Бои 6 Воздушной Армии 2

7.04.44
В этот день противник по прежнему действовал в воздухе активно, группы 6 - 40 Ю-87 под прикрытием 4 - 6 ФВ-190 наносили удары по боевым порядком наших войск, также отмечается, что немецкие истребители ФВ-190 штурмовали наши войска.
На это 6 ВА ответила всего лишь 16 вылетами днем: 14 сделали истребители Як-9, и два разведчики Пе-2. Причина такого снижения активности произошла по причине выхода из строя аэродромов базирования (размокание), в частности 163 ИАП и 265 ИАП не летали по этой причине. Летчики 483 ИАП провели 2 воздушных боя в которых было заявлено сбитыми 3 ФВ-190, свои потери составили 1 Як-9, летчик мл.л-т Некрасов А., сбит в воздушном бою. Вот как этот бой описывает брат, погибшего в этом бою Александра Некрасова, Владимир Некрасов в своих мемуарах:
"Наша беседа неожиданно прервалась. Мы получили приказ вылетать на очередную разведку в район станции Мацеюв.

Поднялись в воздух и, используя островки облаков, незамеченными прошли Ковель и приблизились к станции. Я стремительно вырвался из-за облаков и низко прошел над сетью железнодорожных путей, над длинными составами, станционными постройками. Саша следовал за мной. Непрерывно работал фотоаппарат.

Наше внезапное появление ошеломило врага: в первые секунды немцы, суетившиеся у вагонов, из которых выгружались ящики с боеприпасами и техника, застыли на месте, точно окаменели. Потом, охваченные паникой, бросились, кто куда, сбивая друг друга с ног, прячась под вагонами… Эх, пару бы бомб, — с огорчением подумал я. — Угостил бы славно этих…

Но нужно было уходить домой. Мы покинули границы станции в момент, когда пришедшие в себя фашистские зенитчики открыли беспорядочный огонь. Снаряды уже рвались где-то вдали. Мы торопились на свой аэродром — чем быстрее доставишь фотоданные, тем они ценнее.

Вот мы прошли Ковель и оказались над своей территорией. Миновав, вернее, пронзив длинное облако, я увидел, что впереди меня шесть «фокке-вульфов» пристроились к четверке наших «яков» и вот-вот неожиданно набросятся на них. Я немедленно передал по радио:

— Четверка «яков»! У вас сзади «фоккеры»!

— Спасибо! Вижу! Прошу помочь, я — Марков... — послышалось в ответ.

Как мне быть? Возвращаясь из разведки, я не имел права ввязываться в бой. Но разве можно бросить своих, советских летчиков, которые просят о помощи?

У немцев было явное превосходство, но я не раздумывал и, так как был на значительно большей высоте, чем гитлеровцы, атаковал шестерку. Саша шел следом.

Первые секунды боя принесли нам успех. Уже во время атаки один «фоккер», срезанный моей очередью, рухнул вниз, словно его кто-то с земли дернул невидимой веревкой. Поднявшаяся во мне радость тут же уступила место озабоченности: неожиданно сверху нас атаковала новая четверка фашистских истребителей. «Черт, этого еще не хватало!»

Я закричал Саше:

— Идем в лобовую!

— Есть в лобовую! — донесся до меня заглушенный треском выстрелов, работой мотора голос брата. — Бей гадов!

Как правило, немцы не выдерживали лобовых атак и уклонялись от них. Привыкшие к легким победам на Западе, фашисты при наших атаках обычно стремительно уходили. Но сейчас они понимали, что ставят себя в смешное положение, имея численное превосходство, и стремились забраться выше нас. Достигнув этого, они могли довольно легко разделаться с нами.

— Вовка! — слышу я голос Саши. — Где наши «яки»?

Я оглядываюсь. Ни одного «яка»! Что за ерунда! Ведь только что они были здесь. Может, я просто их не вижу? Мой самолет, как и самолет брата, вертится, точно брошенная в водоворот щепка. Нас окружают девять фашистских истребителей и от каждого к нам тянется по четыре огненные струи. Кажется, от них некуда деваться.

Гитлеровцы явно решили нас расстрелять. Они ползут выше и выше. И мы лезем вверх, но лезем среди огненных смерчей, бросаясь то к оставшейся пятерке «фоккеров», то к четверке. Воздушные пираты увиливают от схваток. Они решили за один свой самолет получить два наших.

Я уже перестал разыскивать наших истребителей. Их, очевидно, отвлекла какая-нибудь новая группа немецких самолетов. На мои радиопозывы «яки» не откликались. Нам с братом ничего не оставалось, как вести воздушную «дуэль» — двое против девяти!

Высота уже пять тысяч метров! У меня такое ощущение, что все огненные трассы врага направлены прямо в мое сердце. Оглядываюсь на самолет брата. Он прикрывает меня, не допускает, чтобы какой-нибудь фашист зашел мне в хвост, а у самого самолет в сетке огня. Да, мы превратились в своеобразные мишени. Фашисты уже торжествуют, предвкушая победу над нами! Я об этом догадываюсь по их маневрам. Наши лобовые атаки хотя и отвлекают гитлеровцев, мешают им вести прицельный огонь, но все же ощутимых результатов не дают.

