Человек за бортом

­­­­­­­­

Маневр Вильямсона — один из трех рекомендованных маневров судна при падении человека
за борт. Считается самым надежным.

При падении человека за борт следует сбросить спасательный круг и выполнить ;;Маневр Вильямсона;;.

Для маневра руль кладется на борт в сторону упавшего. Когда судно уклонится по курсу на 60 градусов, руль кладут на другой борт и по завершении циркуляции одерживают судно для выхода на противоположный курс. Судно выйдет точно на бедолагу, а скорость погаснет сама при маневре. Во время маневра следует объявить тревогу и выставить наблюдателя.

На ходовом мостике любого судна вывешен постер с инструкцией. Вверху рисунок -схема «маневра Вильямсона», ниже сама инструкция. Она короткая и выглядит так: ;;Круг! Маневр! Тревога! Наблюдение!;;
Разбуди любого из нас, скажи ;;Человек за бортом;;, и мы тут же ответим: круг, маневр, тревога и наблюдение.

Он вернулся домой c впечатлением, что жизнь коротка, но может стать еще короче. Впечатлило одно неприятное происшествие.

Той ночью ;;Argermanland;; заканчивала погрузку березовых бревен на палубу, стоял декабрь и все надели теплые зимние комбинезоны.
Он вызвал на палубу 2-го помощника, спустился на обледенелый причал, проверил осадку судна и отругал крановщика - тот торопился и уже дважды уронил бревно между бортом и причалом. Он записал в блокнот осадку, развернулся, подскользнулся и слетел вниз между причалом и судном. То есть стал тем самым человеком за бортом, которому полагались круг, маневр, тревога и наблюдение. Блокнот тоже выронил.

Подтянув к груди колени, по пояс в ледяной воде, он уперся спиной в причал и ногами в борт судна, левую руку положил на бревно, утерянное нерадивым крановщиком. Сползание в бездну на время замедлилось. Небрежность крановщика оказалась кстати.
Вниз тянул намокший комбинезон, до верха причала и палубы было метра два. Он попытался дотянуться до причального кранца, но не дотянулся и соскользнул в воду по грудь. При любом движении он опускался ниже и ниже.
В конец всему не верилось, однако стало немного не по себе. Швартовные концы ослабли, в любой момент судно могло двинуться к причалу и раздавить его. Или отойти от причала, тогда он сразу пойдет ко дну. И еще он не был уверен, что кто-то заметил его падение.

Но крановщик на берегу заметил и произнес слова, которые он сам не раз произносил во время ежемесячных тренировок:
- Человек за бортом!
Голос крановщика показался взволнованным, на палубе появился 2-й помощник. Наконец-то. Cейчас он сбросит круг. Однако коллега взглянул сверху, помахал рукой и исчез.
Он забыл про спасательный круг. Cудно стояло у причала и выпадал главный элемент - ;;Маневр Вильямсона;;, порядок нарушился и инструкция дала сбой. Когда 2-й помощник вернулся с лесным стропом, вода доставала его нижней губы. Он вцепился в строп и ребята потащили его наверх.
Это не правда, будто бы у человека могут просыпаться неведомые ему доселе силы, в экзистенциальном состоянии, между жизнью и смертью. Ничего не проснулось. Между жизнью и смертью он не удержался, плюхнулся вниз и обнял милое бревно. Ребятам пришлось тащить его еще раз.
Потом он принял горячий душ, быстро переоделся и закончи погрузку.

Он благополучно завершил контракт и вернулся домой, что называется, родившись второй раз. Он не был дома шесть месяцев, но чувствовал себя неважно, не так, как всегда. Что называется, не в своей тарелке. В экзистенциальном состоянии - то есть случайно не сдох и часто хотелось выпить. Что-то произошло с ним. Может быть, это знак?

Он задумался - не оставить ли морскую работу.
Тем более, закончился срок действия диплома и морского паспорта. Для продления диплома нужно было пройти несколько тренажеров в Петербурге и сдать экзамены, на все уходило около двух месяцев и уйма денег. Он подумал — да ну его к черту, этот диплом.

Бросить морскую работу, однако, не удалось. Жена как раз предложила отселить куда-нибудь его маму, жившую с нами. Крепкая еще старуха, и 80-ти нет, справится. На своей кроватке сидел их маленький сынок, смотрел на него и тянул к нему ручки. Он купил маме квартиру, потратив все, что заработал за контракт.

Как-то зашел к маме в комнату. Мама сидела на полу и молча смотрела перед собой, вокруг разбросаны пожитки, мама готовилась к переезду. ;;Человек за бортом;;.
Он перевез маму в ее новое жилище и занялся продлением диплома. Жена с сыновьями, тем временем, на все лето уехала к своим родителям, погостить.

Свободное от тренажеров время он проводил в загородном доме, выкапывал или закапывал что-нибудь. Все валилось из рук, не было ощущения тверди под ногами. Вечерами сидел у камина с бокалом коньяка.

« Запой!, - c ужасом подумал Николай Иванович». ( Л. Андреев. «Из жизни штабс-капитана Каблукова». )

Так прошла неделя. Из города дорога к загородному дому пролегала мимо разрушенной часовенки с заброшенным кладбищем вокруг. Однажды вечером, проезжая мимо кладбища, он взглянул на могилки со старинными крестами чугунного литья, развернулся и помчался в обратном направлении, в город. Ему захотелось отпраздновать свое второе рождение а заодно посмотреть на улыбающихся людей.
Был вечер понедельника, в кафе было пусто, только за одним столиком сидели три женщины средних лет. Он направился было к выходу, но услышал за спиной смех и присел за соседний столик спиной к компании. Ведь именно за этим он вернулся в город, что бы слышать чей-то смех. Компания отмечала день рождения подруги и, судя по шальным глазам, не первый час.
Наконец, старшая, именинница, подошла к нему со спины, положила руку на плече и предложила потанцевать.

« Танцы....какая смешная вещь — танцы!»,- опять вспомнился штабс-капитан Каблуков.

Ничего смешного. За этим  он и развернулся у кладбища! За теплом чьей-то руки на своем плече. Как же это замечательно — положить ладонь на талию женщины. Или на бедро.
Проводив именинницу к столику, отметив обручальные кольца у всех троих, он принял приглашение присоединиться к торжеству.

Следующая в очереди на танец женщина положила свою ладонь ему на левое ухо и вдруг лизнула правое. Потом еще и еще, все время снизу вверх. Кутить — так кутить!
Впервые после падения за борт и отъезда жены он в вздохнул полной грудью. Вернулся в свою тарелку и даже на свой поднос.

Они вернулись к столику, именинница строго посмотрела на младшую подругу и отчитала баловницу:
- Вы вели себя непристойно!
Но тут же забыла о чем речь и уронила голову ему на плечо: - У тебя есть контрацептивы?

Третья подруга терпеливо ожидала, когда же потанцуют и с ней.
Они просидели в этом кафе до глубокой ночи. Весь вечер он танцевал по очереди с тремя подругами, весь вечер все четверо несли какую-то чушь и хохотали, как сумасшедшие. Весь вечер на него смотрели три пары влюбленных нетрезвых глаз.
Когда вода дошла до кончика носа — это ещё  не  конец. И продолжение следует. Судьба играючи подставит подходящее бревно, позже бросит спасательный круг или лесной строп.

Он получил новый диплом. Затем приглашение на работу капитаном в британской компании. Когда вернулась жена с сыновьями, его как раз вызвали на судно. На новом судне он провел семь месяцев, но это уже другая история.


Рецензии