программа картинг 6-16. часть 1

ПРЕДПРОФЕССИЛЬНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО АВТОМОБИЛЬНОМУ СПОРТУ -КАРТИНГУ  - «6/16»
город .......
разработал Шакиров И.М, с участием и рецензированием Лобкарев Максим (........)
 версия от 10.08.2020
Оглавление
Введение......……………………………………………………………………….5
Пояснительная записка………………...……..…………………………………. 7
Особенности организации учебного процесса……….……………………..…10
Нормативно – правовые документы……………………………………………20
Документы для занимающихся начальных, уч.тренировочных и групп спорт. специализации…………………………………………………………..……….21
Карты, применяющиеся для учебно-тренировочного процесса …...……….. 23
 календарные планы……………………………………………………………..24
 занятия  групп  в каникулы, праздники, межсезонье…………………………34
 Группы обучения………………………………………………………………  36
Планирование и периодизация  тренировок в группах..…………………….. 38
Этапы подготовки…………………………………………………………... ......42

Тренировочный процесс по группам на период сентябрь по май. График, схемы проведения …………………………………………………….…………43
Тренировочный процесс по группам на период  июнь-август………….…….44               
Подготовка к практике  вождения. Основная часть. Методы….……………..45
Физическая подготовка  …………………………...……………………..………………….48
   
 Теоретическая часть.
Картинг как совокупность социальных факторов………………………...51
Устройство автомобиля карт. - двигатель, шасси, системы: - питания, тор-мозная, впуска, выпуска.………………………………..…..………..……...…..56
диагностика, обслуживание, ремонт карта …………………...….………...62
Учебно-тренировочные и спортивно-тренировочные карты
 Категории сложности обслуживания и управления 1,2,3,4…………………..65 таблицы соответствий УТК  КИТТ РТ (2017)………………..…….………….68
Карт переходной ступени (эрзац-карты). УТК3. УТК3 «свободный».……... 71
Спортивно-тренировочный карт УТК4  класса «Микро», «Мини»………….74
Особенности вождения на УТК1, УТК2, УТК3, УТК4……………………….72
Подготовка к  вождению на УТК1,2,3,4 (регулировки, настройки.).……….
Практика эксплуатации УТК2Х200, УТК2Х270…………………...………….77
Практика эксплуатации  УТК3Х200. Особенности «сухого» сцепления на УТК3, практика эксплуатации УТК3 с редуктором УТК3/2)………………...79
Практика применения разных типов покрышек на УТК2, УТК3……..……  .83
Практика эксплуатации УТК4……….………………………………………….84
ГСМ и средства автохимии применяемые при эксплуатации карта.
Масла, смазки, топливо. Свойства бензинов. Приборы отслеживания качества топлива………..………………………………………………………………….86
Организация соревнований, требования к трассам, флаги, судейство, орга-низация УТС, организация УТС на «выезде» …………...…………….…88

 Методическая часть.
Схема трасс: основной и усложненной (вариант 2017 года разработан Бондарев, Шакиров), с раскладкой по отрезкам……………………………………………92
методика пред.наката. первый, второй этапы………………………………….97
Методы равномерный, повторный, переменный, контрольный …………....101
Позднее торможение. Варианты прохождения….…………………………...102
 методика наката на полной дистанции…………………………………….…104
 отработка скоростных отрезков, приемы прохождения поворотов….….....105
 работа корпусом. Характерные ошибки. Работа корпусом на УТК2 при ис-пользовании  резины Моджо, Вега (РМ) …………………………………106
Дождевые тренировки. Практика езды в  условиях переменной влажности трассы. Настройка шасси на «дождь». Экипировка. ТБ……………………..108
«зимние» тренировки……………………………………………………………………
Особенности эксплуатации картов (УТК1,2,3) в зимнюю и сырую погоду.112
  Тактическая подготовка .
теория, практика,  Тактика практика: отработка схем - 1+1, 1+1+1, 1+2, 2+1, 2, 3,4………..…115

