Телеграф

Предисловие к повести "Телеграф"  литературоведение     http://proza.ru/2020/08/27/576


Этим летом в том городе он оказался при совершенно случайных обстоятельствах, случайных но, вероятно закономерных... Всё дело в том, что его отправили, как сначала и было сообщено, в очень необходимую командировку, с оговоркой, вместо того-то, "у человека очень уважительная причина случилась, пойми, "старик". Молодой человек сначала расстроился, и даже сильно, как-то накатило, почему  он, почему не кто-то ещё, почему в этот город, так далеко, практически через всю страну, и в конце концов - это провинция, а он, человек, можно сказать, искушённый и избалованный, повидавший виды, с прекрасным образованием, добившийся несмотря на ещё совсем молодой возраст,  достаточного положения в обществе.

Август, но какой, ещё лето и можно много проводить времени вне дома,  выходные кажутся очень большими, и море жаль вот так покидать, начало "бархатного", ладно бы осень. "Но-но-но", какая-то телеграмма  застучала  у него в висках, "... и то-ль-ко Вы пое-де-те, и не соп-ро-тив-ляй-тесь".

- Ничего не поделать, ни-че-го.

Последние слова, как вердикт произнёс его непосредственный начальник.

Отправлен, несмотря ни на что!

Его убеждения были так ничтожны и сказаны настолько тихо, что их просто никто не услышал. Всё остальное, что происходило дальше, для него потеряло всякий смысл, он как "телёнок" последовал в бухгалтерию за командировочными расходами. Ему было всё равно, сколько причитается денег, то есть, какая сумма будет сопровождать его  в этот город и не даст заскучать, что ещё произнес по этому поводу всё тот же, его, теперь уже не совсем любимый начальник.

Эта командировка для него была первой в его новой фирме. Фирма, признаться, продвинутая, и все права для работающего человека выполняются по закону и даже больше. Расписываясь в ведомости, бухгалтер ему указала, надо ещё в одной графе поставить автограф! Торжественно произнесла она, сказав, Вы едете в N, а там много денег надо, она произнесла свои слова достаточно убедительно, молодой человек решил взглянуть на выражение её лица, выражение говорило о том, что бухгалтер говорит, и отдаёт отчёт сказанным словам, она продолжала, там музеи, старина, рестораны, дискотеки, развлечения. Вам всё это поможет поднять несколько испорченное настроение. Да Вы не переживайте, все кто ездит в этот город, всегда возвращаются одухотворёнными.

И тут что-то опять щёлкнуло в виске. Опять что-то застучало, как телеграфный аппарат.

"О-ду-хо-тво-рён-ны-е... тире-точка-тире-точка-точка-тире"...

Командировочные расходы получились приличные, только где там можно их потратить, в этом городе он не мог даже представить. Одно радовало, что добираться будет, почти через всю страну, самолётом, значит быстро и неутомительно, настраивал себя на поездку молодой человек.

Добрался! Приехал и даже не устал, и настрой, непонятно почему сменился на позитивный, внутреннее состояние говорило, что всё здорово ведь, и никакая это не провинция - август, конец лета, музеи, старина.

О командировке долго рассказывать нечего, справился быстро, по времени уложился в половину отведённого и запланированного, проблем не возникло ни в чём, всё шло с опережением и на подъёме.

Билет обратно у него был сразу, сначала пожалел, о том, что купил заранее, и что только через три дня сможет уехать.

Любимое море где-то далеко-далеко томилось в ожидании его, поблёскивало и звало.

Но то, что происходит, значит не зря происходит, значит так должно быть и никак по другому, размышлял наш герой.

"У меня теперь целых три дня на музеи, старину и развлечения", сказал он, и удивился самому себе, удивился убедительному тону своего внутреннего голоса...

Да, о гостинице вкратце, что сказать, всё достаточно прилично, опять таки провинция, а не скажешь, всё отлажено, всё действует, сервис не хуже столичного, а в каких то местах даже может и лучше заграничного. И администратор, внимательная, всё подскажет, на следующий день спросит, всё ли в порядке, не нужна ли помощь в чём-то?

