Легенды эстрады. Марк Бернес

Аудиоверсия: https://soundcloud.com/filarmonia74
 
/«С чего начинается Родина?»/
          Песню, в которой стихи невозможно оторвать от музыки, и, наоборот, музыку от стихов, любят вот уже несколько поколений россиян. И еще эту песню невозможно оторвать от звучания голоса ее первого исполнителя – Марка Бернеса, голоса, задушевность и проникновенность которого завораживают в первую минуту.
/«Три года ты мне снилась»/ 
          Внешний облик знаменитого киноактера середины прошлого столетия едва знаком тем, чья юность пришлась на 80-90-е и, скорее всего, совсем не известен тем, кто родился в начале 21-го века. Однако, голос Марка Бернеса, однажды услышанный, будьте уверены, останется с вами навсегда.
/«С добрым утром!»/ 
          За те несколько минут, пока звучит песня, голос Марка Наумовича удивительным образом уничтожает ту временную дистанцию, которая отделяет нас от советской эпохи. И события нашей страны, свидетелем которых был этот артист, атмосфера, настроения и чувства людей, переживших то, чего, к счастью, не довелось испытать нам, становятся очень близкими. Не в далеких 40-х годах в Москве, а здесь, в нашем дворе, совсем недавно жили те, о ком поет Марк Бернес.
/«Москвичи»/
         Своей манерой пения, в которой не было ни малейшей претензии на профессиональный вокал, Марк Наумович позволял каждому слушателю почувствовать себя на равных с артистом. Выходя на эстраду, и занимая, по понятиям советского режима, командное, ораторское место, с каждым спетым словом, с каждой будто спонтанно возникшей фразой, он становился равным тем, кто пришел в зрительный зал или на трибуну стадиона. И люди, подхватывая любимую песню, чувствовали, что и они имеют право на свой собственный голос.
/«Шаланды»/ 
          Репертуар Марка Бернеса формировался годами. Поначалу это были песни, исполненные в кинофильмах, а позже возросшая популярность артиста привлекла к нему целую вереницу поэтов и композиторов. Часто они говорили о том, что Марк Наумович являлся их соавтором, поскольку работа над многими песнями происходила при его непосредственном участии. Иногда, даже после плодотворной репетиции, Бернес мог позвонить своим партнерам ночью или под утро, убеждая переделать строчки стихов или изменить мелодию, и тут же напевал свой вариант. И со временем становилось очевидным, что шанс превратиться в хит песня получала именно в том варианте, который предлагал Бернес. Музыкального образования Марк Наумович не имел, и его фантастическая художественная интуиция как нельзя лучше подтверждает однажды сказанные Мейерхольдом слова: «В искусстве важнее догадываться, чем знать»
/«Просто я работаю волшебником»/
          Добрый и нежный в жизни, душевный на экране, в репетиционной работе Бернес отличался бескомпромиссностью. Нередко бывало так, что во время записи он браковал инструментовку, если она его не устраивала, и невзирая на уже оплаченное редакцией студийное время, требовал от аранжировщика переделать работу. В его жизни все должно было быть лучшего качества: элегантный костюм, изысканная обстановка в квартире, высочайшего класса звукотехника, надежный автомобиль. Не менее высокие требования он предъявлял и к созданию инструментального сопровождения к песне.
/«Вечерняя песня»/ 
          Его песни отогревали сердца, давали силы побеждать и созидать. Мир простого человека, его жизнь, труд, призвание, его любовь — все это Бернес стремился объять мужественной и безбоязненной нежностью своего негромкого голоса. Он брал слушателя в плен с первого и до последнего спетого слова. Прозвучавшая с экрана в 1938 году песня «Тучи над городом встали» была его первым хитом, а в 69-м, записанный на студии шедевр Яна Френкеля «Журавли» опустил занавес жизни Марка Бернеса.
/«Я люблю тебя, жизнь»/   


Рецензии