Ещё о долготерпении русского народа
Если судить по социологическим данным, то русское долготерпение можно было бы проиллюстрировать некоторыми выкладками. Скажем, готовность терпеть всяческие жизненные невзгоды и неблагополучия во имя величия державы. Эта черта хорошо укоренилась в истории России и проявляется поныне. Но в то же время мысль о том, что хорошие пушки и достаток народа мало совместимы, очень хорошо укладывается в головы наших соотечественников.
Когда мы спрашиваем, надо ли реагировать на расширение НАТО усилением нашей военной мощи, две трети населения отвечают, что надо. Хотя в то же время, конечно, все озабочены и ростом цен, и всяческими неурядицами бытового характера. Эта связь понятна, если люди готовы жертвовать своим благополучием во имя величия и могущества своей Родины, но если они видят кто жирует в России на этом расширении НАТО, особенно когда хорошо заметны хорошие дружеские отношения между власть и богатство имущими «противных» сторон, то они начинают задумываться, стоит ли затягивать свои пояса. Особенно когда эти власть и богатство имущие хотят подсократить количество своего населения разными способами, хорошо подстраховав свою жизнь и жизнь своих детей...
Хотя, конечно, не в такой степени уже, но все-таки находится какой-то процент людей, пусть пока не более 15%, которые не поддерживают эту идею возвеличивания и наращивания военного потенциала. Что же касается исторических корней российского долготерпения, то один из этих корней уже обозначен - это стремление наших людей быть частью чего-то большого и мощного. Можно сказать, что это такая подростковая черта принадлежать к сильной группе, гордится её силой по отношению к слабым группам.
Ещё можно, пользуясь моделью подростковости, и другие качества долготерпения отметить. Уже говорилось о религиозной подоплёке этого качества, но тут хотелось бы вспомнить о том, что западная религиозная этика протестантизма исходит из совершенно других посылов, из того, что отмеченность человека богом проявляется прежде всего в его преуспевании, в том, что он достигает трудом честным и праведным, но достигает, и в этом проявляется его благодарность богу.
А в российском религиозном сознании, в российской этике, которая насаждается православием, подчеркиваются только страдания и убогость. Само слово "убогость" предполагает существование у бога, рядом с богом. Это совершенно другая религиозная концепция, религиозная этика, которая очень сдерживает, кстати, стремленик к объединению для борьбы с несправедливостью, считая такую несправедливость волей божьей, а не своей несостоятельностью. Не стоит преувеличивать и влияние религиозной этики послепетровского периода, но, тем не менее, это до сих пор накладывает отпечаток на формирование российского сознания и российского менталитета.
Если считать, что русский европеец более уступчив и долготерпелив, нежели европеец нерусский, то нет сомнений, что русский европеец более терпелив, чем другие европейцы и это хорошо заметно в жизни разных народов. Но не стоит говорить о таком терпении как о добродетели.
В России есть и нечто иное, и это иное можно назвать равнодушием к собственной жизни и к законам общества. Один мой знакомый рассказал такой эпизод. Как-то в Москве под новый год был дикий холод, кое-где перемёрзли трубы отопления и люди грелись у костров. А у него была знакомая американка, которая жила в Москве и она на следующий день сказала: "Россию и Америку разделяет не океан воды, а океан терпения. Если бы то же самое произошло в Нью-Йорке, завтра бы мэр не был бы мэром". В России этого не произошло.
Кажется, она была права, хотя дело больше не столько в терпении, сколько в том, что люди привыкли к беззаконию, безалаберности и наглости чиновничества, к тому, что люди не имеют никаких прав и реализации своих прав они не требуют. Надо сказать, что фэйк о долготерпении, родился как попытка оправдать стиль и тип поведения россиян, они привыкли так жить, редко объединяясь для борьбы с несправедливостью.
Лучше сказать, что мы более терпеливы, чем признаться в том, что мы рабы своих чиновников и заложники своей безалаберности, а учитывая, что рабская психология и психология терпения - это разные вещи, то какой вывод напрашивается? И такой стиль поведения родился очень давно, ещё с периода татарского владычества, когда почти абсолютно была безнадежна всякая борьба, пока русские княжества не объединились для борьбы с врагом.
