Высоцкий как поэт
Сначала - цитата:
"Принято относиться к поэтам-песенникам с некоторым предубеждением. И до Высоцкого отношение ко всем бардам у меня было именно таким.
Но начав слушать Высоцкого, - более или менее внимательно - я понял, что мы имеем дело именно с поэтом.
Более того, я должен сказать, что меня даже не устраивало, что это сопровождается гитарой, потому что само по себе, как текст, это было совершенно замечательно.
Я говорю именно о том, что он делал с языком, о его рифмах... Это гораздо лучше, чем Кирсанов или Маяковский, - я уже не говорю о таких людях, вроде Евтушенко и Вознесенского.
Дело в том, что он пользовался совершенно феноменальными составными рифмами, а гитара помогала ему скрадывать тот невероятный труд,который он затрачивал именно на лингвистическую сторону своих песен.
В принципе, они поражают людей не столько благодаря содержанию и музыке, а благодаря бессознательному усвоению этой языковой фактуры.
И в этом смысле, потеря Высоцкого - потеря для русского языка совершенно невосполнимая".
Знаете, кто и когда это сказал?
Нобелевский по литературе поэт Иосиф Бродский в 1981 году.
***************
В одном интервью, отвечая на вопрос, что для него самое трудное, Высоцкий ответил: «Работа над текстом». Вот как от работал:
Внутренние рифмы
Обычно слушатель внутренних рифм не замечает, концентрируясь на содержании, а зря. Именно они делают стишок стихотворением, требуя от автора изощрённого мастерства.
Немногие авторы на это способны. Высоцкий, трепетно относившийся к своим текстам, на это способен. Вот, только один пример:
"Парня в горы возьми, рискни.
Не бросай одного его,
Пусть он в связке с тобой одной
Там поймёшь, кто такой"
Внутренние рифмы через каждые два слога! Я подобного в русской поэзии не нашёл.
Хотя, вроде, неплохо её знаю.
Каламбурные рифмы
Замечено, что вычурная рифма делает стих более звучным и легче запоминаемым. Русская поэзия такими рифмами богата.
Минаев Дмитрий Дмитриевич ( 1835 – 1889)
Область рифм — моя стихия,
И легко пишу стихи я;
Без раздумья, без отсрочки
Я бегу к строке от строчки,
Даже к финским скалам бурым
Обращаясь с каламбуром.
Владимир Маяковский
Лет до ста расти
Нам без старости.
Высоцкий таким приёмом не пренебрегает:
На слово "длинношеее" в конце пришлось три е.
Укоротить поэта! - вывод ясен.
И нож в него - но счастлив он висеть на острие,
Зарезанный за то, что был опасен.
.......
«Не сравнил бы я любую с тобой —
Хоть казни меня, расстреливай.
Посмотри, как я любуюсь тобой, —
Как мадонной Рафаэлевой!»
.....
Расскажите, как идут, бога ради, а?»
Телевидение тут вместе с радио!
Нет особых новостей — всё ровнёхонько,
Но зато накал страстей — о-хо-хо какой!
.....
Что есть ещё пока тропа,
Где встретишь питекантропа,
.....
Тут мужик поклоны бьёт, отвечает вежливо:
«Я не вор, я не шпион, я вообще-то — дух, —
За свободу за мою — захотите ежли вы —
Изобью для вас любого, можно даже двух!»
Ещё один способ усилить звучность – аллитерация. Это повторение одной или нескольких согласных для придания тексту большей музыкальности и выразительности.
Обычно аллитерация используется в какой-то одной, особо значимой фразе.Особенно ярко звучит повторение раскатистого звука Р.
В русской поэзии ХХ века это приём повторяется часто.
Вот примеры, где звук Р повторён 4 раза в одной строке:
Эдуард Багрицкий — Арбуз:
аРбуз на аРбузе и тРюм нагРужён,
аРбузами пРистань покРыта.
Джек Алтаузен — Романтика:
Никак мы не можем проплыть
ПРоклятый пРолив ГибРалтаРа!
А вот что делает Высоцкий: 5 звуков Р в одной строке!