- Нужна! Решил в ресторан пойти, просто пообедать. Какой порекомендуете, что бы и недалеко и вкусно, и модно.
- Так идите в телеграф!
-  Куда?
- Ресторан так называется "Телеграф", отсюда триста метров, на Газоне, идите, это рядом, найдёте легко.
- На Газоне, это как?
- Идите же, там всё расскажут, а если повезёт... администратор протянула последнее сказанное ею слово в окончании, то и увидите...
- Но что?

Она махнула рукой, кто-то срочно её позвал из персонала и вопрос так и остался висеть в воздухе без ответа.

Администратору удалось заинтриговать молодого человека на все сто процентов, возможно даже больше. И он сразу отправился в "Телеграф".

Не успел выйти, как уже пришёл. Угловой дом, действительно телеграф - слева, а справа ресторан с таким же названием "Телеграф".

Был четверг, середина дня, у кого-то обед, у кого-то еще завтрак, он конечно это определил, окинув публику взглядом. Люди сидели разные, кто решил торжественно отобедать, кто просто зашёл на ланч. Сам ресторан симпатичный, не маленький, но и не большой, уютный, современная классика с элементами хайтека. В ресторане для молодёжи обустроили второй ярус, высота потолка позволяла это сделать, получилось вполне.

Он мог даже выбирать, свободные места были как в большом зале на уютных бархатных диванах с высокими спинками и приятными приглушенными тонами, так и на небольшой террасе, выходящей на улицу с необычным названием Газон. На окнах, кстати сказать, не было занавесей, поэтому наш гость выбрал зал, так как из него открывался лучший вид и на площадь, и на улицу, и на парк, несколько возвышающийся в сравнении с террасой. За окнами ресторана был  прекрасный вид,  приглашающий к прогулке после вкусного, с надеждой подумал молодой человек, обеда. Он, наверное, потом так и сделает. А пока обед, что-то он совсем проголодался.

К нему достаточно быстро подошёл официант, высокий и симпатичный, в чёрной тенниске, длинном, светло-коричневого цвета фартуке, ещё более подчёркивающем его стройность. Поздоровались, официант аккуратно вручил меню, спросил, удобно ли сидеть на этом месте. Гость сказал что удобно. Официант не собирался уходить и наверное хотел что-то, возможно, подсказать. Молодой человек открыл меню, начал вчитываться, оно было разнообразным и довольно таки сносным, хотелось побыстрее определиться с выбором. Всё таки аппетит действительно приходит во время еды.

Перелистывая страницы меню, перекладывая возможную рекламу на отдельном листе, гость мимоходом заметил:

- У Вас здесь и рекламу подают.
- Это не реклама, ответил официант, это пища для ума.
- И что за пища? Подыграл молодой человек официанту.

"Вы, пожалуйста, определитесь с заказом", официант немного наклонился и стал говорить вполголоса, "дело в том, что Вам повезло, он протянул последнее сказанное им слово, и гостю почему-то вспомнилась администратор с гостиницы, у официанта была такая же протяжная загадочная интонация, "и Вы не только сможете в эти пятнадцать-двадцать минут ожидания прочесть современное литературное изложение автора, а и увидеть его", завершил официант.

- Кого его? Также в пол голоса спросил гость официанта.
- В углу, за небольшим столиком, одна, в пол оборота, слева, видите, сидит женщина, и что-то легко набивает на клавиатуре.
- Да, вижу.
- Это и есть автор рассказов на листке, которые вы назвали рекламой, пи-са-тель-ни-ца.

"Приятного времяпрепровождения в ожидании обеда", промолвил официант, забрал меню, немного поклоняясь, оставил лист с названиями и адресом рассказов.