Особенности занятий для возраста 4-5, 6-7 лет.
Вводная. Применяемые карты. Привыкание. Практика езды. ……………...118
 ТБ при занятиях с возрастом 4-5, 6-7 лет. Флаги. Жесты. Отслеживание усталости. ТБ при совместных тренировках. ТБ при прогревании двигателя. Дождевые и зимние тренировки. Особенности дождевой и зимней  Особенности настроек шасси для возраста 4-5, 6-7 лет. наклон сиденья. Высота сидения. Кастор. Колея. Длинна рычагов рулевой трапеции…....…130

Проектирование и конструирование деталей и узлов карта……………133
проектная, исследовательская, аналитическая работа в группе «механи-ки» (ГНП 2 ТГ-М) (лаборатория картинга)………………...……………..137
Архивирование  (группы «механик», группы «спортивной специализации»)
документирование результатов. Построение графиков хронометража. Ката-логи системные. Каталоги трасс. Работа с электронными системами, работа с литературой и инет источниками…………………….……………..139
Синтез технологий в картинге. Победа по очкам (гр.мех)………………..140
Психология в подготовке спортсменов разного возраста  (тренерам)...142.
Тесты. ………………………...…………………………………………………150
 списки литературы……………..……………………………………………...151
термины…………………………………………………………………………153
Отдельно, приложения к программе 6/16 : том -«зеро» (закрытая информация для слу-жебного пользования), том 1(отдельные открытые приложения) ,том 2(курс лекций

Введение
К 2020 году РФ будет необходимо, как минимум, 15 тысяч технических  специалистов с нестандартным типом мышления….» выступление Д.М в СМИ  октябрь 2017.
В начале 90х годов 20 века картинг оказался в структурном кризисе, из-за реформ в экономике финансирование было сокращено, что привело к утечке из отрасли высоко классифицированных специалистов картинга -  тренеров, техников (механиков), инструкторов, методистов, завучей.
 К первому десятилетию 21 века, кризис усилился расслоением общества на группы с разным уровнем финансовой обеспеченности, и к 20 году    струк-турный кризис перешел в стадию системного кризиса, характерного  разры-вом между «массовым»,  картингом начального этапа обучения и картингом высших спортивных достижений.   
   Наиболее обеспеченные, «высший, средний класс», получили возможность покупать дорогие иностранные карты, нанимать специалистов для индиви-дуального обучения, допускаться к участию в соревнованиях. Это привело к росту травматизма в результате аварий, так как начинающие спортсмены начинали сразу заниматься на спортивных картах, «перепрыгивая» через начальные и промежуточные стадии обучения вождения на «переходных» картах.
     «Бюджетники», малообеспеченные, которые не смогли  приобрести карт, остались в «массовом» картинге объединений, кружков, секций доп.образования, обучение вождению в которых проводится на «прокат-ных» картах, которые по своим  тактико-техническим характеристикам,  не могут обеспечить развитие необходимых качеств водителя карта, тех-нического специалиста по обслуживанию, ремонту, настройке, совершенст-вованию систем,  проектированию и изготовлению высокотехнологических конструкций.
Следствие – невозможность подготовки специалистов технического пла-на, так как массовый картинг начальной ступени жестко стандартизиро-ван, а картинг высших спортивных достижений узкоспециализируется на качестве вождения.  В обоих  категориях картов, «стандартной» и «спор-тивной»  отсутствует возможность для развития творческого мышления –проектирования, конструирования, изготовления, совершенствования систем, аналитики происходящих процессов
 Таким образом, к 2020 году картинг перестал осуществлять функцию профессионального ориентирования и начальной подготовки техниче-ских специалистов воспроизводственного контура с гибким (адаптив-ным) типом мышления  требующихся для.................
Программа 6/16 «картинг» предлагает план выхода из кризиса путем:
1.- внедрения, совместной с общественниками (волонтерами), пирамидаль-но-сетевой структуры управления начальным обучением. (вождения)
2.- развития  классов малозатратных учебно-тренировочных  картов пере-ходной ступени между «массовым» и «спортивным» направлениями.
3 детализации учебного процесса  по каждому направлению стандартных, «переходных», спортивных картов
4.- создания на объекте картодром  лаборатории  проектирования и изго-товления спортпрототипов багги и картов.
5. организации  на базе объекта начальной ступени обучения, с профильной подготовкой специалистов технического направления для .............................................
Реализация программы 6/16  «картинг» позволит:
1- снизить аварийность среди начинающих спортсменов 
2-сократить затраты на содержание картов во время тренировочного процесса на «переходном» этапе
3- увеличить количество занимающихся спортсменов участвующих в со-ревнованиях
4-сформировать технологию технического творческого мышления путем отхода от жесткой стандартизации массовых классов и от спортивной уз-кой специализации в картинге высших достижений
5-подготовить  кадры механиков (техников), инструкторов, тренеров для учебно-производственного  центра ........................................
6- обеспечить  подготовку перспективных кадров для воспроизводствен-ного контура ..........................................................
Пояснительная записка