Отсюда появилась привычка к равнодушию, что ты никто и звать тебя никак, что с тобой можно сделать все, что угодно и такой тип поведения уже внедрён в гены. И только те, чьи предки не привыкли к повиновению, кто постоянно имел силы бороться против своего рабства, сохранил свои гены борцов за счастье народа, ибо такие всегда понимали, что сила народная только в объединении всех угнетённых для борьбы против любого рабства!
Как-то Тютчев сказал: "Край родной долготерпенья, край ты русского народа", это была его попытка оправдать такой стиль поведения. Ему ответил Алексей Константинович Толстой: "Мы беспечны, мы ленивы, всё у нас из рук валИтся. И к тому ж мы терпеливы, этим нечего хвалиться…". А Лев Николаевич Толстой, описывая типы русских солдат, обращал внимание на то, что терпение является основным в характере русского солдата.
Но не все в России были так долготерпеливы и получилось так, что Россия стала родиной анархизма. Здесь родились Бакунин, Кропоткин и тот же Лев Толстой. Россия - это родина мирового терроризма, начиная с народовольцев и кончая эсерами и большевиками.
Поэтому лучше говорить не только о долготерпении, но и о инфантильности, о пассивности и равнодушии русского народа друг к другу. А если вернуться к христианским корням понятия терпения, то можно сделать вывод, что христианство в России так и не победило, русский народ так и не сумел на протяжении всей истории стать христианским, в нем всегда проявлялось язычество, в лучшем случае двоеверие, то есть смесь христианства и язычества.
И если пассивность определяется веками рабства и деспотизма, то власть в России всегда была насильником и лучше с властью не связываться. А вот когда она слабеет, тогда другое дело. Вот тогда бунт тот самый бессмысленный и беспощадный, тогда восстания, революция и катастрофа, тогда выплескивается всё то, что копилось десятилетия - это злоба, ненависть и так далее. Николай Бердяев был прав, когда говорил о поляризованности русского народа. Потому что в нем смешены разные качества, он и жалостлив, он и жесток, он и простодушен, он и хитёр, ибо русский человек часто не прагматик, а идеалист, причём идеалист нетрезвый во всех значениях этого слова, он мечтатель, фантазёр, утопист и так далее. Может быть поэтому в России появилась такая великая литература.
В то же время необходимо учитывать, что Россия это не только русские и когда говорят о русском долготерпении, то забывают о своих соседях по дому, которые часто не столь терпеливы как русские, но почему-то отыгрываются именно на русских.
Но чтобы разобраться в тонкостях и нюансах отношения к обстоятельствам жизни разных этнических групп в России нужен этнограф. Безусловно, доминирующая русская культура, русское отношение к жизни не могло не воздействовать и на национальный характер этих групп. Тем не менее, каждый из них за счёт других традиций семейного воспитания, другой исторической судьбы сохранял серьёзные отличия от русского характера. Мы можем о евреях, например, сказать, что сколь бы ни ассимилировались и ни впитывали они в себя русскую культуру, все же они сохранили очень существенные особенности национального характера и с этим не поспоришь.
Это, что касается этнических различий. Ну, а долготерпение под тысячелетним прессом деспотической власти в той или иной форме, которая началась с монголо-татарского ига, здесь уже говорилось. Действительно, Россия представляла такую государственную конструкцию, которую можно назвать самооккупацией, где элита в качестве правящего класса господствует над населением, живёт по своим особым законам, а население проявляет покорность и долготерпение, хотя под этим долготерпением скрываются очень разные формы поведения, это и пьянство, прогулы, хулиганство, коррупция, безнравственность, половая распущенность. Все эти проявления всегда существовали в этой аморфной, якобы очень покорной среде.
