Память о копровом

В этот цех я попал по стечению обстоятельств и проработал с удовольствием 13 лет (1998-2011). Принимая меня слесарем, начальник цеха Николай Кириллович Кучумов пошутил: «Ты не расстраивайся, что из инженеров попал в слесари. Будешь работать в техбюро, в случае сокращения прежде всего сокращают ИТР».
К тому времени мне было 59, за плечами много производственного опыта, общения с людьми, общественной работы и семь лет очень малого бизнеса. Мой опыт в цехе пригодился. Здесь меня окружала молодежь, и работа с молодыми доставляла удовольствие.
В копровом мне довелось работать с тремя начальниками, там я сдружился с профоргом и отличным человеком Павлом Васильевичем Никифоровым.
Дел в цехе хватало. Руководство предложило мне возобновить работу по рационализации и изобретательству, а также наладить наставничество. Другие инициативы я проявлял сам: организовать музей цеха, собрать и опубликовать воспоминания ветеранов, организовать шефскую помощь детскому дому и т.д.
В копровом цехе я встретил много интересных и хороших друзей среди начальников участков и мастеров, рационализаторов со стажем, но более всего – среди молодых специалистов-ремонтников. Прощаясь с ними на последней оперативке, я поблагодарил всех и сказал: «Вы выросли за последние годы благодаря собственным талантам, способностям и упорству, но все-таки надеюсь, что на какие-то доли процента я смог помочь вам стать инженерами, научив грамотно думать и излагать свои предложения и мысли». Попрощаться пришли руководители отдела РИЗ (последние годы цех занимал призовые места про РИЗу в своей группе цехов)

За тридцать лет работы на комбинате мне приходилось тесно общаться с руководителями и рабочими многих подразделений, но такого количества самобытных людей, как в копровом, я не встречал нигде. Тут оседали надолго очень разные люди: бывшие парторги и военные, шоферы и люди, имевшие в прошлом проблемы с законом, выходцы из вологодских деревень и приехавшие с Сибири и Кавказа, сталевары и строители. Кого-то привели сюда стремления получить квартиру, кто-то остался в городе после службы в армии, после отбывания «химии» и т.д. Люди здесь держатся свободней. Мне казалось, - их работа чем-то напоминает лесоповал или тралфлот.
При всей своей неоспоримой значимости (без лома не сваришь стали) и ответственности (взрывоопасный или с включением льда лом может привести у сталеваров к взрыву, разрушениям и жертвам), этот цех имеет технологические особенности, которые не встретишь больше нигде. Первая из них - громадные площади по всему заводу (несколько участков). Лом заготавливают в других регионах летом, поэтому завод вынужден ежегодно делать на зиму огромные запасы в несколько миллионов тонн.
Вторая особенность - сильное разнообразие в характеристике самого лома. Его непредсказуемая новизна завораживает не только пацанов, которые в иные времена проникали на участки, но и бывалых копровиков. Периодически из вагонов привозили и разгружали под охраной военный (взрывоопасный) лом. По правилам отправитель груза отвечал за пиротехническую безопасность, но человеческий фактор никто еще не отменил, и в цех приходило немало опасных боеприпасов и оружия. Приходили вагоны с бракованной бытовой техникой, большой интерес вызывало присутствие лома дорогостоящих цветных металлов («цветнины», это отдельная тема).
Многолетняя работа среди "железных гор" несомненно как-то сказывается и на организме человека и на его психике. Тут и влияние магнитных полей, раньше случалось и завозили железо с радиацией.
В отличии от основных цехов, где большие группы рабочих работают в тесном контакте по технологической цепочке (мартен, прокатные цехи) здесь трудятся очень малыми группами (газорезчик-машинист крана-подкрановый рабочий; машинист пресса-машинист мостового крана). В цехе более 100 мостовых кранов. Газорезчики в основном разрезают лом на открытых площадках в любую погоду (зимой лицо горит от пламени, спина мерзнет от мороза)
Одних только способов подготовить лом для сталеваров, превратив его в качественную «металлошихту», существовало официально семь:
- сортировка кранами;
- ручная огнерезка;
- пакетирование на гидравлических прессах;
- резка лома на габарит на гидравлических ножницах;
- разбивка чугунных и стальных массивов копровым способом (шаровой бабой);
- разделка массивов на габарит с помощью взрыва во взрывных ямах;
- измельчение лома в специальных импортных измельчителях (шредингование) с автоматическим отделением неметаллических включений.
Наиболее удаленные от конторы участки (бойное отдление, взрывное, судоразделка) находятся в пустынных местах на берегу Шексны.Коллектив маленький, в то время у мужиков была и лодочка и удочки. План они всегда выполняли, легковушку начальника цеха( (ежедневно посещал все участки) "дозорный" сверху видел задолго до приезда.
Всея эта многотонная масса металла передается с участка на участок, грузится мостовыми кранами и передвижными экскаваторами на автошасси (Баггерами), взвешивается на вагонных и автовесах, перевозится в вагонах и в совках (для загрузки лома в конвертер), в корзинах (для электропечей) в мульдах для мартена.
Большинство работ производится на отдаленных участках под открытым небом, работают в небольших бригадах, хорошо знают друг друга, за ошибку или промах одного приходится отвечать всем. Бригады сдружились за много лет совместной работы.
Внимание к металлошихте в зимнее время - особая тема. За время хранения на открытой площадке в пакеты, в полости отдельных кусков попадает вода. Застывая на морозе, она становится взрывчаткой, способной взорвать мартен или конвертер. Сколько внимания, терпения и ответственности требуется от женщин-машинистов кранов и подкрановых рабочих, чтобы быть предельно обезопасить такую шихту. Никаким контролерам тут не справиться, если человек не воспитан, не заряжен на такую ответственную работу. Воистину "Лучший контролер-ваша совесть".

Ниже я представляю читателю скромную книжку воспоминаний ветеранов цеха (2006).
В Сборнике собраны воспоминания разных людей: специалиста Ленгипромеза, газорезчиков и копровиков, взрывников и начальников участков…
Среди рассказов есть совсем неожиданные темы: как, благодаря военному министру, завод получил новые дефицитные прессы; как начальник цеха на практике убедил проектантов изменить проект, чтобы улучшить условия труда ремонтников зимой; как опытнейший начальник смены отучал выпивох от пьянства; как, работая начальником смены, можно заработать инфаркт; как учились на собственных ошибках при освоении импортной техники…
Эти бесхитростные воспоминания перенесут читателя в далекие 50-70-е года. Вряд ли эти очерки заинтересуют всех. Но, полагаю, своего читателя они найдут, в том числе и среди молодых. И кому-то захочется пойти работать в копровый. Ведь часто в молодости не знаешь, где тебе будет комфортно и уверенно, в каком коллективе ты найдешь себя - не все же определяется деньгами, а "без копрового стали не сварить".

Изданная тиражом 50 экземпляров, она стала библиографической редкостью Единственный экземпляр есть в библиотеке профкома  ПАО Северсталь.
Читать по ссылке https://vk.com/id88335298?w=wall88335298_2712
А. Зельцер


Рецензии