Проза.Ру

Демари  http://proza.ru/avtor/alisias


12. Обоснование Метода Демари в литературе  литературоведение http://proza.ru/2020/08/25/547

11. Метод Демари в литературе  литературоведение  http://proza.ru/2020/08/26/507

10. Демари  новеллы  http://proza.ru/2020/08/24/1112

9. Сон Демари  фэнтези  http://proza.ru/2020/08/23/1012

8. Доля  проза на других языках  http://proza.ru/2020/08/18/1145

7. Август  новеллы  http://proza.ru/2020/08/21/6

6. Газон  рассказы  http://proza.ru/2020/08/16/268

5. Критика  новеллы  http://proza.ru/2020/08/13/258

4. Буква А  рассказы  http://proza.ru/2020/08/12/1358

3. Сергей Васильевич Рахманинов  рассказы  http://proza.ru/2020/08/11/1102

2. Мои прекрасные читатели  новеллы  http://proza.ru/2020/08/08/1383

1. Ты мой сон  рассказы  http://proza.ru/2020/08/07/1337

Просто литературное меню, подумал наш гость, но каково содержание, какой вкус у этих блюд, и псевдоним многообещающий, как Богиня, посмотрим.

Молодой человек решил выбрать одно произведение из двенадцати,

- Но почему перечень идёт снизу вверх, потом пойму,

размышлял он, представленных на листке,  ознакомившись еще раз, и  подумав о каждом из предложенных произведений.

- Т-а-к, протянул он, того не замечая, не замечая своих размышлений в голос, "Газон", "это понятно, об улице, потом прочту если что, "Сергей Васильевич Рахманинов", наверное для людей с музыкальными наклонностями, а у меня всё же технический склад, пока отложим.

- Осталось десять, надо ещё поиграть в игру, "Мои прекрасные читатели", "Демари", "Критика" и "Август" - новеллы, это скорее всего объяснения и признания.

- Идём дальше, осталось шесть строчек, "Метод Демари в литературе" и "Обоснование Метода Демари в литературе" - литературоведение, "Сон Демари", "Доля", "Ты мой сон" и "Буква А".

- "Доля" -  проза на других языках, украинский знаю, доля - судьба, наверное очень серьёзная "Доля", пока пропустим.

- Осталось пять: "Метод Демари в литературе", "Обоснование Метода Демари в литературе", "Сон Демари", "Ты мой сон" и "Буква А". Литературоведение, обязательно вернусь к произведениям.

- И что имеем в остатке "Сон Демари", "Ты мой сон" и "Буква А", время обеда, какие сны, возможно это что-то на ночь, подумалось тогда нашему герою. И что осталось? Осталось то, что ему придётся вспомнить букварь, с лёгкой усмешкой подумал молодой человек. Ну что же, "Буква А", так "Буква А"!

И уже было открыл главную страницу,


Демари  http://proza.ru/avtor/alisias


и хотел идти к чтению "Буквы А" в перечне произведений, но её портрет смотрел на него с экрана, притягивал и останавливал, и сама она, здесь же, в этом зале. Он украдкой посмотрел в её сторону. Она сидела вполоборота, но это была она, яркая и одновременно скромная, не-до-ся-га-е-ма-я, сначала ему показалась, что это может выдумка, мираж, сон, но он держал в руках текст, название рассказа, всё тот-же, его окончательный выбор - "Буква А".


Буква А  рассказы  http://proza.ru/2020/08/12/1358


Он начал читать и не понял как, но содержание захватило его полностью. Потом, рассуждая о случившимся, он всё же думал о двойном эффекте. То есть произведение и автор, как единое целое, визуализация и фантазия, реальность и вымысел, что-то такое наверное произошло, очень запоминающееся тогда для него. Он читал не останавливаясь, взахлёб, перескакивая и возвращаясь опять к некоторым фразам, и возможно, боясь что она уйдет, прямо сейчас, посреди текста, и этот эффект улетучится вместе с ней навсегда.

Молодой человек, читает много, и не только на русском, на английском и французском, всё в первоисточнике, темы выбирает разные, ищет и находит, но этот описанный автором сюжет почему то до сих пор ему не встречался, всё так просто, буква "А", первая, главная, сильная, у автора получилось лёгкое чтение для отдыха, но вместе с тем  и для размышлений, некое удовольствие, это было приятным открытием для него, "не-ве-ро-ят-но", опять застучал телеграфный аппарат в его голове.

