Г. Ф. Лавкрафт - Материалист сегодня

H.P. Lovecraft: The Materialist Today

     Сегодня поднялась новая волна интереса к философским размышлениям. Распад старых доктрин под влиянием науки в девятнадцатом веке на время привел к появлению рационального материализма, яркими примерами которого были Хаксли и Геккель. Но более позднее падение моральных норм среди головокружительного душевного освобождения вызвало чувство беспокойства и церебральную панику, и на данный момент мы становимся свидетелями забавного зрелища реакционной борьбы за убежище под крылом сверхъестественной веры, либо слепо без какого-либо разумного размышления, либо незначительно модифицировано, чтобы учесть столько точек научной истины, сколько может вместить система экстра-рационального происхождения.
     Отсюда возникают фундаментализм и модернизм: две защитные эмоциональные реакции против этического хаоса настоящего; и, по существу, имеют право на искреннее уважение всех, кто осознает, что единственная красота жизни заключается в ее традиционных образцах. Ни один ответственный материалист не стал бы желать разрушения или борьбы с основными социальными условиями, к чему стремятся пылкие верующие; а крайняя атака логики на веру служит только заменой иррационального рациональным основанием для упорядочения жизни и мышления.
     Материалист отрицает, что какой-либо стандарт является божественным или абсолютным, и освобождает наши представления о поведении от тех сверхъестественных оков, которые придают ложную точку зрения и заставляют бывшего верующего терять свое нравственное чувство, как только он утрачивает свою веру. Поведение, конечно же, - это лишь второстепенный вопрос в поисках истины. Но поскольку современный материалист заинтересован в этом всем, он просто с мягким цинизмом рекомендует приверженность каждого человека к этической системе, в которой он вырос, как единственный аутентичный источник в бесцельном космосе без абсолютных стандартов, из тех относительных стандартов, которые необходимы для упорядоченной жизни и душевного комфорта человечества.
     Те, кто борется за выживание религии, продолжают выдвигать множество надуманных аргументов. Фундаменталисты, конечно, не спорят, но модернисты очень изобретательно адаптируют язык и концепции своего древнего врага - науки - для собственных нужд, надеясь таким образом компенсировать примирение с этим могущественным противником. Самым главным среди их утверждений является то, которое подтверждает существование «души» и истину бессмертия, провозглашая разум вещью, и в след за этим ссылается на научный принцип сохранения материи и энергии, доказывая, что он никогда не может быть уничтожен - аргумент, конечно, который не только смешивает общий ментальный принцип с индивидуальной личностью, но и забывает, что закон сохранения отрицает как новое творение, так и  разрушение материи и энергии, пункт, который не допускает рождения новых душ!
     Материалисту совершенно ясно, что разум является не вещью, а способом движения или формой энергии.
     Теперь, хотя сумма энергии во Вселенной (не говоря уже о совсем недавних открытиях во внутриатомной физике и химии) практически неразрушима, мы довольно ясно видим, что она в высшей степени подвержена трансформациям из одной формы в другую. Механическая энергия становится электричеством при определенных условиях, а при других условиях это электричество становится светом и теплом. Ничего не потеряно, но все изменилось.
     В настоящее время я считаю жизненный принцип именно такой формой энергии, а разум - только одним из многих сложных проявлений этого принципа. Это продукт и характерная черта определенных форм и процессов материи; и когда эта материя распадается, она перестает существовать - точно так же, как молекулярное тепло перестает существовать при рассеивании или распаде молекул материала, которые делают это возможным. Ничего не потеряно, не более чем когда электрическая энергия преобразуется в энергию света, но происходит полная метаморфоза, и индивидуальность разума и жизни стирается по мере того, как единицы энергии переходят на другие источники - в основном на лучистое тепло и другие волны в эфире. Разум не более бессмертен, чем пламя свечи. Пламя может быть бессмертным, если мы пожелаем взглянуть на это с поэтической точки и представить, что единицы энергии в нем никогда не теряются для вселенной, а просто рассеиваются или встраиваются в другие формы и явления.

«И Властный Цезарь, мертвый, обращенный в глину,
Может заткнуть дыру, ветра отринув». (1)

     Можно добавить, как отмечалось выше, что ультрасовременное открытие, основанное на феномене радиоактивности, открыло широкие и странные перспективы и, возможно, победило в конечном итоге идею неуничтожимости материи и энергии. Хотя материя и энергия явно неразрушимы с точки зрения любых до сих пор понятых принципов, кажется все более очевидным, что космическая сила и субстанция имеют другие, более глубокие отношения и ограничения, - чье родство с теми явлениями, которые мы знаем, похоже на связь часовой стрелки с минутной или секундной стрелки с часами.
     В свете недавних открытий, кажется, что вся материя находится в состоянии равновесия между формированием и распадом - эволюцией и вырождением - и что бесконечный космос подобен огромному клочку летнего неба, на котором тут и там собираются маленькие перистые облака, чтобы снова раствориться в пустоте. Вселенные, что известны нам, соответствуют маленьким перистым облакам этого летнего неба, являясь всего лишь кратковременными скоплениями электронов, сконденсировавшихся из того поля разгруппированных электронов, которое мы называем пространством, и которые вскоре снова растворятся в этом самом пространстве. Этот процесс формирования и разрушения - фундаментальный атрибут всей сущности - это бесконечная Природа, и она всегда была и всегда будет. Мир, жизнь и вселенная, которые мы знаем, - всего лишь мимолетное облако - вчера в вечности его не было, а завтра о нем забудут. Ничто не имеет значения - все, что происходит, происходит благодаря автоматическому и негибкому взаимодействию электронов и молекул бесконечности в соответствии с закономерностями, которые сосуществуют с самой основной сущностью. Главная мысль в том, что это калейдоскоп с его бесконечными перестройками - нет объекта или цели в окончательном творении, поскольку все это непрерывный повторяющийся цикл переходов из ничего обратно в ничто.
     Однако все это не должно вызывать беспокойства. Стремления человеческого духа, столь трогательно цитируемые теистами, достаточно хороши сами по себе; и не нужно утруждать себя ни разбивкой их и поиском их психологических компонентов (хотя это относительно легко сделать), ни приписывать им космическое значение, которое, хотя и можно поэтично представить, конечно же, не выводится логически из их существования и характеристик. Разумнее всего просто принять вселенную такой, какая она есть, и покончить с этим. Все лишь иллюзии, пустота и ничто, - но какое это имеет значение? Иллюзии - это все, что у нас есть, так что давайте притворимся, что мы цепляемся за них; они придают драматическую ценность и комфортное ощущение цели вещам, которые на самом деле бесполезны и бессмысленны. Все, что человек может сделать с точки зрения логики, - это спокойно и цинично бежать дальше в соответствии с искусственными стандартами и традициями, которыми наделили его наследственность и окружающая среда. В конце концов, он получит наибольшее удовлетворение, если будет оставаться верным этим вещам.

1. Уильям Шекспир: «Гамлет». (Акт пятый, сцена первая).


Рецензии