1. направленность – обучающая, развивающая, формирующая техническое творчество, навыки обслуживания и управления картом.

2. новизна – социальная направленность обучения (подготовка к профессио-нальной деятельности), распределение по группам подготовки, пирамидаль-но-сетевая структура управления с привлечением общественников.

2.1. актуальность – необходимость подготовки технических специалистов с гибким адаптивным типом мышления (троичная логика), со способностью анализировать, проектировать, изготавливать нестандартное оборудование.
 
2.2 педагогическая целесообразность – программа формирует качества со-зидателя, то есть, устраняется потребительское отношение и развиваются со-зидающие качества.
Направленность на формирование патриотизма, умение работать в команде, развитие навыков коммуникации, социальная адаптация.
 Формирование модального типа личности.


3.цель  – ориентирование на подготовку технических  специалистов ка-тегорий: конструктор, технолог, аналитик, водитель -испытатель для воспроизводственного контура непосредственно для............................................

3.1 задачи - изучить устройство карта и двигателя внутреннего сгорания, принцип работы ДВС; овладение техникой вождения карта; конструирова-ние, изготовление и доводка карта; изучение правил проведения соревнова-ний по картингу, аналитика происходящих процессов. Овладение навыками слесаря МСР.
 развить стремление к самообучению и применение инновационных техноло-гий и оригинальных технических решений в спортивной технике,


4. отличительные особенности – прикладная направленность  занятий по МСР и вождению. Разделение по специализациям. Подачи информации по блокам при необходимости. Привлечение общественников. Возможность ре-ализации социального лифта.
5. возраст детей – основная программа 6-16, группа кандидат  с 4 лет (группа МК 4-5), распределение по возрастам 4-5, 6-7, 8-10, 10-12, 12-16
6.сроки реализации -10 лет программы 6/16, 1 год начальной, 2 года группы механики. (далее по специализации)

7.формы и режим занятий  - По количеству детей, участвующих в занятии – групповые и индивидуальные
- По особенностям коммуникативного взаимодействия тренера и
обучающегося – теоретические и практические занятия
- По дидактической цели – вводное занятие,  совершенствование
теоретической подготовленности, практические занятия, занятия по система-тизации и обобщению знаний, контроль знаний, умений и навыков.
 теория/практика МСР/практика вождения/, режимы занятий УТС, отдельно выделенное занятие. Для базовой группы 2 часа три раза в неделю. Группа «механик» третий час или посещение вне графика (факультатив).   
8. ожидаемые результаты
Умение и навыки диагностики, обслуживания, ремонта картов разных кате-горий сложности обслуживания и управления. Навыки вождения карта, спо-собность к планомерной аналитической работе.
9. формы подведения итогов реализации
Соревнования, совместные тренировки, уроки. Презентации прототипов кар-тов, багги и др. Проведение семинаров. Самостоятельная работа.

