Высоцкий как поэт

   Высоцкий как поэт
 Сначала - цитата:
"Принято относиться к поэтам-песенникам с некоторым предубеждением. И до Высоцкого отношение ко всем бардам у меня было именно таким.
Но начав слушать Высоцкого, - более или менее внимательно - я понял, что мы имеем дело именно с поэтом.
Более того, я должен сказать, что меня даже не устраивало, что это сопровождается гитарой, потому что само по себе, как текст, это было совершенно замечательно.
Я говорю именно о том, что он делал с языком, о его рифмах... Это гораздо лучше, чем Кирсанов или Маяковский, - я уже не говорю о таких людях, вроде Евтушенко и Вознесенского.
 Дело в том, что он пользовался совершенно феноменальными составными рифмами, а гитара помогала ему скрадывать тот невероятный труд,который он затрачивал именно на лингвистическую сторону своих песен.
В принципе, они поражают людей не столько благодаря содержанию и музыке, а благодаря бессознательному усвоению этой языковой фактуры.
И в этом смысле, потеря Высоцкого - потеря для русского языка совершенно невосполнимая".
Знаете, кто  и когда это сказал?
Нобелевский по литературе поэт  Иосиф Бродский в 1981 году.
***************
В одном интервью, отвечая на вопрос, что для него самое трудное, Высоцкий  ответил: «Работа над текстом». Вот как от работал:
     Внутренние рифмы
Обычно слушатель внутренних рифм не замечает, концентрируясь на содержании, а зря. Именно они делают стишок стихотворением, требуя от автора изощрённого мастерства.
Немногие авторы на это способны. Высоцкий, трепетно относившийся  к своим текстам, на это способен.  Вот, только один пример:
  "Парня в горы возьми, рискни.
  Не бросай одного его,
  Пусть он в связке с тобой одной
  Там поймёшь, кто такой"
Внутренние рифмы через каждые два слога! Я подобного в русской поэзии не нашёл.
Хотя, вроде, неплохо её знаю.

  Каламбурные рифмы
Замечено, что  вычурная рифма делает стих более звучным и легче запоминаемым.  Русская поэзия такими рифмами богата.
 Минаев Дмитрий Дмитриевич ( 1835 – 1889)
  Область рифм — моя стихия,
  И легко пишу стихи я;
  Без раздумья, без отсрочки
  Я бегу к строке от строчки,
  Даже к финским скалам бурым
  Обращаясь с каламбуром.

   Владимир Маяковский
  Лет до ста расти
  Нам без старости.
Высоцкий таким приёмом не пренебрегает:
  На слово "длинношеее" в конце пришлось три е.
  Укоротить поэта! - вывод ясен.
  И нож в него - но счастлив он висеть на острие,
  Зарезанный за то, что был опасен.
.......
  «Не сравнил бы я любую с тобой —
  Хоть казни меня, расстреливай.
  Посмотри, как я любуюсь тобой, —
  Как мадонной Рафаэлевой!»
.....
   Расскажите, как идут,  бога ради, а?»
   Телевидение тут   вместе с радио!
   Нет особых новостей —  всё ровнёхонько,
   Но зато накал страстей — о-хо-хо какой!
.....
  Что есть ещё пока тропа,
  Где встретишь питекантропа,
.....
  Тут мужик поклоны бьёт, отвечает вежливо:
  «Я не вор, я не шпион, я вообще-то — дух, —
  За свободу за мою — захотите ежли вы —
  Изобью для вас любого, можно даже двух!»

Ещё один способ усилить звучность – аллитерация. Это повторение одной или нескольких согласных для придания тексту большей музыкальности и выразительности.
Обычно аллитерация используется в какой-то одной, особо значимой фразе.Особенно ярко звучит повторение раскатистого звука Р.
В русской поэзии  ХХ века это приём повторяется часто.
Вот примеры, где  звук Р повторён 4 раза в одной строке:

Эдуард Багрицкий — Арбуз:
  аРбуз на аРбузе и тРюм нагРужён,
  аРбузами пРистань покРыта.

Джек Алтаузен — Романтика:
  Никак мы не можем проплыть
  ПРоклятый пРолив ГибРалтаРа!