Сейчас я с удивлением думаю о той нагрузке, которую выдерживали наши самолеты. Мы с братом бросали их в такие виражи, требовали таких рывков и, если так можно выразиться, «прыжков» вверх и вниз, что, казалось, машины развалятся на части; но они продолжали четко работать.

Бой идет пока без перевеса на чьей-либо стороне. Высота шесть тысяч метров! А мы все продолжаем ее набирать. Выше, выше! Кто выше — тот победит, тот останется жив! Кто ниже — тот погиб!

Делаем маневр: резко разворачиваемся на заходившую к нам в хвост пятерку «головастиков». Между нами короткая дистанция. От лобовой атаки немцы теперь не могут увильнуть, так как это добром для них не кончится.

— Вовка, не вздумай свернуть! Бей гадов! — слышу я гневный голос брата.

Машины стремительно сближаются нос к носу. Мы идем в лобовую атаку против пяти «фоккеров», к тому же к ним на помощь спешит запоздавшая четверка. Я выбираю ведущего фашиста и направляю на него своего «яка». Саша идет со мной рядом. Я не свожу взгляда с немецкой машины. Держу прямо на нее. Рука твердо лежит на гашетках, сжимаю ручку управления.

— Хорошо, хорошо, Вовка! — кричит подбадривающе брат.

Я и сам успокаиваю себя: «Смелее, смелее! Так надо... Отворачивать нельзя. Победит тот, у кого крепче нервы. А если погибнуть, так взяв с собой еще одного гада. Только не прозевать!

Когда самолеты, казалось, вот-вот врежутся друг в друга в лобовом таране, фашист не выдержал, сделал свечу, подставив свой «живот» моим пушке и пулемету. Они сразу же выбросили смертоносный огонь. Фашист, блеснув четырьмя крестами, повернулся на спину, запылал и пошел к земле.

Гитлеровцы замешкались, и Саша этим воспользовался. Он крикнул мне:

— Иду в атаку! Прикрывай!

Самолет брата отваливает от меня и несется на «фоккеров». Я бросаюсь следом за Сашей и вижу, что от его машины к правому «фоккеру» протянулись и как бы прикрепились огненные трассы.

— Есть! — кричит Саша. — Есть, Вовка!

Фашистский самолет клюнул и, задымив, рухнул вниз. Все это произошло во много десятков раз быстрее, чем сейчас рассказываю. Саша бросился в атаку несколько рано, погорячился, и это использовал левый истребитель в четверке «фоккеров». Ему удалось взять в прицел Сашин самолет и дать длинный залп из всех своих пулеметов. Четыре огненных шнура пронзили машину брата, и самолет вспыхнул так ярко, что мне показалось, будто он взорвался!

Нет! Саша перевернулся на левое крыло и, оставляя за собой султан дыма, с высоты в семь тысяч метров пошел к земле, отважно стараясь сбить пламя. Я бросился за ним. Все «фоккеры» ринулись следом.

Саша горит! Саша сбит! Я отказывался этому верить и кричал по радио:

— Сашка! Сашка! Сашка!..

Ответа не было. Неужели?.. Нет!.. Я гнал от себя страшную мысль. Мы неслись навстречу земле в отвесном пикировании. Стрелка высотомера падала: шесть тысяч метров, пять тысяч... три тысячи...

С каждой секундой положение становилось опаснее. От большой скорости, от напряжения мой самолет начал разрушаться... Я позднее установил это подробнее, но тогда только догадывался. В тот момент у меня сорвало кок винта, щитки шасси...

— Сашка! Выводи самолет из пике! — кричал я брату. — Саша, выводи! Саша, выводи!

Брат молчал... Я вышел из пике. На высотомере — тысяча двести метров! Перед нами слой облаков. Прежде чем войти в него, я оглянулся — фашистские стервятники продолжали гнаться. Я вонзился в облака и тут же пробил их. И в этот момент увидел брата. Он выпрыгнул из горевшей машины — передо мной раскрылся белый купол парашюта. Как-то сразу стало легче на душе. Значит, Саша жив. Его самолет, превратившийся в огненный ком, ушел к земле."
 Снаряды противника перебили правую лямку парашюта, он не наполнился как следует и в результате удара об землю Александр Некрасов погиб.
Братья Некрасовы вели бой судя по всему с летчиками 7./JG 51 (хотя возможно и не только с ними), победу одержал один из опытнейших бойцов штаффеля:
07.04.44 Hptm. Karl-Heinz Weber 7./JG 51 Yak-7 ; 42 687: at 4.300 m.  12.28

В свою очередь немцы безвозвратных боевых потерь не признают. Известно, что I./JG51 потеряла в этот день поврежденным 1 Ме-109 в боевом вылете и еще 1 истребитель был потерян в не боевом вылете полностью.