10. Методы обучения: - объяснительно-иллюстративный — метод, при ко-тором обучающиеся получают знания через беседу, лекцию, дискуссию, кон-сультацию, инструктаж, обсуждение, из учебной, технической, справочной литературы, через мультимедийные и экранные пособия, интернет и др.;
- репродуктивный - метод, в котором применение изученного осуществля-ется на основе образца или правила, выполняется по инструкции, предписа-ниям, правилам в аналогичных, сходных с показанным образцом ситуациях;
- метод проблемного обучения — метод, при котором используются самые
различные источники и средства. Тренер-преподаватель ставит проблему,
формулирует техническую задачу, а затем, раскрывая систему доказа-тельств, сравнивая точки зрения, различные подходы, показывает способ решения поставленной задачи;
- эвристический — метод, применяемый для активного поиска решения тех-нических и познавательных задач.
[Ш- п 10. цитирован по программе ДЮСШ Курск 2016]

Особенности организации учебного процесса 
Программа 6/16 как первая  часть программы  предпрофессионального обу-чения . Распределение по приоритетам. Тренировоч-ные группы «кандидат», «спортсмен», «механик», прикладное направление,  тренер-механик как руководитель пирамидально-сетевой структуры управ-ления начального обучения; тандем, волонтеры, физкультурные подготовка, непрерывность процесса обучения,  блоковый (фрагментарный) тип подачи информации. Реализация социального лифта для детей малообеспеченных  граждан в группе «механик». Ступенчатый процесс обучения и применяемые карты переходного типа. Участие иногородних спортсменов в УТС. Набор в летний период
( *пункты, требующие подробной детализации, расширенно  изложены в приложении  для служебного пользования, том «зеро»)
Основным отличием программы 6/16 от уже существующих программ доп.обучения является многопрофильность обучения, где программа 6/16 первая ступень обучения общей  программы  предпрофессионального  обучения ........, включающей вторую ступень направление «багги» (с12 лет,, секция багги) и третью ступень на-чальное производственное обучение (с 14 лет основной цех), и предпо-лагается, что при достижении определенного возраста с программы 6/16 можно перейти на другие направления обучения ..............
Прикладное направление. Ранжирование по приоритетам.
Специфика обучения группы «механик» предполагает формирование мо-дального типа личности, способного работать в тяжелых условиях . Функционально развиваются направления «водитель-испытатель» с умения-ми слесаря МСР и инженерным мышлением. То есть, технари –практики на производство.

 Остальные группы,  «массовые» секции, тренировочные группы спортивной специализации – («водитель карта», спортсмен),  являются приоритетом вто-рого ранга и служат для расширения кадровой выборки для  отбора  кандида-тов с необходимым тактико-техническими данными. То есть, приоритетом первого ранга является группа «механик», далее спортивное направление – второй ранг, и «массовые» секции как приоритет третьего ранга.  Таким об-разом имеются 4  направления: «массовое» - (ознакомительное); (бюджетное) любительское на картах переходного класса; спортивная специализация (высшие достижения) и группа «механики».

Тренировочные группы
В соответствии с выбранными специализациями (по приоритетам) занимаю-щиеся распределены по  возрастным группам и категориям учебно-тренировочных картов (УТК 1,2,3,4).
Группа «кандидат», это группы первого года обучения,  возрасты начиная от 4-5,6-7, 8-10, 10 -16 Занимающиеся возраста 8 (и далее) определены в группу начального обучения, задача которой, распределить по специализациям обу-чения. (предпочтениям). В отличие от общепринятых программ практическое вождение начинается раньше, после сдачи необходимых минимальных заче-тов. Именно поэтому группы и имеют название «тренировочные». Теорети-ческие занятия (с 8 лет) основаны по базовому принципу, 45 минут теории. 45 минут практики вождения («общая группа»). Основные специализации «спортсмен» (водитель карта), и группа «механики» (водитель - испытатель, спортсмен-инструктор, техник (механик) по обслуживанию и ремонту систем карта..