Но не насаждалась ли такая конструкция общества самой властью, коль скоро она сама деспотична и выгодна ли ей такая конструкция? Стоит сказать, что терпение или то, что власть называет терпением, - это оправдание беззакония и деспотичности правления. О долготерпении народа Говорил Иван Грозный, говорил Сталин, который, как известно, даже поднял бокал за терпение русского народа после победы над гитлеровской Германией. А было ли это терпение, было ли подчинение власти? Несомненно было! Но в таком же смысле можем говорить о терпении немцев при Гитлере или терпении всего советского народа при Сталине. Это было не совсем одинаковое терпение, это было скорее вынужденное принятие системы и, может быть, веры в эту систему и это несколько иное, чем терпение, но это было!
В своё время с удивлением прочитал в одной книге, как один русский дипоматы в Европе, был такой Федор Карпов, посол, дипломат 16 века, он как раз говорил, что наше терпение - это результат того, что мы не знаем законов. Если есть терпение, тогда зачем законы? Если есть законы, то не нужно терпения, потому что человек всегда может обратиться к законной власти и потребовать, чтобы всё было исполнено по закону! Если нет закона, то необходимо терпеть или, скорее, подчиняться власть и богатство имущим по их собственным правилам и законам, если нет государственных. Если говорить о таком терпении русского народа, то это уже не добродетель, а вынужденное рабство, если нет возможности против него объединяться и при первом удобном случае это выльется в народное восстание.
Но как раз такие восстания и заставляли власть имущих менять свои законы, а это и есть эволюционный путь развития, который предполагает действительно стоическое терпение народа. Поэтому и нужно своевременно вводить справедливые законы и постепенно вводить разумную систему правления, а это требует взаимного напряжения разума, выдержки и хладнокровия. Но, как мы знаем, этого часто не хватает ни у народа, ни у правителей и в результате бесконечные бунты и восстания, которые к семнадцатому году привели к свержению монархии и к власти сначала временного буржуазного правительства, а затем к власти большевиков во главе с Лениным, а затем к власти пришёл его соратниц и продолжатель его дела Сталин. Он доказал полную терпимость русских людей к своей власти и полную нетерпимость его противников, с которыми он быстро расправился. Были и неугодные, которых он в большом количестве выкинул за пределы страны. Сталин говорил, что «есть такая русская пословица, в которой говорится, что есть бог, но я по милости его не убог. Вот такой народ, который придумывает такие пословицы мне нравится!».
Действительно, власть всегда была заинтересована в том, чтобы народ терпел все, что от нее исходит. И для того, чтобы подкрепить это, выдвигались всякого рода идеологемы и мифологемы. Например, такая - народ богоносец. Если он богоносец, он должен терпеть в христианском смысле слова. А он, бывало, и не обладал таким терпением. Бунин, человек необычайно трезвый, говорил о том, что русская интеллигенция не знала своего народа, всегда его идеализировала, называла его народушкой, народом-богоносцем, а на самом деле говорил он, этот народ живет первобытно, как пятьсот лет назад. А уж Бунина в каком-нибудь антипатриотизме заподозрить трудно.
Так вот, с одной стороны у русского народа можно заподозрить комплекс неполноценности, а с другой стороны - самопревозношение, самообожение в определении Владимира Соловьева. Таким образом, если говорить о терпении в том смысле, о котором здесь говорилось, то это удел христианского меньшинства и такое терпение вовсе не означает отказа от протеста при запрете на свои права и свободы. Но дело в том, что у нас не было и нет до сих пор гражданского общества и нет правового государства. Поэтому пока что мы такое терпение, которое можно было бы одобрить, это, вероятно, явление к которому надо стремиться в будущем, а то терпение, которое мы называем русским долготерпением – это должно остаться в прошлом.
Что такое социально справедливая экономика -
http://proza.ru/2016/12/21/145
Свидетельство о публикации №220081800193
Народ наш с Богом сотворивши мир,
Его привычку взял к долготерпенью.
Поэтому семь тысяч лет терпИм!
И это лишь одно из объяснений!)))
Нина Степановна Маслова1 19.08.2020 01:36 Заявить о нарушении