8.04.44
Задачи на день для штурмовиков 3 ГШАД не ставились вообще, как и в предыдущий день. Возможно из-за весенней распутицы аэродромы вышли из строя.
В 336 ИАД в этот день боевую работу вел тоже один полк, на этот раз - 163 ИАП. 265 ИАП боевой работы не вел из-за размокания аэродрома, 483 ИАП из-за отсутствия горючего. Летчики 163 ИАП произвели 56 боевых самолетовылетов, в проведенных 5 групповых воздушных боях было заявлено сбитыми 3 Ме-109 и 6 ФВ-190. Свои потери составили 2 Як-9, летчики л-т Зотов, мл.л-т Власенко (последний жив), не вернулись с боевого задания. В 336 ИАД отметили: "... можно предполагать, что в районе Ковель прибыла новая часть, личный состав которой наиболее опытный..." Как можно было заметить истребители 163 ИАП были весьма оптимистичны в этот день. О потерях противника известно лишь, что 1 истребитель из состава III./JG 51 был поврежден в боевом вылете.
У немцев же было полное соответствие заявок на победы к нашим потерям, успеха добилсь летчики "Мессершмиттов" из I./JG 51: 
08.04.44 Maj. Erich Leie Stab I./JG 51 Yak-9 ; 42 688: at 3.500 m.  09.30
08.04.44 Hptm. Joachim Brendel 1./JG 51 Yak-9 ; 42 676: at 3.000 m.  09.38

Победы одержали матерые асы, за Эрихом Лайе числится 118 побед в войне, а за  Йоахимом Бренделем - 189, последний занимает второе место в рейтинге пилотов Эскадры "Мельдерс".
Можно добавить, что наши войска зафиксировали под Ковелем 8 апреля 400 дневных пролетов самолетов немцев, на что 6 ВА ответила примерно 60 вылетами днем.

9.04.44
На земле немецкие войска проводили наступательные действия в районе Ковеля, действия немецкой авиации по прежнему были очень активны, было отмечено 515 самолетопролетов Люфтваффе (включая ночные), на что 6 ВА ответила 24 вылетами истребителей и 5 вылетами разведчиков Пе-2 - всего 29, плюс 168 вылетов сделали ночью У-2. То есть в дневное время было полное господство немецкой авиации, встреч с которой по данным 6 ВА у ее летчиков не было. Но потери были - 1 Пе-2 72 ДРАП не вернулся из разведывательного вылета, причина не известна.

10.04.44
В этот день летчики 336 ИАД провели 12 вылетов на разведку, 1 Як-9 163 ИАП, летчик Конюшихин, был сбит З/А противника.

12.04.44
В предыдущий день активность авиации 6 ВА была минимальна, в этот день после большого перерыва начали действовать штурмовики 3 ГШАД, которые сделали 16 боевых самолетовылетов, истребители 336 ИАД произвели 23 самолетовылета, из которых 18 на сопровождение Ил-2.
С 18.40 до 20.00 7 Як-9 265 ИАП при сопровождении 8 Ил-2 .встретили 1 ФВ-189 и мл.л-т Глинский совместно с летчиком Ил-2 Тихоновым сбили его.
В период 18.32 - 19.35 7 Як-9 483 ИАП сопровождали группу Ил-2 в районе Владимир Волынский. При подходе к цели, на высоте 1500 метров, встретили 4 - 6 ФВ-190 и завязали с ними бой. В ходе боя 3 Як-9 потеряли группу, вышли из боя и в дальнейшем с штурмовиками вернулись, а 4 Як-9 с задания не вернулись. По данным 336 ИАД не вернулось с задания в этот день - 5 Як-9 483 ИАП, летчики: л-ты Касьянов, Гура и мл.л-ты Сайдышев, Михеев, Кондрескул(?). Кто то из летчиков полка заявил сбитым 1 ФВ-190. 14 апреля стало известно, что Касьянов и Сайдышев после боя потеряли ориентировку и сели на вынужденную посадку на своей территории, самолеты требовали ремонта. Также вернулся лейтенант Гура, который по его докладу был сбит истребителями противника и спасся на парашюте. При этом на его счету 12 апреля числится  сбитым 1 ФВ-190.  В летной карьере Степана Петровича Гура (11+5 побед), довоевавшего до конца войны, это был уже второй случай когда его сбили, первый раз его сбили осенью 1943 года, но он вышел к своим с территории противника. О Михееве Гура доложил, что он был сбит истребителями противника, о Кондрескул(?) сведений не поступало, но в боях 30 апреля он опять пропал без вести в боевом вылете, что говорит о том что он вернулся в свою часть после событий 12 апреля.
Противником наших летчиков были истребители из 7./JG 51, которые заявили три победы в это время:
12.04.44 Ltn. Friedrich Krakowitzer 7./JG 51 Yak-7 ; 42 849: at 1.200 m. 18.03
12.04.44 Ofw. Joachim Bussert 7./JG 51 Yak-7 ; 42 842: at 2.000 m. 18.06
12.04.44 Ofw. Joachim Bussert 7./JG 51 Yak-7 ; 42 851: at 1.000 m. 18.08

13.04.44
Активность авиации 6 ВА была минимальна 10 самолетовылетов сделали "Яки" 163 ИАП  и 4  самолетовылета - Пе-2 72 ДРАП.
Встреч с воздушным противником не было, но 2 Як-9 163 ИАП, летчики ст.л-т Конилевиц(?) и мл.л-т Харенко с задания не вернулись. Они сели на вынужденную посадку на своей территории, самолеты требовали замены винтов.

