Старинные фотографии

19 августа - Всемирный день фотографий

Старинные фотографии – как отражение самобытности адыгских национальных костюмов

Последнее время благодаря оцифрованным изданиям крупных библиотек мира и усердию адыгских волонтеров культуры, каждый из нас имеет сегодня возможность увидеть своими глазами черно-белое отображение национальных костюмов своего народа. Во время создания тех фотографий они были для своих владельцев либо обиходной одеждой, либо праздничным комплектом. Но за прошедшие сто лет старинные фотографии стали печатными или оцифрованными «хранителями» секретов создания национальной одежды, некоторые из которых уже навсегда утрачены. 
В отличие от карандашных и красочных рисунков иностранных и русских путешественников XVI-XIX веков, которые представляют национальные костюмы адыгского народа, прежде всего, через призму художественного таланта и кругозора самого художника, старинные фотографии с 60-х годов XIX века до 30-х годов XX-го века отображают реальный вид одежды, бытовавший на период их съемки. Хотя возможности этих фотографий оказались небезграничными, и из-за игры света и несовершенства фотоаппаратов того времени они лишили нас цветовой гаммы тех костюмов. Правда, именно в этот период по известным всем причинам развитие адыгской национальной одежды приостановилось, как и развитие адыгских ремесел, и в этом направлении стали проявляться, наоборот, регрессирующие тенденции.
Если проследить за фотографиями указанного периода, то можно заметить, как постепенно с женских платьев исчезают некоторые традиционные праздничные украшения из серебра, галуны, скрывавшие швы на верхнем платье, как орнаменты на нарукавниках становятся не столь разветвленным, как раньше, и к 30-м годам XX-го столетия нарукавные подвески вовсе исчезают. А у мужчин черкески удлиняются, и галунные украшения на газырях и под ними заметно скудеют.  Не говоря уже о знаменитом черкесском оружии и его разнообразии. Из всего арсенала у черкесов на фотографиях первой четверти XX-го века остаются порой  лишь родовой кинжал на кожаном поясе и, возможно, персональный нож, который не всегда можно заметить на черно-белом изображении.
Между тем, старинные фотографии, как и музейные экспонаты, становятся со временем документальным источником, свидетельствующим о самобытности адыгского национального костюма: мужского и женского.  И эти черно-белые свидетельства позволяют судить о тех регрессирующих тенденциях, которые происходили в традиционной культуре адыгского народа. Спустя столетие современные адыгские мастера пытаются восстановить народные костюмы не без помощи таких фотографических карточек, хранившихся в адыгских семьях, особенно кабардинских. И рассматривая их, каждый увлекающийся адыгской культурой человек заинтересуется и станет задаваться вопросами, которые, в свою очередь, подтолкнут его невольно к более глубокому изучению традиций и культуры адыгского этноса.
Безусловно, не стоит забывать и об особенных чертах мужских и женских лиц черкесов того периода, отличавших их от других народностей Северного Кавказа. Гордый, но и одновременно понимающий взгляд адыгских мужчин, скромный и даже серьезный вид черкесских девушек и женщин позволяют составить свое впечатление о характере самого народа, представители которого и были отображены на тех фотографиях. А карточки в полный рост передают также особенность стати и осанки адыгов того времени. И хотя по ним трудно судить о цвете глаз и волосах, поскольку на фотографиях люди запечатлены в основном с покрытыми головами, тем не менее, бравый вид мужчин и статные изображения женщин вызывают только восхищение.
Разумеется, красота и качество старинных фотографических карточек тех времен во многом  зависели от мастерства фотографов-пионеров, которые их делали. Но всё же следует отдать должное их субъектам съемок, которые позволили им себя сфотографировать и тем самым оставили свой личный след в истории адыгского народа.


Рецензии