А вот что делает Высоцкий: 5 звуков Р в одной строке!
 ЧетыРе года Рыскал в моРе наш коРсаР
 ********************
Валерий Брюсов написал в «Сонете о форме»
 Так образы изменчивых фантазий,
 Плывущие, как в небе облака,
 Окаменев, живут потом века
 В отточеной и завершённой фразе.

Но иногда такие отточенные и завершённые фразы бывают непонятны потомкам.
Хороший пример - начало первой главы пушкинского Онегина:
  Мой дядя самых честных правил,
  Когда не в шутку занемог,
  Он уважать себя заставил
  И лучше выдумать не мог
Во времена Пушкина словосочетание "уважать себя заставил" означало "он умер".
Тогда это выражение было расхожим. Пушкин не догадывался что через много лет оно выйдет из употребления, и мы будем ломать голову, как именно дядя заставлял окружающих себя уважать.

Родившиеся после 60-х могут ломать голову над некоторыми фразами Высоцкого.
Что значат, например, строчки (В.Высоцкий. За хлеб и воду. 1963):
  Мы с ними встретились, как три рубля на водку,
  И разошлись, как водка на троих.
Придётся пояснить, что долгое время поллитровка водки стоила 2.87 рубля,  считалось нормальным  сброситься по рублю и распить её в подворотне на троих,
обычно случайных собутыльника и разойтись.
Ходил анекдот:
  «Мужик, третьим будешь? – Буду. – Тогда постой здесь, я второго поищу.»

В 1987 году на день рождения сотрудники подарили мне нечто с наднисью "ДВА -87"
и спросили, как я эту надпись понял.
"Ну, это очень просто" - ответил я, "ДВА-это мои инициады, а 87 - текущий год".
"А ещё?"
 И я не вспомнил!
В результате родился автопаксвиль:

  Я погружен в тугую думу.
  Должно быть - отупел совсем,
  Раз не узнал святую сумму-
  Число "ДВА -87".

  Дела на самом деле плохи.
  Ведь сверстникам известно всем,
  Что было символом эпохи
  Число "ДВА -87".

  Эпоха мыслила нехитро,
  Но справедливо, вместе с тем.
  Она просила за пол-литра
  Всего ДВА -87.

  Займем, бывало, друг у друга -
  И нету никаких проблем:
  Любой товар или услуга -
  Всего ДВА -87.

  Сломался, скажем, телевизор,
  Сантехника любых систем,
  Нужны путевка, паспорт, виза -
  Гони ДВА -87.

  Себе красотки цену знали
  И только алчные совсем
  Порою сдачи не давали
  С цены "ДВА -87".

  Народом твердо сознавалось
  За что зарплата и зачем
  И сколько раз в нее вмещалось
  Число "ДВА -87".

  Пусть цены много раз сменили.
  Но что произошло со мной?
  Как наши предки говорили:
  Забыть так скоро!
  Боже мой!!
            В.Давидович   13.01.87, Харьков
Ещё одно место требует пояснения.
Высоцкий почти никогда не исполнял чужих песен. Но песня Юза Алешковского "Товарищ Сталин" столь часто звучала в исполнении Высоцкого, что ему приписывают авторство. Он, правда несколько изменил первый куплет::
  Товарищ Сталин, вы большой ученый —
  В языкознаньи просто корифей,
  А я простой советский заключенный,
  Не коммунист и даже не еврей.
Здесь отсылка к книге  недоучившегося семинариста  Иосифа Сталина «Марксизм и вопросы языкознания»
*******

Образность
Умение в короткими мазками  создать яркий образ  - вот что отличает настоящего поэта от человека, просто умеющего рифмовать, даже неплохо.
В русской поэзии таких примеров предостаточно.
Вот, например, великолепный Андрей Вознесенский:

 1.Знай свое место, красивая рвань,
   хиппи протеста!
   В двери чуланные барабань,
   знай свое место.
.....
 2.Ёлок крылья реактивные
   Пробивают потолки.
....
 3.Крылья? Непонятно даже,
   Что в них видели века.
   Их всё ближе к фюзеляжу
   Прижимают облака.