14.04.44
К разведке противника (с попутными штурмовками) были привлечены в это день "Илы" 3 ГШАД. Пара Ил-2, лейтенанты Молев - Мосин, в таком вылете в районе ст. Любомль, встретили 8 Ю-87 под прикрытием 4 ФВ-190. Немецкие истребители были выше и наши штурмовики атаковали "Юнкерсы" снизу с зади и заявили сбитыми 2 Ю-87. При развороте на обратный маршрут огнем МЗА был сбит Ил-2 Мосина, экипаж погиб.
В другом разведывательном вылете пары Ил-2, был сбит З/А Ил-2 капитана Горюнова, он сел на вынужденную на горящем самолете в районе Видуты, на территории противника.
10 Ил-2 атаковали скопление танков и другой техники противника в районе Мацегов(?), по докладам экипажей было подожжено и уничтожено до 20 танков, 15 автомашин и до 10 бронетранспортеров. Но при этом огнем зениток были сбиты и подбиты 3 Ил-2, два из которых перетянули линию фронта.
Истребители 336 ИАД произвели 18 боевых самолетовылетов (265 ИАП не летал), встреч с воздушным противником не было, потерь по данным 6 ВА нет.

15.04.44
3 ГШАД произвела 7 боевых вылетов, вечером 7 Ил-2 33 ГШАП по данным разведки нанесли удар по скоплению живой силы и техники в районе Олеск - Осеребы. По докладам экипажей было уничтожено до 10 автомашин и до отделения солдат, но противник встретил атакующих очень мощной ПВО. Огнем МЗА был сбит 1 Ил-2, летчик Кривошеин, самолет упал в районе цели, еще 2 Ил-2, мл. л-ты Коробков и Синицин с задания не вернулись. Последний по докладам экипажей был подбит МЗА и дымящийся шел на вынужденную посадку.
336 ИАД произвела 20 самолетовылетов, без встреч с воздушным противником.

17.04.44
В этот день авиация 6 ВА повысила свою активность, летчики 336 ИАД выполнили 72 боевых вылета. Был проведен 1 воздушный бой, пара Як-9 483 ИАП, ведущий Фатин, встретила 4 ФВ-190 и в завязавшемся бою ведущий атакой снизу с зади сбил 1 ФВ-190, самолет упал 4 км сев.-западнее Ковеля, (победа подтверждена наземными войсками), после чего 3 ФВ-190 вышли из боя пикированием. Однако данные о потерях JG 51 не подтверждают эту претензию.
На Ковельском направлении появилась новая часть - 248 ИАП армейского подчинения судя по всему. В ЖБД 6 ВА записано, что летчики полка в районе Ковеля провели 2 воздушных боя, в результате которых ими было заявлено сбитыми 2 ФВ-190. В свою очередь 1 Як-9 246 ИАП был сбит в воздушном бою, мл.л-т Бушменков выпрыгнул на парашюте над своими войсками и  спасся, еще 1 Як-9 полка был подбит, летчик ст.л-т Мирошниченко Д.Г. (18+0 побед, ГСС) совершил вынужденную посадку.
Со стороны противника есть одна заявка на победу :
17.04.44 Hptm. Karl-Heinz Weber 7./JG 51 LaGG-3 ; 42 686: at 200 m.  06.36
 Интересно, что по другим данным 248 ИАП с 1 апреля находился в резерве 16 ВА и боевой работы не вел.

Вновь вечером штурмовики 3 ГШАД произвели удар по противнику силами 23 Ил-2 в четырех группах. 2 Ил-2 из 431 ШАП были сбиты огнем З/А, летчик одного "Ила" мл.л-т Селевин  и его стрелок Щекатов, а также стрелок второго "Ила" Нисов выпрыгнули на парашютах и были отнесены в расположение наших войск, где приземлились и позднее доставлены в часть.
Также был подбит огнем МЗА 1 Ил-2 70 ГШАП, ст.л-т Бубликов - произвел вынужденную посадку на своей территории, экипаж здоров.

