Фаворский приход

Я хочу написать это эссе для тех, кто идет по жизни, не зная, куда и зачем. Я пишу это эссе для тех, кто ищет свою дорогу, но пока не нашел.

Нам нужны ориентиры, как в старые времена путешественникам, идущим в определенное место, нужны были карты и компас. Ведь если в них долгое время не заглядывать, то можно зайти в такие места, что уже не будешь понимать, где находишься, и как, собственно, оттуда вернуться.

Для нас таким компасом служит церковь - это такое собрание людей, которое, в том числе, ходит в храм. В храме мы собираемся для молитвы. И мало кто из мирян описал ее, молитву так, чтобы помочь неведающему. Но я постараюсь.

Вечером, накануне Преображения, я пошла не за продуктами в магазин, а после работы приехала в нашу приходскую церковь. Она совсем маленькая. Храм большой только будет строится, а сейчас на красивом ухоженном участке стоит временный, малый храм во имя св. Пимена Богучарского. Но как у нас тут прекрасно!

Мы живем в новом микрорайоне на окраине областного центра. Журналисты и блогеры любят троллить это место: школы нет, садик для малышей один, банкоматов нет, а тротуары узкие.

Но мы любим свое Семчино: только выходишь из маршрутки, сразу ощущаешь запах с лугов, дышится тут полнее, хотя, наверно, это пока весь микрорайон еще не застроен. Потом "дцати"-этажные громадины займут весь горизонт, а узкие полосочки зеленой травки будут выживать между ними...

Обо всем этом уже пишут активисты и градозащитники. Но сегодня - мой любимый праздник, означающий торжество нетварного, фаворского света.

Около храма молятся женщины, которым внутри душно. Встаю рядом с ними. Но мысль о том, что надо написать записки о живых и усопших родственниках заставляет пройти внутрь. Прихожане неспешно пропускают, но я уже и не тороплюсь. Служба идет к концу, уже было помазание освещенным елеем. Свет сквозь цветные витражи уже падает мягко на лица людей. Никто никуда не проталкивается. И душа наполняется предчувствием света самого Христа, который показал Господь своим ученикам -  Петру, Иакову и Иоанну, которые, не выдержав этого света, упали ниц.

От этого события нас отделяют два тысячелетия. И мы не апостолы, не святые, мы - грешники. Самые обычные, как и все другие. Но у нас есть компас. И сегодня мы пришли, чтобы посмотреть в свою душу - куда указывают стрелки наших желаний и чувств - к свету Христа или в лапы лукавого?

И мой диагноз неутешителен. Я не была уже месяц в храме. Мне было некогда, или я себя плохо чувствовала, или кто-то болел. У матери семейства всегда есть оправдание. Я мечтаю, что когда стану старой, и попечений в моей жизни станет меньше, тогда я не буду пропускать субботы и воскресения. Но разум тихо подсказывает, что старость может и не случиться, а самое главное - что будет уже поздно: душевное устроение закоснеет в мелочности, зависти, злости, брюзжании, жадности, тупости, болезни или лени, а сил выйти на прямую дорогу в Богу уже не останется - гляди уж тогда иль не гляди в компас...

Сегодня никто никого не толкает - будний вечер. Пришли только "постоянные". Они уже написали записочки и поставили свечи. Торжественная, мягкая, тишина. Как дома, в обители у Христа. И душа начинает с ним тихий разговор. Не на икону смотрит она тогда глазами тела, а созерцает Дух Божий, дух благодати.

Невысокий черноволосый священник выходит с кадилом к нам. Певчие поют слова, написанные святыми. И сколько в них глубины и смысла! Каждую строчку я снова и снова осмысливаю заново, и каждый раз слышу в них новый смысл.

Не так давно, на воскресной службе, когда душа просила такой же молитвы, меня отвлекали суетливые женщины, которые пришли кого-то "записать", поставить свечи. И я испытывала раздражение, а может, даже, какое-то презрение к их бестолковому и неряшливому виду. И тогда я услышала тихий голос внутри своей же души:" Презирая их, ты презираешь и самого Бога, который их создал, самого Христа, который пришел на землю ради грешников, а не ради праведников".

Сегодня только ленивый из атеистов не нападает на церковь. Это модно. Модно ругать попов, писать про их грехи журналистские расследования. Но подобные темы не трогают душ здесь молящихся. Как сказала одна деревенская бабка  -казачка, дело попов - кадилом махать, а дело народа - веру беречь. Вот о своей вере и надо-то думать.

Хотя я сама, честно, сколько живу, не знаю, откуда берутся все эти примеры? Мне везло. Батюшки, которые служат на приходах, которые я посещаю - настоящие верующие люди, и дай им Бог здоровья! А наш приход  - и вовсе! У нас тут нет  привычного "ящика": свечи и бланки поминаний лежат в аккуратных ячейках - бери, клади сам в ящик пожертвование. А надо что купить - церковная лавка работает рядом, в другом здании. Храм - место молитвы. В нем нет торговли.

Маленький священник закончил службу, прочитал небольшую проповедь - напутствие на сегодняшний вечер, а вечер, обрадовавшись, тут же и наступил. Свет дня померк. Но не свет фаворского навечерия. Разбившись по парам - тройкам, мы пошли по домам. И лица обращавшихся ко мне прихожанок светились этим светом.


Рецензии