Кавказ. часть 3

 Сводка погоды оказалась верна и в последующие дни погода ухудшилась. Вот уже двенадцатый день шли дожди. Облака окутали полк сверху донизу, обернувшись густым и всепроникающим туманом. Красивейшие панорамы горных хребтов исчезли, словно их и не было. Затем подул ветер и наступила настоящая осень, без всякой лирики, с непрекращающимися дождями, сыростью и грязью. Каждый день становилось на градус холоднее. Дождь опять и опять, то бойкий, то монотонно моросящий.

 Всякое передвижение было крайне затруднено хоть пешком, хоть на гусеничной технике. Дорог, как таковых не было, а в том месте, где  могла проехать бронемашина - колея распахивалась гусеницами вдрызг. Всё застревало и тонуло в чавкающей грязи.
 Даже стоя на месте можно было увязнуть так, что не выбраться без посторонней помощи. Иногда, часовые стоявшие на фишке, забавлялись тем, что переминались с ноги на ногу; соревнуясь, чьи кирзачи больше увязнут - и очень удивлялись новым рекордам.
 Серые, однообразные дни тянулись медленно, словно во сне, а сама Природа давала понять беспечным гостям, что они всего лишь ничтожная её часть.
 "Ни дать ни взять - Пластилиновая Республика, - думал Шеф. - Какое  меткое название. Прославленная русская распутица просто присказка к этой страшной саге".

 Единственной техникой способной легко преодолевать чудовищную распутицу была МТЛБ или "мотолыга", низкая и широкая она могла по очереди вытянуть за собой целую колонну БМП. Настоящая рабочая лошадка, венец инженерной мысли среди лёгких гусеничных тягачей. В их батальоне такая была только у комбата и этот остроглазый чёрт мог позволить себе без предупреждения появиться в расположении любой роты. 
 В землянках, а по сути полуземлянках, было не уютно из-за прелой сырости и  недоработанности. От влаги и ветра палатки, служившие крышей,  провисали и через образовавшиеся складки резво капала вода, поэтому каждое утро начиналось с перетягивания этого нелепого шатрового навеса.

 Солдаты ходили грязные и не бритые, с чумазыми лицами, во влажных бушлатах. Для полного комплекта тягот и лишений, не хватало только вшей. Вернее они уже были, но не у всех. Водитель "Мормона" Антон помнил, каких усилий стоило избавиться от паразитов, но маясь зубной болью, как раз перед самым броском в предгорья, его с тыловой колонной отправили в Ханкалу драть зуб. Вернувшись обратно радость исцеления была омрачена обнаружением у себя вшей. Подлые твари проникли на пересылке к спящему Антону. Жутко стесняясь объявить во всеуслышание о своих не прошенных гостях он продолжал жить в кабине грузовика изображая из себя спартанца и надеясь в одиночку справиться с напастью.
 От ползучих тварей могли спасти армейские буржуйки, но почему то, вещевая служба полка не торопилась с обеспечением столь необходимого элемента быта и все надеялись раздобыть вожделенные печки на ближайших зачистках. 

 Шикарный сруб бани, в семь венцов превратился в долгострой и все надеялись, что ротный разрешит пустить брёвна на дрова, как только появятся печки.
 Воды было много и фляга поставленная под дерево в считанные часы  наполнялась до верху, но дождевая вода сбегавшая по стволу, окрашивалась в тёмно-зелёный цвет и на готовку не годилась. Поэтому Сергей с Батей брали флягу и каждый раз, после завтрака, топали на родник.

 Из-за плохих погодных условий не выделялось авиационное обеспечение для сопровождения тыловых колонн снабжения с базы в Ханкале, поэтому очередная выдача продовольственного пайка постоянно откладывалась на неопределённый срок. Склады были пусты. С продуктами становилось туго. Можно было переходить на двухразовое питание, но командир роты требовал трёхразового и Сергей варил каши, с малопонятными гражданскому человеку названиями: сечка, ячка, "спортлото" - на завтрак обед и ужин, с тем отличием, что в обеденную кашу Сергей бросал банку тушёнки.