18.04.44
Активность авиации продолжала увеличиваться, 336 ИАД произвела 112 боевых самолетовылетов. Один Як-9 летчик 265 ИАП Булгаков, уже фигурировавший в событиях 5 апреля, был подбит З/А и совершил вынужденную посадку, самолет требовал ремонта ПАРМ.
8 Як-9 163 ИАП, при сопровождении штурмовиков,  встретили 1 ФВ-189 и 2 ФВ-190 и атаковали их, л-т Харенко сбил ФВ-189, ФВ-190 боя не приняли и ушли на свою территорию.
Истребители 248 ИАП провели два боя с ФВ-190ми, в результате которых заявили сбитыми 2 ФВ-190 без потерь со своей стороны. Известно, что один истребитель из I./JG51 был  поврежден в боевом вылете.
Штурмовики 3 ГШАД также увеличили активность, выполнив 79 вылетов, 1 Ил-2 был поврежден зенитками и совершил вынужденную посадку, а другой Ил-2 подбитый З/А сел на свой аэродром без шасси.

20.04.44
В этот день как и в предыдущий неблагоприятная погода ограничивала боевые действия 6 ВА. Летчики 163 ИАП в вылетах на разведку заявили сбитым 1 Fi 156 «Што;рх».

23.04.44
Звено Як-9 248 ИАП встретили разведчик ФВ-189 и сбили его.

25.04.44
Авиация 6 ВА была как и в предыдущие дни малоактивна, кроме летчиков 248 ИАП, которые прикрывали наземные войска и сопровождали разведчиков из 72 ДРАП. При этом авиаторы 248 ИАП провели три воздушных боя, в которых заявили сбитыми 1 ФВ-190 и 1 Ме-109, без потерь со своей стороны. Претензии летчиков 248 ИАП не подтверждаются известными данными о потерях противника.


26.04.44
163 ИАП имел задачу - разведка противника, как и зачастую в предыдущие дни. Во время разведывательных вылетов летчики полка сбили 1 ФВ-189 и 1 "Шторх" противника. Летчики 265 ИАП заявили сбитым 1 Хш-126, а летчики 248 ИАП добавили к этому 1 ФВ-189.

27.04.44
Противник начал частную наступательную операцию в районе Ковеля и активность авиации сторон заметно увеличилась.
"Илы" 3 ГШАД произвели по войскам противника 81 боевой вылет, отмечается сильное противодействие истребителей противника, во время выполнение задачи как правило происходил воздушный бой с ИА немцев.
В одном из боев 7 Ил-2 70 ГШАП, ведущий ст.л-т Бубликов, совместно с истребителями прикрытия, успешно отбили атаки истребителей противника, штурмовики заявили 1 ФВ-190 сбитым и 1 ФВ-190 подбитым.
А всего за день летчики 3 ГШАД штурмовики заявили сбитыми 2 ФВ-190, 1 Ме-109 и 1 Ю-87, а также подбитыми - 2 ФВ-190 и 1 Ме-109.
Безвозвратных потерь 3 ГШАД не понесли судя по всему, 4 Ил-2 совершили вынужденные посадки:
1 Ил-2 70 ГШАП, летчик мл.л-т Кудряшов, после выполнения задания, на кругу над своим аэродромом, обрезал мотор произвел вынужденную посадку без шасси, самолет требует ремонта.
1 Ил-2 70 ГШАП, летчик мл.л-т Корнейчук, сел на вынужденную по причине раскрутки винта из-за поломки Р-7, самолет требует ремонта.
1 Ил-2 70 ГШАП, летчик л-т Яковлев, произвел вынужденную посадку без шасси, по причине повреждений в результате воздушного боя, экипаж не вредим, самолет требует ремонта.
1 Ил-2 33 ГШАП, летчик мл.л-т Корецкий подбит огнем З/А и проивел вынужденную посадку, стрелок тяжело ранен.
 
Истребители 336 ИАД выполнили 115 самолетовылетов, из них подавляющее большинство - 87 на сопровождение штурмовиков, 16 - на прикрытие войск, 12 на разведку. С истребителями "Мельдерс" было проведено 9 воздушных боев, в которых по докладам летчиков было заявлено сбитыми 14 ФВ-190 и 2 Ме-109. Отличились летчики 265 ИАП, они при сопровождении "Илов" провели два успешных боя. В одном 8 Як-9 полка, ведущий л-тю Невьянцев, прикрывая 7 Ил-2, были атакованы 18 ФВ-190, и не смотря на то что советские истребители были скованы прикрытием штурмовиков, они успешно провели бой. Ст.л-т Скряга,л-т Булгаков, л-т Невьянцев и мл.л-т Глинский сбили по 1 ФВ-190.
В другом бою летчики 265 ИАП также сбили 4 ФВ-190, 12 Як-9 полка прикрывая 13 Ил-2 встретили 18 ФВ-190 и 6 Ме-109. Благодаря успешной организации боя ведущим группы Невьянцевым противник успеха не добился. В этом бою впервые в 265 ИАП действовали истребители Як-9Т, два летчика: Скряга и Булгаков сбили своих "Фоккеров" на таких машинах, еще по одному ФВ-190 сбили Невьянцев и мл.л-т Фабрика. В обоих боях полк потерь не имел.
За успешные действия ведущим групп 265 ИАП Свириденкову и Невьянцеву командующий 6 ВА обьявил благодарность.