ЧетыРе года Рыскал в моРе наш коРсаР
********************
Валерий Брюсов написал в «Сонете о форме»
Так образы изменчивых фантазий,
Плывущие, как в небе облака,
Окаменев, живут потом века
В отточеной и завершённой фразе.
Но иногда такие отточенные и завершённые фразы бывают непонятны потомкам.
Хороший пример - начало первой главы пушкинского Онегина:
Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог
Во времена Пушкина словосочетание "уважать себя заставил" означало "он умер".
Тогда это выражение было расхожим. Пушкин не догадывался что через много лет оно выйдет из употребления, и мы будем ломать голову, как именно дядя заставлял окружающих себя уважать.
Родившиеся после 60-х могут ломать голову над некоторыми фразами Высоцкого.
Что значат, например, строчки (В.Высоцкий. За хлеб и воду. 1963):
Мы с ними встретились, как три рубля на водку,
И разошлись, как водка на троих.
Придётся пояснить, что долгое время поллитровка водки стоила 2.87 рубля, считалось нормальным сброситься по рублю и распить её в подворотне на троих,
обычно случайных собутыльника и разойтись.
Ходил анекдот:
«Мужик, третьим будешь? – Буду. – Тогда постой здесь, я второго поищу.»
В 1987 году на день рождения сотрудники подарили мне нечто с наднисью "ДВА -87"
и спросили, как я эту надпись понял.
"Ну, это очень просто" - ответил я, "ДВА-это мои инициады, а 87 - текущий год".
"А ещё?"
И я не вспомнил!
В результате родился автопаксвиль:
Я погружен в тугую думу.
Должно быть - отупел совсем,
Раз не узнал святую сумму-
Число "ДВА -87".
Дела на самом деле плохи.
Ведь сверстникам известно всем,
Что было символом эпохи
Число "ДВА -87".
Эпоха мыслила нехитро,
Но справедливо, вместе с тем.
Она просила за пол-литра
Всего ДВА -87.
Займем, бывало, друг у друга -
И нету никаких проблем:
Любой товар или услуга -
Всего ДВА -87.
Сломался, скажем, телевизор,
Сантехника любых систем,
Нужны путевка, паспорт, виза -
Гони ДВА -87.
Себе красотки цену знали
И только алчные совсем
Порою сдачи не давали
С цены "ДВА -87".
Народом твердо сознавалось
За что зарплата и зачем
И сколько раз в нее вмещалось
Число "ДВА -87".
Пусть цены много раз сменили.
Но что произошло со мной?
Как наши предки говорили:
Забыть так скоро!
Боже мой!!
В.Давидович 13.01.87, Харьков
Ещё одно место требует пояснения.
Высоцкий почти никогда не исполнял чужих песен. Но песня Юза Алешковского "Товарищ Сталин" столь часто звучала в исполнении Высоцкого, что ему приписывают авторство. Он, правда несколько изменил первый куплет::
Товарищ Сталин, вы большой ученый —
В языкознаньи просто корифей,
А я простой советский заключенный,
Не коммунист и даже не еврей.
Здесь отсылка к книге недоучившегося семинариста Иосифа Сталина «Марксизм и вопросы языкознания»
*******
Образность
Умение в короткими мазками создать яркий образ - вот что отличает настоящего поэта от человека, просто умеющего рифмовать, даже неплохо.
В русской поэзии таких примеров предостаточно.
Вот, например, великолепный Андрей Вознесенский:
1.Знай свое место, красивая рвань,
хиппи протеста!
В двери чуланные барабань,
знай свое место.
.....
2.Ёлок крылья реактивные
Пробивают потолки.
....
3.Крылья? Непонятно даже,
Что в них видели века.
Их всё ближе к фюзеляжу
Прижимают облака.
Цитата 1 интересна не рифмовкой. Рифмы здесь как раз тривиальные.
Но автору удалось в 4 стоки уместить целую историю, которую при желании можно развернуть в целую повесть или поэму.
У Высоцкого только в одной песне Смотрины есть несколько таких результатов, уместившихся в одну –две строчки:
И дочь, невеста, вся в прыщах - дозрела, значит,
.....
Смотрины, стало быть, у них, на сто рублей гостей одних
.....