 Уже через неделю дождей к Шефу потянулись гонцы из дальних отделений роты и просто земляки, с кем они с Колькой успели познакомиться. После недолгой болтовни о том о сём, все спрашивали немного продуктов. Сергей понимал, что у ребят с продуктами дела обстоят намного хуже, чем в управлении роты и безвозмездно делился с ними чем мог и жалел только о том, что не сэкономил больше. Выяснилось, что запасать нужно было не только консервы, но и ставшие дефицитом - курево, чай, спички. Вместо чая заваривали обжаренную перловую крупу, а для вечерних посиделок Батя успел запасти сбор трав - зверобой, мелиссу и ещё какие-то одному ему известные растения.

 Сергея будили раньше всех. Обычно это был срочник Макс, механ второй БМП их отделения. Заходя в землянку он специально  прикуривал сигарету, что бы успеть разглядеть Шефа и не перепутать с замполитом, потом шёпотом говорил:
- Проснулся? Выходи, покурим.
 Убедившись, что Шеф одевает сапоги, Макс выходил из землянки пыхтя сигаретой.

 Шеф последним стоял ночные, а точнее сказать - утренние часы на "фишке" и обычно направлялся сразу на кухню, что бы разжечь залитый дождём костёр и начать потихоньку готовить завтрак. Сырые буковые поленья, обильно политые соляркой, плохо разгорались, долго чадили и шипели влагой. Сергей сидел и шевелил палкой поленья ускоряя процесс, вспоминая картины прерванного сна.

 Под утро ему снилась девушка, с рыжими волосами, красивая и стройная. Они качались на качелях-лодочках в парке. Незнакомка звонко смеялась, а Сергей любовался её очаровательной улыбкой и сияющими от восторга глазами. Во сне он что-то такое знал о них двоих, но от неожиданного пробуждения позабыл детали.
 Кто она была? Шеф перебирал в голове знакомых девушек, но волнующий образ из сна никому не подходил.

 Неожиданно со стороны "зелёнки" раздался сильный треск ломающегося дерева. Оттуда со свистом взмыла вверх сигнальная ракета и вспыхнула красным огоньком. Сергей обмер - "Может зверь? Да какие тут  могут быть звери?"
- Фишка! - не громко крикнул Шеф, скинув автомат с плеча и передёрнув затвор. Никто не отозвался. Тут Сергей с ужасом вспомнил, что он и есть "фишка". "Ну ты совсем расслабился солдат", - мысленно ругал себя Шеф прыгая в окоп. Быстро добравшись до пулемётной точки он откинул с ПКМ химзащиту  и направил дуло в то место, откуда раздался треск. Щёлкнул затвором и стал целиться в темноту.
- Не нужно Серёга, - прозвучал за спиной голос Малдована. - Только переполошишь всех. Я тоже слышал грохот. Похоже дерево упало.
"Возможно и дерево, а возможно и нет. О нападениях террористов мы почти перестали думать, а пресловутый Хаттаб уже представляется нам вымышленным героем из восточных сказок" - подумал Шеф, но не стал произносить свои мысли в слух, лишь спросил:
- Ты чего так рано?
- Ходил первый взвод проверять.
- Бдят?
- Ага, - как-то двусмысленно произнёс Гриша, и махнул рукой.

