Катти Сарк

История человечества фрактальна, поэтому глядя на вещи казалось-бы далёкие, мы можем получать представления о процессах, которые сложно охватить взглядом из-зи их масштабов (при этом, разумеется, памятуя о том, что любая аналогия приблизительна и условна). Подчинение стихии являлось одним из основных мотивов разития цивилизации и что может иллюстрировать сей процесс лучше, чем развитие мореплавания? Еще древние египтяне (возможно, ещё до них китайцы) научилиь использовать невидимую руку ветра для передвижения по воде. Тысячи лет мореходы умели использовать парус только для движения по ветру или, в лучшем случае, перпендикулярно ему – ветер «упирался» в натянутый на реях кусок ткани и придавал кораблю поступательное движение, если ветер менялся на встречный, то приходилось убирать парус и ждать попутного. Так происходило до тех пор, пока хитрые арабы где-то во второй половине первого тысячелетия не придумали косой парус, позволяющий (благодаря «эффекту Бернулли») ходить под острым углом к ветру (и распространили Ислам аж до Индонезии, сильно расстроив  министра сельского хозяйства Ткачева – очередная интрересная иллюстрация влияния техноогических инноваций на духовные учения). Через генуэзцев (естественно, тут же налепивших на скопипастенную технологию свой брэнд) косой парус попал в Европу, где наряду с прочим европейским хай-теком своего времени (сталь, тригонометрия, конопляные канаты, стекло) вызвал настоящую революцию в мореходстве. Последующие лет 700 европейские мореходы совершенствовались в управлении стихией и достигли выдающихся результатов. Вершиной парусной технологи были чайный клипперы, курсировавшие между Англией и колониями.  Это были супертехнологии парусной эры – с десятками парусов различной формы, сотнями канатов, удерживающими их в строго выверенном положении, сложными механизмами, многочисленными и очень квалифицированными командами, занимающимися тонкой настройкой парусов в зависимости от направления ветра и погодных условий. Но когда знаменитая «Катти Сарк» (развивающая крейсерскую скорость аж 15 узлов! – этот рекорд еще не скоро будет превзойдён в «механическую» эру) еще курсировала с грузом шерсти между Мельбурном и Лондоном по морям уже ходили грязные, медленные, откровенно небезопасные и даже иногда взрывающиеся пароходы. Красавцы-парусники были обречены – никому уже не было нужно полагаться на невидимую руку ветра, если можно просто бросить уголь в топку, поставить точный курс и обойтись безо всех этих галсов и набивки парусов.

Это, в принципе, всё что я хотел сказать о сравнении  капитализма и социализма, хотя и «капитализм», и «социализм» - термины, оставшиеся глубоко в XX веке, так же как «брам-стеньга» осталась в веке XIX. Когда нибудь наши потомки будут удивляться тому обилию глупых, бессмысленных и откровенно опасных вещей, которые производит современная экономика, водимая «невидимой рукой рынка» и поражаться сложности законов и регуляторных актов, удерживающих её на курсе.

Я бы ещё задвинл что-нибудь про символизм «Мэйфлауэр» и крейсера «Аврора», но, увы, оставшиеся неубитыми гаванским ромом клетки головного мозга нынче заняты, в основном, настройкой третьего фок-стакселя на галфвинд... пардон, MIFID’ом.
(P.S. Граждане финансисты, не ссыте – лет пятьдесят у нас ещё есть, как раз хватит для развития цирроза)


Рецензии