В зале никто и ничто никуда не улетучивалось как возможный сон, всё оставалось на своих местах, женщина продолжала работать.

"Интересно, над чем она работает, как хочется понять её тайну в эту минуту. И как ее зовут, какое у неё, всё же, настоящее имя?"

Подошёл официант с заказом, но нашему гостю показалось что он только что поел.

Пища для ума сделала своё дело.

Официант немного наклонился в его сторону, и снизив тон, спросил:

- Ну как, удалось что-нибудь почитать?

На что гость ответил вопросом:

- А автограф у автора можно взять?
- Конечно!

Уверенно и несколько повысив голос, ответил официант.

- Но Вы поешьте, она ещё никуда не уходит, она ещё поработает. Не волнуйтесь.

Он съел свой заказ с каким-то непонятным ощущением, он не получал удовольствия от еды, он думал о другом, думал о ней, хотел побыстрее подойти и протянуть лист для желаемого, очень желаемого автографа.

Наконец поев и немного отдышавшись, как будто всё же он выполнял какой-то забег и наконец-то пришёл к финишу и теперь необходимо сосредоточиться и выразиться в ощущениях перед кем-то, перед ней. Он собрался с духом, поднялся, взял со стола немного смятый от волнения лист и направился к ней.

Подойдя почти вплотную он остановился, тогда остановилась она, отвела свой взгляд от экрана и посмотрела прямо ему в лицо, она улыбнулась и молодой человек ожил, он заговорил, поздоровался и признался в своих эмоциях, полученных от прочтения "Буквы А". Он говорил несколько быстрее обычного, он волновался, его голос вибрировал, но всё же он объяснился великолепно и понятно, он был доволен собой, он испытывал чувство восторга от всего происходящего.

Писательница протянула руку к его руке в которой он держал лист.

- Для кого автограф, что написать, опять улыбнувшись, спросила она.
- Для Петра.

Она что-то размашисто написала и протянула ему обратно лист. Он слегка наклонился к ней и произнёс:

- Благодарю.

Повернулся и пошёл к выходу из ресторана. В его ушах стоял гул, смешавшийся гул ресторана и гул телеграфа, бывшего не так давно на этом самом месте ещё какие то десять лет назад. Уже на улице, как-то несмело молодой человек заглянул в лист.


"Для Петра, от Демари", прочитал он. 


А еще рядом был её автограф, автограф автора, реального, живого, современницы, пишущей интересно, а местами, как ему показалось, дерзко, писательницы, с которой пришлось так необычно встретиться, в этом небольшом провинциальном городе, городе, с сюрпризом, городе, в котором аккумулировались история и современность, это воздействие места, некий эпицентр, старина, он не мог точно выразить свои смешанные чувства.

***

Самолёт набирал высоту, в нагрудном кармане его любимой клетчатой рубашки с кнопками вместо пуговиц, лежал аккуратно сложенный листок бумаги, он двумя пальцами бережно достал его, развернул, прочитал еще раз.

До города ещё три часа, он сядет в такси, сразу позвонит в телеграф, закажет на завтра столик, в обеденное время. Кто-то может подумать, странно - телеграф и еда, но только не он, современные реалии жизни. Как он ждёт эту встречу, точно знает фразу, которую желает, чтобы она написала ему.


Спасибо, мои прекрасные читатели, каждому из Вас, за прочтение повести "Телеграф",

Но Демари идёт дальше, и 2 сентября 2020 года, автором была выпущена в свет очередная работа "Телеграф Матрица", произведение "Телеграф" трансформировалось в "Телеграф Матрица" по "Методу Демари в литературе", отличия найдёт каждый читатель.


К прочтению "Телеграф Матрица"  повести
http://proza.ru/2020/09/02/1125



Ваша Демари


фото автора

Автор, Ирина Смоленкова, постоянно работает со своими текстами, и возможно, вернувшись к тексту через некоторое время Вами, мои прекрасные читатели, будут замечены  некоторые отличия. 


Рецензии
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.