Китайские записки, 7 ноября

Доктор Ли пришел с тремя корейскими врачами – двумя девушками и седовласым мужчиной. Как всегда садится на стул рядом с моей кроватью, а я лежу, готовая к экзекуции. После обычных приветствий и взаимных расшаркиваний он рассказывает мне о своих корейских коллегах. Одна из девушек уже приходила ко мне в числе свиты Большого Дока и вместе с доктриссой Сюэ. Я даже спрашивала ее имя, но не запомнила его – оно сложнее китайских имен. Она хорошо говорит по-английски и обычно бывает транслятором между мной и пришедшей доктриссой (один только доктор Ли в языковых посредниках не нуждается). Маленький Док называет ее профессором. «Неужели?»  - у меня глаза на лоб лезут. – «Вы слишком молоды для профессора!». «Не так уж и молода», - стеснительно отвечает девушка. «Да, да, молодая, а уже профессор», - похваливает ее Док, потом добавляет, – «Азиаты выглядят несколько моложе своих лет. Вот мне, например, знаете, сколько лет?» - смотрит на меня и, не моргнув глазом, отвечает, –«28». Я рассматриваю сначала его лицо – худое, но без морщин, высокий гладкий лоб, впервые замечаю, что он в очках; потом вижу тонкие как у музыканта пальцы, из под рукава белого халата выглядывает рубашка из очень качественной ткани. Я растерялась, конечно, 28 – это он загнул.  Может, 37 или около сорока. У меня, кажется, обескураженный вид. Док улыбается: «Мне 49».  Ах, он обманщик! Но разница даже с моим предположением внушительная. «Наверное, это действие традиционной китайской медицины, а вы – чудо, … то есть ее пример». Я смутила Дока, он легонечко бьет меня по руке и начинает процедуру с иголками. «А я старая и больная женщина», - зачем-то говорю я. Доктор Ли встает: «Не надо! По китайским меркам Вы – молодая леди!». Теперь он смутил меня. Потом он повторил еще раз, что я молодая леди, потом еще раз уже в дверях. Все уходят, а я остаюсь одна с моими мыслями-переживаниями, закрываю глаза и начинаю медитировать: «Я – молодая леди…, я – молодая леди…», а перед мысленным взором лицо Маленького Дока, доктора Ли, он смотрит на меня так, будто я и в правду молодая леди. Зачем он это делает? Зачем он так смотрит на меня?

Сегодня я увидела настоящее Тяньцзиньское чудо – Фарфоровый дом. Известно, что для реконструкции этого уникального творения понадобилось 400 миллионов кусочков фарфора, более пяти тысяч ваз и свыше четырех тысяч тарелок и мисок. Домик совершенно сказочный! Мозаика, выложенная по лепнине, состоит из кусочков фарфоровых изделий в голубых тонах. Интересна в этом домике не только фарфоровая отделка, но и само строение в азиатском стиле – вычурные толстые змеевидные канаты под крышей, фантастическое сплетение элементов вокруг балкончика, парадный вход с перилами и козырьком, необычная формы большой волны изгородь перед домом с множеством вставленных внутрь вазочек.  Во внутреннем дворике выставлены абстрактные фантазийные скульптуры,  похожие на веревочные лестницы и невиданные растения, все в фарфоровой мозаике.  Над входной аркой по кругу цепочкой сидят коты, былые с черными пятнами.  Вчера я уже видела таких же в лепном домике, нечаянно обнаруженном мною в районе с европейской архитектурой. Наверняка, эти коты имеют какое-то символическое значение. Надо спросить у Тамары. Не могла насмотреться на эту красоту и бесконечно щелкала фотоаппаратом, чтобы запечатлеть каждый уголочек. Я заметила, что в музеях китайцы не любят пустого пространства – вся площадь буквально утыкана экспонатами. Попросила китайскую парочку снять меня у входа, но в музей не пошла – увы, мои ноги не выдержат хождения по четырем этажам. Эх, ноги, мои ноги!

Заранее подготовившись к прогулке по центру и хорошо изучив карту, я поняла, что от фарфорового дома я могу прогуляться до центра и сэкономить на такси. Так я и сделала. По дороге рассматривала домики, которые, несмотря на чрезвычайную близость к центру, всего лишь  двухэтажные, при этом не фешенебельные, но добротные и уютные. У многих красивые решетчатые ворота, заборы тоже из решеток и каменных столбов между ними – дворики хорошо просматривается, никаких тайн.  Европейской вылизанности нет, везде следы человеческой жизни – ржавые инструменты, велосипеды, вывешенные на веревке брючки, коробки, бутылки. Через квартал другие дома. Маленькие магазинчики первых этажей, расположенные в ряд с одной стороны улицы, имеют унифицированные арочные входы с надписью вверху. Перед магазинами привязанные к деревьям велосипеды – любимое средство передвижения в Китае. На другой стороне улицы тоже магазинчики, немного дороже тех, что напротив. Здесь арендаторы выпендриваются в оформлении стеклянных дверей,  дверная выемка у всех одинаковая - прямоугольная, но отделка у каждого своя – прямолинейный «хайтек», металлические рамы под багет, серебристые, золотистые, строго-черные и т.п.

Наконец, выхожу в центр, здесь долго стою, задрав голову – сплошные небоскребы, как раньше говорили, строения из стекла и бетона, теперь  здания,  конечно, из других современных материалов, но ощущение прежнее -  атмосфера каменного мегаполиса. Внизу одной высотки огромный экран, на котором  китайские девушки в танце что-то рекламируют или, что-то рекламируя, танцуют.  Напротив другая высотка, круглая, как будто выпятившая живот – это универмаг «Isetan» - китайцы говорят «ишетан». Я здесь второй раз – именно здесь я купила шелковое одеяло. Универмаг семиэтажный, в центре эскалаторы, везущие покупателей вверх и вниз; можно воспользоваться лифтом, они здесь стеклянные с выходом на улицу, можно увидеть центр города сверху. В первый раз я поднималась вверх на эскалаторе, чтобы посмотреть все этажи. А спускалась на лифте, рассматривая близстоящие здания и улицу с высоты.

Поражает разнообразие форм высотных зданий – полукруглые, пирамидки, разнокалиберные башенки, стрелы, амфитеатры и другие непростые стереометрические фигуры.  Мне понятно, что и наша столица строится и москвичам есть, чем гордиться. Но это Китай – древний как мир и как будто завязший в своем прошлом. Ан нет! Освоить строительство  сложных конструкций такой величины – вот тебе и Поднебесная империя.  Снимаю шляпу!


Рецензии