявшую знаменитую Берлинскую стену, поднимался на Берлинскую телебашню, восхищался монументом Советского воина в Трептов-парке. Но особенным стало посещение Музея естествознания, где я впервые в жизни увидел скелеты динозавров. Особенно меня (как и многих) впечатлил скелет жираффатитана — самого большого во всём мире восстановленного скелета динозавра. Также здесь широко были представлены все разделы естествознания, от палеонтологии и минералогии, до биологии и антропологии. Именно тогда я окончательно понял, что мир природы - это моё.

6.

В Германии я впервые увидел море. Это была весна 1988-го года. Мы приехали с экскурсией в Росток и ходили по берегу вблизи порта. Я тогда не мог поверить своим глазам, что водная гладь тянется до самого горизонта. А корабли, стоявшие на рейде, казались мне нарисованными.
Я до сих пор очень люблю Балтийское море, и, хотя видел его уже и со стороны Санкт-Петербурга, и со стороны Скандинавских стран, всё равно, то самое первое детское  впечатление оказалось наиболее сильным.
Специально для иллюстрации данного очерка я взял свою фотографию из Ростока. Здесь я стою на фоне портовых кранов и железнодорожных вагонов. Я сам тогда выбрал этот ракурс, поскольку меня интересовали и железные дороги, и морская инфраструктура.
Большую часть лета 1989 года я провёл в детском пионерском лагере имени Клима Ворошилова, недалеко от города Темплина. На последнем сезоне организаторы стали нас по любому поводу водить в Темплин пешком туда и обратно: то в миниатюрный, но ухоженный городской музейчик, то на какое-нибудь мероприятие. А в конце сезона сказали, что мы достойны звания «Юный турист ГДР».

7.

И, конечно, огромную роль в формировании во мне интереса к географии сыграли книги. В очерке «Как я читал Жюля Верна» [4] я рассказал о прочитанных мною в Германии книгах Янки Мавра «Полесские робинзоны» [5] и С. Сахарнова «В мире дельфина и осьминога» [6]. Но после возвращения из ГДР в Советский Союз, в город Исилькуль Омской области, конечно, на первое место вышел Жюль Верн.
Я активно продолжал пополнять свои географические знания в Исилькульской школе, и с моей базой это не составляло большого труда, хотя ведущие позиции среди наук тогда у меня занимала астрономия.
В 1995 году, после окончания школы, я хотел поступать на исторический факультет Омского государственного педагогического университета. Но уже в приёмной комиссии мы с мамой узнали, что есть набор и на географический факультет. И я сразу же изъявил желание подавать туда документы. Мама отвела меня в сторону и сказала: «Думай, куда бы ты хотел поступить». Но я не думал, а просто прислушался к собственному сердцу, и сделал твёрдый выбор: «Буду поступать на географию!».
Это был, самый что ни на есть, поворотный момент в моей жизни.
И об этом своём выборе за двадцать пять лет (уже четверть века!) изучения географии я ни разу не пожалел!

Литература:

1. Демешко В. С Днём географа. // http://proza.ru/2019/08/18/190
2. Букштынов А.Д., Грошев Б.И., Крылов Г.В. Леса. – М.: Мысль, 1981. – 316 с.
3. Мир и человек: Географический атлас. [Для детей]. - М.: ГУГК, 1988. - 72 с.
4. Демешко В. Как я читал Жюля Верна. // http://proza.ru/2020/07/24/246
5. Мавр Я. Сын воды. Полесские робинзоны. ТВТ. Повести. - Минск: Юнацтва, 1986. – 300 с.
6. Сахарнов С. В мире дельфина и осьминога. – М.: Издательство «Малыш», 1987. – 120 с.

17-18 августа 2020 года

Полный список произведений автора: http://proza.ru/avtor/demits


Рецензии