Мадрид наших отношений

Кино-спектакль «МАДРИД, И.А.Бунин»
Экранизация рассказа И.А.Бунина «Мадрид».
Автор проекта – Лариса Луппиан.
Режиссер – Евгения Богинская.
Оператор и режиссер монтажа – Владислав Амелин.
Художник по свету – Андрей Лебедь.
Звукооператоры: Юлия Дрягина, Валерия Джавахишвили.
Художник-постановщик – Евгения Богинская.
В ролях: Виктория Волохова и Олег Фёдоров.
Литературно-драматический проект «Он. Она …»
Театр имени Ленсовета. 08.2020
В кино-спектакле «МАДРИД, И.А.Бунин» Евгения Богинская обращается к фрагменту творческого наследия великого писателя, который был создан им в период его жизни эмиграции в Америке. Сюжет рассказа «Мадрид», воплощенный в кино-спектакле, в хронологии творческого наследия Бунина принадлежит к финальным литературным аккордам сборника рассказов «Темные Аллеи». В творчестве великого писателя этот сборник является коллекцией этюдов проецирующих бунинское особое видение мира человеческих отношений, в котором рассказ «Мадрид» находится в финальной -завершающей части, эта история обособлена не только благодаря своей хронологической расположенностью в массиве сборника. В ней Бунин подводит своеобразную итоговую черту, к которой он ведет читателя через сюжеты различных историй и в этой символической точке он финализирует его литературную картину человеческих отношений и он подводит читателя к точке осмысления его видения мироздания
Другой особенностью сюжетной плоскости этого рассказа заключается в его эмоциональной тональности, в которой отчетливо читается душевное состояние Бунина на том временном отрезке. В этот период Бунин переживает одиночество жизни вдали от родных просторов, он полностью под властью гнетущего чувства одиночества с явным ностальгическим оттенком и тоской по людям, чьи лики наполняли его жизнь десятилетиями в России. Эти лики бунинского душевного состояния и невероятное человеколюбие  проецируются на персонажей и сюжетное пространство этой истории отношений двух одиночеств.
В своем сценическом воплощении сюжета рассказа Богинская создаёт визуальную проекцию эмоционального состояния Бунина, через раскрытие концепции человеческого одиночества, которое в этой истории более тонко определяется в форме одиночества в толпе. Персонажи этой истории он и она, заключенные во внутренних пространствах их внутреннего мира, так как в их одиночестве они не могут найти понимание у людей окружающего их мира. Они подобны двум утлым суденышкам, одиночно дрейфующим в океане людского безразличия, в котором их лики затеряны и разделены в необъятном людском потоке большого города. Богинская визуализирует парадигму этой формы экзистенциального существования через наполнение пространства образа персонажа.
В начальной точке сюжетной линии мы видим персонажей, чьи образы воплощены контурно на фоне обезличенного пространства города, в нём они абстрагированы от всего мира, этот эмоциональный контекст образов в спектакле создаётся через их появление из глубин мрака. Символизм этого силуэтного выделения на монохроматическом, обезличенном фоне подчеркивает концепцию человеческого одиночества тонущего в океане безразличия. В момент, когда черты их образов обретают видимость в монотонном пространстве фоне, световое выделение силуэта создаёт проекцию одиночества, скитающиеся без надежды найти пристанище. Сюжетная точка их встречи результирует в первичном соприкосновении этих двух индивидуальных плоскостей, в котором каждый из них эмоционально замкнут момент их соприкосновения.
Эта встреча создаёт эффект случайного соприкосновения персонажей, образует сюжетообразующую точку события, в котором их встреча которое создаёт особую плоскость где случайное событие выходит за рамки рутины и необязательного общения со случайным человеком. Их диалоги теряют формализм разговоров посторонних людей, словесная паутина исчезает и каждый из них постепенно освобождается от недоверия замкнутости. Этот вектор развития их взаимоотношений меняет эмоциональную тональность этой случайной встречи и в ней каждый из них начинает видеть в лике собеседника другую проекцию одиночества. Эти точки эмоционального раскрытия задают тональность взаимоотношениям персонажей, в которых их недоверие к постороннему постепенно вытесняет процесс открытия и проникновения во внутренний мира собеседника. Расширение плоскости общения персонажей приводит к пониманию их эмоциональной и душевной близости и созданию невидимых уз связывающих их в этом мире.
Процесс возникновение уз связывающих персонажей задаёт сильный импульс для трансформации пространства, при котором холод безразличия города оттеняется и место под названием Мадрид становиться замкнутым пространством особого порядка. В спектакле «Мадрид»- это маленькая неприметная гостиница, которое становиться пространством эмоционального раскрытия персонажей. В процессе трансформации этой сюжетной плоскости её утилитарное предназначение становится вторичным и здесь оно обретает символическое значение теплого очага отогревающих их замерзшие души в ледяной пустыне безразличия. В сознании каждого из них гостиничный номер обретает образ островка доверия и взаимопонимания, где они могут быть вне защитной внешней оболочки, так как здесь они защищены, а холодный циничный мир большого города находится где-то далеко, за стенами этого места.
Евгения Богинская в кино-спектакле «МАДРИД, И.А.Бунин» открывает сюжет рассказа Бунина во вневременном формате, при котором антураж времени нивелирован и главным фокусом воплощения сюжета и нашего внимания являются отношения между мужчиной и женщиной, паттерн которых не имеет определения. В этой истории персонажи создают себе пространство, в котором они живут и существуют вне шаблонных условностей общества и в этой форме существования они над временем и пространством. Эта история, воплощенная в системе координат: Он, Она … открывает нам проблески мечты, который каждый из нас хранит в глубине сердца, в которой мы верим, что в наших душевных скитаниях мы найдем для себя место, под названием «Мадрид», где сможем обрести себя и жить вне мрака цинизма и безразличия мира вокруг нас. 


Рецензии