Цитата 1 интересна не рифмовкой. Рифмы здесь как раз  тривиальные.
Но автору удалось в 4 стоки уместить целую историю, которую при желании можно развернуть в целую повесть или поэму.
У Высоцкого только в одной песне Смотрины есть несколько таких результатов, уместившихся в одну –две строчки:

     И дочь, невеста, вся в прыщах - дозрела, значит,
                .....
     Смотрины, стало быть, у них, на сто рублей гостей одних
                .....
     А тут вон - баба на сносях, гусей некормленных косяк,
     Да дело, в общем, не в гусях, а все неладно.
 .....
     И жениха как будто ветром сдуло,
     Невеста вся рыдает наверху

В цитате 2 из Вознесенского «Ёлок крылья реактивные пробивают потолки» присутствует острая наблюдательность, рождающая яркий образ.
А вот пример из песни Высоцого «Затяжной прыжок. Воздушные потоки» :
     И оборвали крик мой,
     И обожгли мне щёки
     Холодной острой бритвой
     Восходящие потоки.

У одного поэта реактивные ёлочные крылья пробивают потолки, у другого – холодная бритва встречного  воздушного потока обжигает щёки.

********************
Еще при жизни Высоцкого я задумал статью «Поэтическая техника Высоцкого».
Тогда не получилось, а сейчас поздно –  как только Высоцкого «разрешили», эту поляну усердно оттоптали  диссертанты – филологи. Но, нет худа без добра: открылась  возможность определить, какое место занимает Высоцкий в современном российском языкознании .
Компьютер позволяет провести нужную статистику, причём – с разделением по категориям:
 
Высоцкого «разрешили» настолько, что в новое время даже наградили государственной премией. Посмертно, суки!
        Песня о новом времени
   (по поводу выдвижения В.Высоцкого  на соискание Государственной премии 1987г
    "За вклад в развитие советского киноискусства")
   Я о Высоцком прочитал в газете.
   С его стихами дело решено:
   Их разрешают премией отметить
   За вклад в развитье нашего кино.

   Большая правда торжествует в мире,
   А вместе с ней малюсенький обман:
   Ну, кто же знал, что мы его любили
   За то, что им был сыгран Дон Гуан.

   Сожрут потомки, не морнут, не ахнут,
   Когда указ о премиях прочтут.
   Они считают - почести не пахнут,
   Они не  знают, что газеты врут.

   Великий Пушкин проклял бы природу,
   Когда б узнал от будущих миров,
   Что будет тем любезен он народу,
   Что был одним из камер-юнкеров.

   Впрямую врать сегодня не годится.
   Но, чтоб потомков памяти лишить,
   Совсем не нужно вырывать страницы -
   Довольно чуть акценты изменить.

   Тогда в грядущем от Земли до Марса
   Уверен будет каждый гражданин:
   Охотный Ряд зовут проспектом Маркса
   За то, что Маркс прекрасный семьянин.

   Что некий Сталин был большой ученый,
   В языкознаньи просто корифей,
   Посмертно всяких почестей лишенный
   За искаженье роли падежей.

   И что Ульянов был его умнее,
   Его ученей был он во сто крат.
   И до сих пор лежит он в мавзолее,
   Как неплохой судебный адвокат.

   Подмогу Ложь у Истины канючит:
   "Не верят мне. Полправды одолжи."
    А нас потом кровавый опыт учит,
   Что полуправда хуже полной лжи.

   Ее портрет (скорее даже - авто)
   В который раз газета принесла.
   В который раз суют нам полуправду,
   Правдоподобней кривда чтоб была.
               *  *  *
   К Ваганьковской я подходил ограде,
   Когда мужик другому говорил:
  "Вот этот памятник был муж Марины Влади.
   И наш народ за то его любил."
                В.Давидович  17.02.87   Харьков
****************************

P.S.  Текст написан в феврале 1987 года сразу после публикации сообщения о ВЫДВИЖЕНИИ В.Высоцкого на соискание Государственной премии 1987 г.
"За вклад в развитие советского киноискусства".
Правда,в указе о НАГРАЖДЕНИИ формулировку всё же слегка изменили на
"За участие в телесериале "Место встречи изменить нельзя" И АВТОРСКОЕ ИСПОЛНЕНИЕ ПЕСЕН".
Представляю, какой это потребовало борьбы...
  *************************
19.11.2018  в ответ на запрос «Высоцкий», ЯНДЕКС нашёл 55 миллионов(!) ссылок.
А на запрос «Большая Советская Энциклопедия» нашлось «всего»  8 миллионов ссылок.
Вопрос:
Кто достовернее отображает действительность – БСЭ или Высоцкий, как  поэт?
              = = В.Давидович, Израиль, 19.11.2018 = =


Рецензии