 У костра было скучно одному. Колька приходил помогать только непосредственно перед началом трапезы, а Ачхой предпочитал сидеть в просторной и сухой землянке ротного. Если кто и приходил на кухню, то только по делу.
- Слыхал? Вчера в "пятёрке" два контрабаса на эфке в рулетку играли, - интригующим голосом спросил старшина Синицын у Шефа.
- Нет. А это как? Какие правила?   
- Правила простые. Выдёргиваешь из гранаты чеку и нужно успеть выкрутить запал, до того как она бабахнет.
- Взорвалась?
- Да. У того, что выкручивал, ещё и разгрузка сдетонировала, его по кускам собирали. Второй раненый. Ну чисто теоретически можно успеть - восемь витков за три с половиной секунды, но опять же это при лучшем раскладе, но взрыватель всё равно бахнет в руке. Как минимум палец оторвёт. Чем думали?
- Пьяные наверно были.
- Однозначно. Теперь приказ прилетел - собрать у бойцов все гранаты, и Ф-1 и РГД-5. Впредь выдавать с ротных складов только перед спец. операциями. Будешь мне помогать. Я пойду по отделениям взводов с разъяснениями приказа, а ты будешь записывать кто и сколько сдал. Вот тебе ключи от склада боеприпасов.
 Старшина был из той категории людей, что производят приятное впечатление с первой встречи. Широкоплечий, высокий, с худощавым интеллигентным лицом, одетый в горную куртку из под которой виднелся свитер с высоким воротом. Он скорее был похож на командира отряда альпинистов. Увидев в Сергее ответственного человека старшина стал потихоньку готовить его себе на замену. Им с командиром роты оставалось не больше месяца до окончания командировки и лучшей кандидатуры, чем Сергей, старшина не видел.

 Шеф не был против вступления в новую должность, тем более что готовка ему порядком поднадоела, но и не горел желанием принимать хозяйство роты. Ему больше хотелось уйти обратно простым стрелком и целыми днями сидеть в землянке без особых забот, чистить оружие и иногда ездить на зачистки, на которые его принципиально перестали брать с того самого момента, когда он взял в руки поварёшку.
 Но и в обязанности старшины роты так же не входило ездить на зачистки и этот факт тяготил его. Ещё Сергей знал, что за глаза его стали звать Поваром, и было не совсем честно по отношению к себе - вот так стать поваром-старшиной.
 Делясь с Рыжим своими сомнениями на этот счёт, Сергей не встретил ожидаемой поддержки в словах друга:

- Блестящая карьера! Из грязи в князи! Чего тут думать? Конечно соглашайся, - весело говорил Колька, подкладывая дрова в костёр. Ему было приятно за успехи друга, к тому же он быстро оценил свою выгодную перспективу от такого назначения Шефа, и пошутил:
- Чур я первый на танкач*.
- Ага, вы с Суреном оба первые.
- Ну а серьёзно, ты по оцеплениям соскучился? - продолжил Рыжий, - Чего судьбу лишний раз испытывать? Острых ощущений не хватает? Кстати, Баранцевич сказал, что третий взвод завтра катит на зачистку, второй батальон усиливать в Какой-то-там-Юрт, во главе с ротным. Ещё берут меня, как гранатомётчика и Молдавана, как снайпера.
 - Давай я вместо тебя поеду, - с надеждой в голосе предложил Сергей.
 - Да езжай, если так хочется. Только ротный согласится ли? А вон Молдаван идёт! Сейчас с ним поговорим.
Колька привстал и крикнул:
 - Бунэ сеара, Гриша, - дальше этого приветствия Колька мало что мог сказать по молдавски.
 - Салут! - крикнул в ответ Молдаван и повернул к ним.
Прикурив сигарету от костра Гриша выслушал предложение Кольки и заявил:
 - Нет. Ротный не согласится, даже спрашивать не буду. А что у нас сегодня на обед?
 Шеф не ответил, а молча достал из кармана кисет с табаком и стал набивать самокрутку. Надежда была невелика и она не оправдалась. Осенняя хандра окончательно поселилась в его душе и охота к разговорам пропала.
 - Сегодня у нас уха из петуха, - шутливо ответил за Шефа Колька.
 - Хе-хе, заливай! Кстати, Шеф, лучше подумай, кого вместо себя поставишь на кухню. Если честно, я не вижу никого подходящего кроме тебя, так смачно варить не сможет никто. Я нигде так вкусно не ел, даже дома. Но подберёшь кого-то с пополнения. Кстати, тобой заинтересовался комбат. Кто-то нахвалил ему твои способности и ты можешь отправиться кашеварить в штаб батальона.
 - Эх, Серый, карьера под угрозой! Ни за что не соглашайся! - уже серьёзно сказал Колька. - Я видел там двух срочников, им житья нет от комбата. Принеси-подай... И по очереди в зиндане ночуют.
 