ГНП  ТГ МК4-5, ГНП ТГ МК 6-7
Группа начальной подготовки микро-кандидат.  в ТГ МК4-5, ТГ МК 6-7. Прием в группы в большинстве организаций доп.образования начинается с 8 лет, но специфика современного картинга требует, что к 6 годам (группа Микро) уже должны быть сформированы начальные умения и навыки управ-ления картом, большее внимание уделяется практическому вождению с не-обходимым теоретическим минимумом- базовая техника безопасности, фла-ги, правила на трассе, жесты, экипировка и т.д.
Применяемые карты УТК1, УТК3, УТК4 (микро Парилла).
ГНП1 -ТГ УТК3, ГНП1-ТГ УТК4
тренировочные группы  спортсменов на личных или  «клубных» (предостав-ленных клубом)  картах третьей и четвертой категорий сложности (управле-ния и обслуживания) (ТГ УТК3, ТГ УТК4)
 
   ТГ входят в группу начальной подготовки первого  и второго года обуче-ния (ГНП1,2). Практическое вождение, по индивидуальным методикам  воз-растных групп, поставленными задачами и категориями сложности управле-ния и обслуживания учебно-тренировочных картов.
ТГ УТК3(Хонда) и ТГ УТК4(Мини, С.Мини) – спортивное направление по выбранному классу картов               

Тренировочная группа «механики».  ГНП2 ТГ -М. УТК2,УТК3,УТК3 «свободный»  –практика вождения направлена на развитие качеств «тест-пилота» (водитель –испытатель) и настройщика систем карта (механик, тех-ник), слесаря МСР и формирование инженерного мышления(инженер конст-руктор, инженер технолог).   
   Данная группа предусматривает реализацию социального лифта для де-тей граждан социального слоя,  которые не могут приобрести карт.
На практике деятельности УСК  это дети в возрасте от 10 до 14, из ГНП 2 (второго года обучения)  имеющие способность к  МСР и техническому творчеству.
За ними  закреплены карты  категорий УТК2 и УТК3, на которых они, как «механики» и  «спортсмен-инструктор» занимаются  прикрепленными к ним учениками из ГНП1 прошедшими ступень обучения УТК1.
Как водители – испытатели (тест-пилоты) проводят тестовые заезды и участ-вуют в конструкторских разработках классов УТК3, УТК3 «свободный»..
 Развиваются функции – « водитель – испытатель» (тест-пилот), спортсмен - инструктор, механик (техник), аналитик, слесарь МСР.
Специализация группы «механик».
Подача информации  прикладного типа, с учетом МСР, направленная на формирование алгоритма действий по месту и ситуации и выхода из про-блемных ситуаций (обходные технологии), практическое вождение  направ-лено на решение тестовых задач,  командную тактическую подготовку в группе.
( ( отличие от групп спортивной специализации, индивидуальность в группе «механик»  имеет приоритет последнего плана, так как им предстоит работать в структуре име-ющей командный приоритет.) В соответствии с этими и происходит селекция, заполняется соответствую-щая документация (характеристики) для ознакомления лица занимающегося кадровой политикой на предприятии.
Основная направленность группы «механик» – формирование инженерного мышления и наработка навыков слесаря МСР и  водителя – испытателя, предполагается, что занимающиеся в группе «механик» будут работать в ............: - на основном производстве (службы тыла), группах поле-вого сопровождения,  и .............

Планируемый процесс обучения в группе «механик»:
1) 10 - 14 лет, обучение на  объекте,  (лаборатория спортивных автомобилей),
2) в 14 лет практика производственного обучения в основном цеху............
3) в 16 лет участие в практике соревнований на багги 2х местные  (обслужи-вание в стационаре, сопровождение в режиме соревнований, обеспечение ра-боты тыла)
4) с 18 лет обучение в техническом ВУЗе, техникуме (очно)
5) с 23-25 работа в ...............
Основное направление группы «механик» - подготовка  специалистов для об-служивания, проектирования, изготовления спортпрототипов ........, а также специальных автомобилей на базе .......