А тут вон - баба на сносях, гусей некормленных косяк,
Да дело, в общем, не в гусях, а все неладно.
.....
И жениха как будто ветром сдуло,
Невеста вся рыдает наверху
В цитате 2 из Вознесенского «Ёлок крылья реактивные пробивают потолки» присутствует острая наблюдательность, рождающая яркий образ.
А вот пример из песни Высоцого «Затяжной прыжок. Воздушные потоки» :
И оборвали крик мой,
И обожгли мне щёки
Холодной острой бритвой
Восходящие потоки.
У одного поэта реактивные ёлочные крылья пробивают потолки, у другого – холодная бритва встречного воздушного потока обжигает щёки.
********************
Еще при жизни Высоцкого я задумал статью «Поэтическая техника Высоцкого».
Тогда не получилось, а сейчас поздно – как только Высоцкого «разрешили», эту поляну усердно оттоптали диссертанты – филологи. Но, нет худа без добра: открылась возможность определить, какое место занимает Высоцкий в современном российском языкознании .
Компьютер позволяет провести нужную статистику, причём – с разделением по категориям:
Высоцкого «разрешили» настолько, что в новое время даже наградили государственной премией. Посмертно, суки!
Песня о новом времени
(по поводу выдвижения В.Высоцкого на соискание Государственной премии 1987г
"За вклад в развитие советского киноискусства")
Я о Высоцком прочитал в газете.
С его стихами дело решено:
Их разрешают премией отметить
За вклад в развитье нашего кино.
Большая правда торжествует в мире,
А вместе с ней малюсенький обман:
Ну, кто же знал, что мы его любили
За то, что им был сыгран Дон Гуан.
Сожрут потомки, не морнут, не ахнут,
Когда указ о премиях прочтут.
Они считают - почести не пахнут,
Они не знают, что газеты врут.
Великий Пушкин проклял бы природу,
Когда б узнал от будущих миров,
Что будет тем любезен он народу,
Что был одним из камер-юнкеров.
Впрямую врать сегодня не годится.
Но, чтоб потомков памяти лишить,
Совсем не нужно вырывать страницы -
Довольно чуть акценты изменить.
Тогда в грядущем от Земли до Марса
Уверен будет каждый гражданин:
Охотный Ряд зовут проспектом Маркса
За то, что Маркс прекрасный семьянин.
Что некий Сталин был большой ученый,
В языкознаньи просто корифей,
Посмертно всяких почестей лишенный
За искаженье роли падежей.
И что Ульянов был его умнее,
Его ученей был он во сто крат.
И до сих пор лежит он в мавзолее,
Как неплохой судебный адвокат.
Подмогу Ложь у Истины канючит:
"Не верят мне. Полправды одолжи."
А нас потом кровавый опыт учит,
Что полуправда хуже полной лжи.
Ее портрет (скорее даже - авто)
В который раз газета принесла.
В который раз суют нам полуправду,
Правдоподобней кривда чтоб была.
* * *
К Ваганьковской я подходил ограде,
Когда мужик другому говорил:
"Вот этот памятник был муж Марины Влади.
И наш народ за то его любил."
В.Давидович 17.02.87 Харьков
****************************
P.S. Текст написан в феврале 1987 года сразу после публикации сообщения о ВЫДВИЖЕНИИ В.Высоцкого на соискание Государственной премии 1987 г.
"За вклад в развитие советского киноискусства".
Правда,в указе о НАГРАЖДЕНИИ формулировку всё же слегка изменили на
"За участие в телесериале "Место встречи изменить нельзя" И АВТОРСКОЕ ИСПОЛНЕНИЕ ПЕСЕН".
Представляю, какой это потребовало борьбы...
*************************
19.11.2018 в ответ на запрос «Высоцкий», ЯНДЕКС нашёл 55 миллионов(!) ссылок.
А на запрос «Большая Советская Энциклопедия» нашлось «всего» 8 миллионов ссылок.
Вопрос:
Кто достовернее отображает действительность – БСЭ или Высоцкий, как поэт?
= = В.Давидович, Израиль, 19.11.2018 = =
Свидетельство о публикации №220081900480