163 ИАП действовал не столь успешно, летчики полка провели 2 воздушных боя в которых заявили сбитыми 2 ФВ-190, а сами при этом потеряли 2 Як-9. Мл.л-т Романов был сбит в воздушном бою и погиб, а ст.л-т Корсуньский (12+0 побед) не вернулся с боевого задания, последний на следующий день перелетел на свой аэродром с места вынужденной посадки и заявил что он сбил 1 ФВ-190 и 1 Ю-87, которые ему засчитали.

Истребители 483 ИАП прикрывая "Илы" провели 3 воздушных боя, в которых было заявлено сбитыми 4 ФВ-190 и 2 Ме-109. В свою очередь Як-9, летчик мл.л-т Гончар, был подбит в воздушном бою и из-за неисправности рулей управления при посадке разбил свой самолет. Другой ЯК-9 полка, летчик л-т Бонадысов(?), был подбит в воздушном бою и произвел вынужденную посадку, оба летчика живы.

Летчики 248 ИАП произвели 24 самолетовылета и в 2 воздушных боях заявили сбитыми 2 ФВ-190, без потерь со своей стороны.

Всего таким образом истребители 6 ВА заявили сбитыми 19 истребителей и 1 Ю-87 противника, потеряв в боях 2 Як-9 сбитыми и 1 Як-9 подбитым.
Летчики Эскадры "Мельдерс" заявили под Ковелем две победы:
27.04.44 Uffz. G;nther Josten 1./JG 51 MiG-3 ; 42 885: at 3.000 m. 11.23
27.04.44 Fw. Werner Prinz: i.z.Arb. 3./JG 51 Yak-1 ; 43 852: at 500 m. 13.35


Люфтваффе под Ковелем были значительно активней чем авиация 6 ВА, по данным ПВО было отмечено 734 самолетопролета противника, из них только 22 ночью (6 ВА проиаела 230 дневных самолетовылетов). Отмечаются мощные налеты группами до 37 Ю-87 под сильным прикрытием истребителей.

Эскадра "Мельдерс" потеряла в боях этого дня 2 истребителя из состава I./JG51 безвозвратно и 1 истребитель из III./JG51  был поврежден по данным немцев в результате зенитного огня.
Можно отметить в этот день все таки успешные действия истребительной авиации 6 ВА, советские летчики истребители во всех воздушных боях отстояли своих подопечных штурмовиков от сильных атак истребителей немцев. Хотя их заявки на победы были весьма преувеличены, истребители 336 ИАД и 248 ИАП сражались успешно и сами не понесли больших потерь.

28.04.44
3 ГШАД продолжала активно поддерживать наземные войска, штурмовики выполнили 84 самолетовылета на штурмовку войск и техники противника. Воздушных боев штурмовикам вести не приходилось, а немецкие зенитки подбили только 2 Ил-2.

Истребители 336 ИАД произвели 111 самолетовылетов: 95 на сопровождение "Илов" и 16 на разведку. Было проведено 4 воздушных боя в которых было заявлено сбитыми 5 самолетов: 3 ФВ-190, 1 ФВ-189, 1 До-217.
По данным 336 ИАД было заявлено сбитыми только 2 самолета противника, 265 ИАП провел 1 воздушный бой и сбил 1 ФВ-190, правда согласно ЖБД 265 ИАП они сбили - ФВ-189, а не истребитель. И подполковник Гращенко, вероятно летчик из управления дивизии, сбил на посадке 1 До-217.
Потери 336 ИАД - 1 Як-9 483 ИАП, летчик майор Фатин, не вернулся с боевого задания, другой Як-9 того же полка был подбит З/А противника и мл.л-т Богаев разбил его при посадке на своем аэродроме, летчик жив.
248 ИАП произвел 14 самолетовылетов, в одном воздушном бою был заявлен сбитым 1 ФВ-190. В свою очередь в воздушном бою был сбит 1 Як-9, летчик Чапликов(?).

Заявок на победы у Эскадры "Мельдерс" нет в этот день на этом направлении, по крайней мере они мне не известны, но победы они добились, минимум 1 Як-9 они сбили. Потерь немецкие истребители судя по всему не понесли.

С 28 апреля в состав 6 ВА была включена 234 ИАД в составе:
165 ИАП аэродром Колки - 24 Ла-5 (вероятно ошибка, полк входил в 286 ИАД)
157 ИАП ст. Голенувка - 28 Як-1
248 ИАП  Луцк - 11 Як-9Д и 6 Як-1

29.04.44
Активность авиации 6 ВА уменьшилась, штурмовики 3 ГШАД произвели только 12 самолетовылетов на штурмовку, потерь не было.
Летчики 336 ИАД произвели 28 боевых самолетовылетов, истребители 163 ИАП провели 2  воздушных боя, в которых заявили сбитыми 1 Ме-109 и 1 ФВ-189. Потерь полки дивизии не имели.
248 ИАП провел 8 самолетовылетов и 1 безрезультатный воздушный бой.
Заявка на победу на Ме-109 летчиков 163 ИАП не подтверждается известными данными противника.