Тренер – механик как руководитель пирамидально-сетевой структуры (ПСС) начального этапа обучения.
ПСС - Система вертикально-горизонтального  управления в совокупности тренировочных групп начального обучения ГНП1.ГНП2.  Аналог матричной (гибкой, адаптивной) схемы управления в менеджменте.
Например – филиал или отдел корпорации занимающийся перспективным направлением (новые технологии, обучение и т.д)  требующим специалистов с нестандартным мышле-нием с особыми идейными установками. В отличие от жесткой пирамидальной  иерар-хии крупных корпораций, в выделенном на периферию филиале или отделе,  (подальше от интриг основной  корпорации), требования к дресскоду и корпоративной дисциплине не столь жесткие.
Функция  тренера-механика сложилась как  совокупность «узких» специаль-ностей – синтез функций преподавателя (педагога), техника (механика), ана-литика и т.д. То есть, универсал. Эта особенность образовательного процесса  начального этапа обучения «тренировочных» групп и группы «механики», основана на практике  картинга начала 90х, когда сократилось количество специалистов картинга и чтобы заместить функционально других специали-стов, пришлось осваивать их специализации, являющиеся во многом узкона-правленными и, как необходимость, в условиях дефицита кадров, привлекать к работе общественников для делегирования им низовых полномочий, (функций инструкторов, техников начального периода обучения), то есть со-здавать гибридную схему управления процессом обучения.
Многофункциональность (Синтез) стала возможной при создании пирами-дально-сетевой структуры управления в совокупности  групп начального обучения на базе ГНП1,2, с привлечением и обучением общественников (во-лонтер),  применением метода управления « делегирования полномочий» ни-зовым исполнителям «спортсмен – инструктор», «волонтер», (схема  «тан-дем») и   ведущими конструкторских разработок и совершенствования сис-тем карта по направлениям: карты переходного класса, карты спортивного направления ( в дальнейшем с перспективой изготовления спортпрототипов).
Тренер-механик, как руководитель процесса начального обучения, осуществ-ляет общее руководство (составляет долгосрочные и среднесрочные планы, ориентируясь на приоритеты предприятия и корпорации),  обучает  привле-ченных  лиц, функционально задействованных в качестве инструкторов, ме-хаников и др. также  составляет методики обучения по индивидуальному плану.

Тандем
Практика картинга  показала педагогическую и функциональную целесооб-разность привлечения к занятиям картингом родителей (отец) занимающихся детей. Применяемая схема тандем (отец-сын), где отец (или другое привле-ченное лицо), выполняет функцию  инструктора начальной накатки  и функ-цию механика (сервисмена) обслуживающего карт на начальном этапе (низо-вой исполнитель), до тех пор пока спортсмен не станет показывать необхо-димые результаты для зачисления его в тренировочную группу спортивного совершенствования, где общее или непосредственное руководство, берут  тренера, инструкторы и  механики команды ......, спортсмены –инструкторы, либо другие привлеченные специалисты.
Связано это с опытом  практики картинга конца 20 и начала 21 века –«один карт-один механик», «один пилот- один инструктор» так как  повысились  требования к обеспечению качественного обслуживания картов и обучения вождению. (практика выступлений картингистов за 2017-2020 года, показывает, что для успешных выступлений на стадии  региональных соревнований () необ-ходим более расширенный штат технических специалистов) и, как минимум моторист (двигателист) с моторным стендом, плюс» гоночный инженер». То есть, в ряде команд на один карт может быть по три «механика»(техника).

Волонтер - привлеченное лицо, общественник, работающий «за идею» («со-чувствующий», (бывший спортсмен), или кандидат на должность на испыта-тельном сроке). Функциональные категории – инструктор, судья на посту, механик (техник) карта. Из этой категории формируются кадры техников для дальнейшей специализации в картинге или багги.

Спортсмен – инструктор. В группах начального обучения это более опыт-ный спортсмен, часто второго года обучения, помогающий накатывать но-вичков (например, метод показа). В группах спортивной специализации, инст-руктором может быть спортсмен имеющий практику вождения в конкретном классе картов.( Мини, Супер Мини или Ротакс.)
страница 1-15.
продолжение следует


Рецензии