Три винта

 

   В течение пяти лет я командовал радиотехнической службой на К-211, в первом экипаже.
Уникален этот корабль был тем, что у него было три винта. Два на штатном месте, а один находился в “Челпушке”, в плавдоке - есть такое место на гранитном Севере, невдалеке от Мурманска. Кстати этот док только половина немецкого дока построенного для линкора “Бисмарк”- фашисткого “Варяга”, ну это к слову.
   Что на К-211 вместо положенных двух - три винта, начинало ощущаться при приеме - передаче железа между экипажами. Механические силы пересчитывая свои ржавые железки натыкались на недостачу в винтах, на Севере это еще проходило мирно. Но с переходом на ТОФ, на Камчатке, проблема отсутствия десятков тон бронзы в изделии, легкомысленно обоснованное его нахождения на другом ТВД, приводило в трепет закаленные механические души, осложняя процесс приёмки.
   В чем же дело спросите вы…?
   А дело было так: -
   "23 мая 1981 года атомный подводный крейсер следовал в базу из полигона боевой подготовки. Лодка находилась на глубине 50 метров и двигалась со скоростью 9,5 узлов курсом 180°. Командир атомохода Лев Захаров проверил отсутствие слежения за своим кораблем и в 19 часов 30 минут и приказал произвести замер уровня гидроакустических помех. В 19 часов 51 минуту на "К-211" неожиданно ощутили три последовательных кратковременных удара-толчка продолжительностью до 10 секунд. Командир принял решение всплыть на перископную глубину, но в ходе всплытия получил доклад гидроакустика о шумах винтов на курсовом угле 127° левого борта. Акустик классифицировал подводную цель, как атомную подводную лодку. В 19 часов 58 минут "К-211" отвернула вправо от предполагаемой цели и через две минуты контакт с иностранным атомоходом был утерян. В 20 часов 11 минут лодка всплыла, но ни визуально, ни на экране радиолокатора надводных целей не было обнаружено.
   Американская субмарина, своей рубкой протаранив кормовую часть советского ракетного подводного крейсера, в районе столкновения не всплыла. Через несколько суток в английской военно-морской базе Холи-Лох появилась атомная лодка США с ярко выраженными повреждениями рубки.
В дальнейшем комиссия, смоделировав ситуацию маневра двух лодок, осмотрев места повреждения, установила, что американская лодка следила за нашей лодкой в её кормовых секторах, оставаясь для неё в акустической тени. Как только наша лодка изменила курс, американцы потеряли контакт и вслепую врезались своей рубкой в корму нашей лодки. К-211 поставили в док, и там при осмотре были обнаружены в двух кормовых цистернах главного балласта пробоины, повреждение лопастей правого винта и горизонтального стабилизатора. В повреждённых цистернах главного балласта были найдены болты с потайными головками, куски металла и плекса от рубки американской субмарины.
   Более того, по отдельным деталям комиссии удалось установить, что столкновение произошло именно с американской подводной лодкой класса "Стёрджен", что потом и подтвердилось появлением в Холи-Лох лодки с повреждённой рубкой именно этого класса."
   Погнутый винт заменили на новый в доке, но списать старый оказалось невозможно, так он числился за нашей лодкой.


Рецензии