30.04.44
В этот день обе стороны были очень активны в воздухе. Штурмовики 3 ГШАД выполнили 124 самолетовылета, а большинство истребителей 6 ВА занимались их прикрытием. Группа из 9 Ил-2 33 ГШАП, ведущий ст.л-т Белавин, под прикрытием 8 Як-9, в районе цели были атакованы 6 ФВ-190 и 4 Ме-109. В бою экипажи штурмовиков заявили сбитыми 3 ФВ-190, в свою очередь не вернулся из вылета 1 Ил-2, летчик мл.л-т Образцов, стрелок Заварухин, предположительно сбит истребителями немцев. В других боях штурмовиками был сбит еще 1 ФВ-190 и 1 ФВ-189 подбит, последнего добили потом истребители. В течении дня еще 1 Ил-2 из 33 ГШАП, летчик ст.л-т Богомолов с стрелком Немшилиным, не вернулся с боевого задания, он был подбит истребителями противника и совершил вынужденную посадку 1 км. сев.-западнее Велицк(?).

Истребителям "Мельдерс" в этот день, в отличии от 27 апреля, удалось пробиться к "Илам" с некоторым успехом, они были весьма точны в своих претензиях и заявили сбитыми два Ил-2:
30.04.44 Hptm. Joachim Brendel 1./JG 51 Il-2 ; 42 871: at 500 m.  13.47
30.04.44 Uffz. Helmut Bauhuber 9./JG 51 Il-2 m.H. ; 42 764: at 80 m. 10.10

Истребители 336 ИАД выполнили 114 боевых самолетовылетов, из которых 93 на сопровождение "Илов". Летчиками дивизии было проведено 11 групповых воздушных боев, в которых было заявлено сбитыми 17 самолетов: 11 ФВ-190, 3 Ме-109, 2 ФВ-189, 1 Ю-87.
Из них 163 ИАП заявил сбитыми 4 ФВ-190 и 2 Ме-109, без потерь со своей стороны.
Летчики 265 ИАП заявили сбитыми 3 ФВ-190, 2 Ме-109 (?),  1 ФВ-189. (по данным полка ФВ-190х сбито - 4). Потери составили 1 Як-9, летчик л-т Подлесный, не вернулся с боевого задания, по докладам экипажей он был сбит в воздушном бою и упал с горящей левой плоскостью.
483 ИАП при сопровождении "Илов" получается сбил остальных - 4 ФВ-190 и 1 Ю-87, ФВ-189. Но при этом полк понес серьезные потери, не вернулось с боевого задания 3 Як-9, летчики: ст.л-т Зорин, мл.л-т Кондраскул, мл.л-т Юсин. По уточненным данным   Зорин был сбит З/А, самолет разбит, летчик прибыл в часть. Скорей всего уточнение по докладу вернувшегося летчика.

Заявки JG 51 на сбитые "Яки":
30.04.44 Fw. Wilhelm H;bner Stabsstaffel/JG 51 Yak-7 ; 42 871: at 500 m. 10.55
30.04.44 Fw. M;ller 1./JG 51 Yak-7 ; 41 221: at 2.000 m. 17.15
30.04.44 Uffz. Kurt Gren 2./JG 51 Yak-7 ; 42 812: at 100 m. 10.27
30.04.44 Ltn. Karl-Heinz Nebel 2./JG 51 Yak-7 ; 42 766: at 1.000 m. 10.20
30.04.44 Oblt. G;nther Schack 9./JG 51 Yak-7 ; 42 841: at 800 m. 10.19




Летчики 234 ИАД произвели 76 самолетовылетов, в 5 воздушных боях они заявили сбитыми 2 ФВ-190 и 1 Ме-109, без потерь со своей стороны.



