Пробуждая воспоминания 30. Без репетиции

   К этому времени мы с братом уже познакомились поближе с Михаилом Исааковичем Иоффе, человеком с интересной биографией, являвшимся, безусловно, выдающейся личностью. В молодости он увлекался коммунистическими идеями, несколько лет занимался подпольной деятельностью, за что короткое время сидел в тюрьме.

   Занимаясь параллельно изучением медицины в университете и музыкой, Иоффе после окончания медицинского факультета в течение многих лет практическим врачом работал мало; являясь профессиональным виолончелистом, играл в оркестре Оперного театра, подрабатывал также в других оркестрах.
   Как-то раз его пригласили без репетиции заменить концертмейстера виолончелей в оперетте Кальмана "Марица". Полагая, что в оперетте не должно быть трудностей, он согласился, хотя в этом спектакле никогда не играл. После увертюры дирижёр спросил у Михаила Исааковича, знает ли он, что скоро предстоит соло виолончели, до которого оставалось минут двадцать. Пришлось одной левой рукой беззвучно выучить предстоящую партию - довольно трудную: вступление к арии Тасилло. "Сыграл я вроде бы неплохо, дирижёр меня даже похвалил, но эту мелодию я смог бы сыграть и сейчас, если меня разбудят среди ночи", - рассказывал он.

   Весной 1941-го, когда М.И.Иоффе был заместителем министра здравоохранения, ему позвонили из Оперного театра: внезапно заболели два виолончелиста. Бросив дела, он поехал в театр и сыграл партию первой виолончели в опере "Паяцы".

   Помню, однажды я задержался в кабинете Иоффе после занятий, и он вдруг спросил, что за мелодия звучит из репродуктора. Когда я ответил, что это пьеса Александра Глазунова "Песню Трубадура" для виолончели, он удовлетворённо хмыкнул.

   Вскоре мы с братом стали часто заходить по вечерам к нему домой, у него была собрана огромная фонотека - пластинки с записями симфоний, сольных концертов, квартетов, трио в исполнении мировых знаменитостей. Эти вечера всегда доставляли нам большую радость общения с искусством и крайне интересным, содержательным человеком.

   Музыкальная образованность и слух Михаила Исааковича были уникальны. Такими же уникальными и разносторонними были его познания в других областях. Он отлично знал физику, высшую математику, химию, владел английским, французским, немецким языками (не говоря уже о русском и латышском), прекрасно играл в шахматы.
 
   К современной медицине он относился скептически, в лечении болезней был нигилистом: в лекарства мало верил, его больше интересовала диагностика. Являясь основоположником электрокардиографии в Латвии, он был прекрасным специалистом, обучил этому методу многих врачей, в том числе брата и меня.
   К студентам, с которыми ему приходилось заниматься, он относился по-разному: если студент его предметом не интересовался, то он не обращал на него внимания, но с теми, кто интересовался, мог подолгу беседовать, приносил им из дома книги и журналы.
   Мы, студенты, как-то хотели даже издать сборник произнесённых им афоризмов. Вот некоторые из них:
"Каждая болезнь имеет начало, течение и конец. Не надо вмешиваться!";
"Врачам при выдаче диплома следует вырезать язык!" (это по поводу неумения врачей разговаривать с больными);
Когда Михаила Исааковича спросили, что такое защита диссертации, он ответил:"Час позора и вечный рай блаженства".

Продолжение: http://proza.ru/2022/02/20/1252

   


Рецензии
Интересные были преподаватели. Разносторонне образованные. М.И.Иоффе - музыкальная душа - был заместителем министра здравоохранения!

Валентина Томашевская   19.08.2020 16:23     Заявить о нарушении
Благодарю!
Многие медики обладают музыкальностью, но профессионально играть в оркестре Оперного театра мог бы, наверное, один процент из ста.

Борис Алтайский   19.08.2020 16:29   Заявить о нарушении