Ностальгия

      Прожив большую часть жизни, наверное, каждому человеку хочется вспоминать свое прошлое - прекрасные молодые годы - школьные, студенческие. Ностальгия по прошлому точно помогает жить дальше. Или, быть может, я с годами становлюсь сентиментальной? Хочется вспомнить свои студенческие годы - эта веселая, беспечная, полная эмоций пора! Училась я в пед.институте г. Баку. В группе нас было 25 студентов разной национальности-русские, азербайджанцы, армяне, лезгины,  евреи. Казалось бы, приехав из одного из райцентров Карабаха, где в основном жили армяне, мне должно было быть некомфортно в интернациональной группе. Но было ощущение, что мы все давно знакомы, с первых же дней учебы у нас были вполне дружелюбные отношения. Да в те времена и не было такого, чтобы людей делили по национальным признакам. После занятий мы всей группой гуляли по Набережной, которая находилась недалеко от института, посещали театры и кино.

Жила я в районе, где проживали в основном армяне, под названием "Арменикенд". Это были уютные дворики, где  люди жили одной семьей, вечерами играли в лото, звучала музыка, отовсюду доносились  радостные голоса детишек. Меня тоже наш двор принял  дружелюбно, часто интересовались ,какие успехи в учебе. В одной комнате со мной  проживали  две девочки-азербайджанки, студентки мед.института. Они оберегали меня, так как были постарше. После занятий вместе обедали, делились впечатлениями о пройденном дне.               

Часто вспоминаю те годы, когда в Баку не чувствовала себя чужой, кругом слышна была русская речь. По характеру я всегда выбирала себе подругу только по нравственным качествам ,независимо от национальности. Вот и в Баку моей близкой подругой стала девочка с группы, Наиля Гасанова. Она была из очень скромной бакинской семьи, честной, умной и совестливой. Не раз приглашала меня к себе, и родители встречали меня как родного человека. Она отлично владела русским языком и говорила без акцента, многие преподаватели-азербайджанцы очень гордились ею. Я   скучала по родителям и близким, и эта дружба   мне помогала. К сожалению после замужества я переехала в Армению, и связь наша оборвалась...

       А потом произошли страшные события в Сумгаите. Мы приютили родственников, которые чудом спаслись. В этом им помогли близкие соседи-азербайджанцы, которые спрятали их, семью из пяти человек ,у себя дома. А ведь в то время это был большой риск, так как  толпы разъяренных преступных элементов жестоко расправлялись с теми, кто помогал армянам. О своих спасителях не раз с большой благодарностью вспоминали  мои родственники. Хочется верить, что когда-нибудь закончится это  жестокое время ненависти и травли между  родственными народами. Ведь как бы ни старались злые люди настраивать народы друг против друга, каждый своим детям рассказывает о своих спасителях, о своих добрых друзьях. И наши дети, также как и мы, выбирают себе друзей только по человеческим критериям!

16.08.2020


Рецензии
Сегодня редко можно встретить столь прекрасно написанное откровение про одно из самых запутанных взаимоотношений между вчерашними братскими народами на постсоветском пространстве, свидетельствующее об отсутствии какой-либо, глубоко укоренившейся, неприязни и вражды между этими народами...

Ион Жани   18.08.2020 15:46     Заявить о нарушении