Впервые пошел в бой на этом участке 165 ИАП (286 ИАД), летчики полка произвели 52 самолетовылета, все на сопровождение штурмовиков. В 8 воздушных боях было заявлено сбитыми 5 Ме-109,  а свои потери были весьма большими: сбито З/А - 2 Ла-5, сбито в воздушных боях - 2 Ла-5, не вернулось с боевого задания 6 Ла-5.
В период с 7.50 - 9.02 6 Ла-5 165 ИАП прикрывали 6 Ил-2 431 ШАП, в районе цели группа была атакована 6 Ме-109 и 2 ФВ-190, в результате боя четырьмя Ме-109ми был сбит 1 Ла-5, летчик мл.л-т Желтов.
В период с 10.56 - 11.59 7 Ла-5 полка сопровождали 5 Ил-2 431 ШАП, в районе цели экипажи вели бой с 6 Ме-109 и 2 ФВ-190. В результате боя ведущий группы ст.л-т Токарев (16+0 побед) и мл.л-т Осипов сбили по одному Ме-109.  Два Ла-5, летчики мл.л-ты Моренко и Ермоленко с задания не вернулись. Позже выяснилось, что на самолете Моренко во время боя упало давление масла и он совершил вынужденную посадку, самолет требует ремонта ПАРМ-1, летчик невредим.
В период 10.56 - 11.58 8 Ла-5, ведущий майор Литвиненко прикрывали 5 Ил-2 431 ШАП. Один летчик возвратился не выполнив задания - не нашел своего ведущего. В районе цели встретили до 20 Ю-87, 3 Ла-5 атаковали замыкающих, в результате атаки мл.л-та Некрасова 1 Ю-87 задымил и пошел со снижением. Далее завязался бой с 8 Ме-109, в результате которого был сбит 1 Ла-5, мл.л-т Абрамитов, с горящей плоскостью шел на снижение.
В период 14.37 - 15.44 12 Ла-5 165 ИАП сопровождали 16 Ил-2 431 ШАП, в районе цели на высоте 1600 - 600 м.етров  завязался бой с 14 Ме-109. В бою Ла-5, л-т Гусов, был подбит и при посадке разбился и сгорел, Гусов выскочил из горящей машины, жыв. Летчики "Лавочкиных" заявили сбитыми 2 Ме-109 ( 1 Токарев лично), но при этом не вернулось с боевого задания 4 Ла-5, младшие лейтенанты: Макаров, Фатеев, Семивамшенко(?), Земляков. Позже выяснилось, что Фатеев оторвался от своего ведущего, потом отбил атаки от подбитого Ла-5 Макарова и произвел вынужденную посадку из-за израсходования горючего, самолет требует ремонта ПАРМ-1. Макаров на подбитом Ла-5 пытался сесть на аэродроме, но так как система выпуска шасси была перебита и вышло только одно колесо - разбил свой самолет на посадке и получил травмы.
В период 17.40 - 18.50 10 Ла-5 полка, ведущий майор Литвиненко, сопровождали 10 Ил-2 431 ШАП. В районе цели встретили до 20 Ме-109 и ФВ-190 и в завязавшемся бою Токаревым был заявлен сбитым 1 Ме-109. Ла-5 мл.л-та Бузина был подбит, получил многочисленные пробоины и повреждения. По докладу летчика Як-9 № 52 из 163 ИАП - мл.л-т Анашкин его выручил и сбил 2 Ме-109 но сам был подбит и свалился в штопор, падения не наблюдал. Анашкин не вернулся с задания. Он выпрыгнул на парашюте, вернулся в часть 2 мая.

Все бои 165 ИАП вели при сопровождении "Илов" в невыгодном положении и сталкивались они в основном с летчиками "Мессершмиттов" из I./JG 51, которые заявили 5 побед над "Лавочкиными":
30.04.44 Ltn. Gerhard Mai 1./JG 51 LaGG-5 ; 42 792: at 200 m. 07.32
30.04.44 Gefr. Albert Flieg 1./JG 51 LaGG-5 ; 42 722: at 500 m. 10.30
30.04.44 Uffz. G;nther Josten 1./JG 51 LaGG-5 ; 42 872: at 1.500 m. 14.00
30.04.44 Fw. Werner Prinz 3./JG 51 LaGG-5 ; 42 883: at 700 m. 17.12
30.04.44 Ofw. Herbert Bareuther 3./JG 51 LaGG-5 ; 42 873: at 1.200 m. 17.05

Можно с уверенностью сказать, что Герхард Май  сбил Желтова.
В период заявки Флиг Альберт не вернулись Ермоленко и Абрамитов.
В период заявки Йоштен Гюнтер были сбиты Гусов и Макаров, а  Семивамшенко(?), Земляков пропали без вести, что с ними стало в документах выяснить не удалось.
Принц или Баройтер сбили Анашкина и повредили Бузина.
Всего 165 ИАП потерял 8 Ла-5 в этих боях и судя по всему летчики I./JG 51 сбили даже больше чем заявили.

Всего советские истребители заявили сбитыми в этот день 13 (15) ФВ-190 и 10 Ме-109, к этому добавили штурмовики еще 4 ФВ-190.
Известные потери противника составили 4 истребителя из состава JG 51:
 Stabsstaffel/JG51 потерял 1 ФВ-190 поврежденным в боевом вылете.
I./JG51 потеряла 1 Bf 109G безвозвратно в боевом вылете.
III./JG51 потеряла 2 истребителя, скорей всего Bf 109G, которые были подбиты в воздушном бою и сильно повреждены.

Анализируя большие потери этого дня в 6 ВА сделали вывод: "Тактически не грамотно использовали наличие облачности (облачность 8 - 6 балов, высота 800 - 1600) ходили под нижней кромкой облаков, чем давали противнику безнаказанно атаковать из облаков (в окна) и снова уходить в облачность. Особенно в следствии этого большие потери понес 165 ИАП."
Интересный вывод, учитывая, что почти все вылеты были на сопровождение "Илов" и нахождение над облаками наверняка приводило бы к потере подопечных штурмовиков. Наверняка во всех боях немецкие истребители в тактическом плане имели преимущество, были выше по высоте, а наши истребители были скованы непосредственным сопровождением "Илов" и могли в основном только оборонятся, особенно в этой роли сопровождения провалился 165 ИАП вооруженный Ла-5.


Рецензии