 Из тумана, с левого фланга, появились несколько силуэтов.
- А вот, кажется и первый взвод появился. К тебе Серёга, гранаты сдавать, - уверенно предположил Рыжий.
Ачхой бодрым лаем сопровождал приближающихся.
- Нет, это разведка в "секрет" пошла, а то кто-то по утрам деревья ломает, - ответил Молдаван глядя на Шефа.
- А как они тут оказались? В гору напрямик?
- Выходит что так. Представляю, что с нами было бы, если б мы вот так, нежданчиком, с горы спустились в их расположение!
- Ну они - не мы. Не надо сравнивать, - продолжил Молдаван.

 Вслед за разведчиками пришли два контрактника с первого взвода во главе с зам.комвзвода Петровым сдавать гранаты. Петров выглядел взволнованно и был рассеян.
- Вот здесь распишись, - Сергей ткнул ручкой в графу на листке бумаги.
- Что? - глядя Шефу в глаза переспросил Петров.
- Вот здесь распишись, 12 шт. Ф-1, видишь?
- Вижу. Ротный у себя?
- У себя. Что стряслось?
 Петров не ответил, а расписавшись быстро пошёл в землянку командира. Как только он вошёл туда послышалась долгая, грозная брань с обещаниями выгнать всех с "пляжа" и оставить без боевых выплат. Когда ротный так отчаянно ругался, а происходило это крайне редко и всегда по делу, все понимали - произошло что-то крайне серьёзное.
 Из землянки сперва выбежал Петров и махнув рукой своим контрактникам направился в сторону первого взвода. Затем вышел командир, красный как рак и скомандовал:
- Управление строиться!
Гриша Мунтяну быстро построил отделение и доложил ротному расход личного состава.
- Во втором отделении первого взвода пропал рядовой контрактной службы Крылов, - ротный выдержал паузу.
- Со мной на его поиски выдвигаются: старший сержант Мунтяну.
- Есть!
- Рядовой Зарубин.
- Есть!
- За старшего остаётся техник роты прапорщик Баранцевич.
- Есть!
- Разойдись!
 Бойцы из первого взвода, сдававшие гранаты, успели рассказать Шефу о происшествии. Дело выглядело так: Крылов не хотел идти за водой на родник и несколько раз пропускал свою очередь. Но когда вчера отбрехаться у него не вышло, сказал, что родник есть у них прямо под боком, в балке, и после десяти вечера, взяв сапоги-чулки, куда-то отправился. Больше его никто не видел, стрельбы или взрывов никто не слышал.

 "Вчера после десяти артиллерия такого фаера* давала - поэтому и не слышали ничего. Крылов? Кажется байкер; говорил, что байк новый купит, как контракт добьёт. А может он в плен попал, чего теперь гадать? Опять же Гриша Мунтяну под утро их взвод проверял", - думал Шеф.
- Зачем Крылов по темноте попёрся? - задал резонный вопрос Сергей. - Или у вас до рукопашной дошло?
- Психанул Крыло и ушёл. Мы подумали он у соседей заночевал, во втором отделении. Странно, такой опытный. Он ещё хвалился, что в первую кампанию воевал здесь и что эти места ему, как родные, - поведал один из контрактников.
 
 После обеда дождь прекратился, подул тёплый ветер, поднимая настроение и выгоняя из души Сергея хандру.


*фаера давать - вести огонь (жаргонное).

Продолжение http://proza.ru/2020/10/16/262


Рецензии
Читаю и будто фильм ужасов смотрю. Бедные наши мальчишки: голодные, холодные, но не сломленные врагом. Только за это Ельцина надо было расстрелять. За смерти тысяч погибших солдат и офицеров. Вечная им память...

Ольга Хамдохова   12.01.2021 12:51     Заявить о нарушении
Спасибо Ольга. Надеюсь Ельцин в аду.

Сергей Максимов 7   19.01.2021 21:27   Заявить о нарушении